Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Работа в космосе, кабинет на экране: как выбрать виртуальный офис

Фото: Pexels
Фото: Pexels
VR-коворкинги могут помочь удаленщикам сосредоточиться на делах, создать уютную атмосферу и даже эффективнее выстроить рабочие процессы. РБК Тренды выяснили, как это работает и какие перспективы у виртуальных офисов

Виртуальное пространство для коворкинга — это цифровое пространство, имитирующее физический офис. Такие пространства в первую очередь выступают в качестве центра совместной работы для удаленных команд. Они предоставляют функции обмена мгновенными сообщениями, видеосвязи и совместного использования экрана.

Популярность виртуальных коворкинг-пространств резко выросла с началом пандемии. Во время работы на удаленке виртуальные офисы помогают сосредоточиться на совместной деятельности и предотвратить выгорание сотрудников из-за одиночества. А некоторые используют виртуальную реальность просто для создания атмосферы, в которой будет проще и приятнее работать.

Что предлагают основные игроки рынка

Microsoft

Microsoft в марте 2021 года представила платформу Mesh, которая позволит участникам общаться в виртуальном пространстве, взаимодействуя с 3D-моделями. Теперь компания претендует на создание своей метавселенной.

Участники общения в Mesh представлены через виртуальные аватары от соцсети Microsoft AltspaceVR, которые способны передавать эмоции. Они получаются реалистичными благодаря «голопортации» — технологии 3D-захвата для передачи реалистичного изображения человека. Компания пообещала, что в будущем аватары заменят на голограммы.

Презентация Mesh

Летом Mesh обновили. Теперь пользователи на платформе могут взаимодействовать с объектами с помощью взгляда, а не рук. Также стала доступна функция совместного местоположения: если пользователи физически находятся в одном и том же месте, они смогут участвовать в общих сессиях без использования виртуальных аватаров.

Аватары в Mesh
Аватары в Mesh (Фото: Microsoft)

Кроме того, Microsoft разрабатывает для приложения Teams решение Together Mode. Этот режим позволяет собирать сотрудников на совещания в виртуальных офисах или конференц-залах.

Mesh работает с большинством гарнитур виртуальной реальности, планшетов, смартфонов и ПК, а также гарнитурами смешанной реальности HoloLens 2 от Microsoft.

Facebook

В октябре 2021 года Facebook объявила о переименовании в Meta. Компания собирается строить свою метавселенную, Metaverse. В августе компания уже показала собственное приложение виртуальной реальности Horizon Workrooms, которое, как ожидается, в будущем станет частью Metaverse. В Horizon Workrooms пользователи гарнитур Oculus Quest 2 могут встречаться в виде аватаров.

Презентация Horizon Workrooms

Рабочие комнаты будут работать в смешанной реальности, что позволит пользователям «перенести» стол и совместимую клавиатуру с собой. Они смогут делать заметки во время встреч, переносить файлы в VR и расшаривать свой экран для коллег.

Какие еще бывают площадки

Разработкой онлайн-коворкингов занимаются и относительно небольшие компании. Например, Walkabout Workplace предлагает смоделированное офисное пространство, в которое пользователи ходят на работу каждый день. Walkabout оснащен инструментами для совместной работы и общения, такими как видеозвонки, чаты, демонстрация экрана и боты для проведения онлайн-встреч, голосовых конференций и групповых обсуждений. В коворкинг встроен интерактивный план этажа, который обновляется в реальном времени. Там можно найти каждого сотрудника. Инструмент лучше всего подходит для малых и средних предприятий.

Walkabout Workplace
Walkabout Workplace (Фото: walkaboutworkplace.com)

Пакет на одного пользователя в Walkabout Workplace стоит $15, от двух до 49 человек $13, от 50 до 99 человек — $12, а, если пользователей больше, то цена пакета на одного человека снижается до $10 в месяц.

Другая платформа, Sococo, дает преимущества при работе географически разделенных команд. За действиями людей можно наблюдать с высоты птичьего полета в режиме реального времени. Платформа интегрируется, например, с Google Meets. Одна из «фишек» этого коворкинга — функция «постучите в дверь» для предложения спонтанного сотрудничества.

Sococo
Sococo (Фото: sococo.com)

Ограниченная версия доступна по цене $14,99 за человека в месяц (для команд от 10 человек), а неограниченная версия стоит $24,99 за человека в месяц (для команд от 100 человек). Бесплатную пробную версию можно использовать в течение 15 дней.

Еще одна платформа, Wurkr, предоставляет функции аудио- и видеообщения, обмена сообщениями, совместного использования экрана. Пользователи могут блокировать виртуальные помещения при проведении важных встреч.

Как работать в Wurkr

Тарифный план Lite бесплатный для всех пользователей. Премиум и профессиональный планы доступны по цене $25 и $23 за пользователя в месяц соответственно. Их можно попробовать бесплатно в течение 14 дней.

Особенностью коворкинга SpatialChat стала возможность организации онлайн-мероприятия для сотен или даже тысяч посетителей. Компании могут использовать Spatialchat для виртуальных конференций, международных конгрессов, онлайн-мероприятий, вебинаров, обучения и многого другого. Такой коворкинг стоит дороже обычного: план Starter доступен по цене $49,99 на человека в месяц, однодневный Day Pass обойдется в $300, а годовая подписка стоит $12 000.

Конференция в SpatialChat
Конференция в SpatialChat (Фото: spatial.chat)

Частные инициативы

«Я плыву в космосе, со всех сторон окруженный великолепным видом на галактику Млечный Путь. Передо мной висит экран размером с кинотеатр, плавно изогнутый, все на идеальном расстоянии для просмотра… Двухэтажный портретный дисплей показывает спецификации для текущей задачи поверх списка воспроизведения Spotify. Я включаю мелодию и погружаюсь в работу», — так описывает свой рабочий процесс разработчик Пол Томлинсон, который создал собственное собственное виртуальное пространство в 2019 году. Он отметил, что занимается работой по программированию прямо внутри этого пространства, используя продукты Google, Zoom, Slack, электронные таблицы и так далее. Он задействовал обычный ноутбук и применил программное обеспечение Immersed, а также купил VR-гарнитуру Oculus Quest 2 от Facebook.

Томлинсон использует для печатания стандартную клавиатуру и мышь. Он отмечает, что клавиатуру при желании тоже можно перенести в виртуальную реальность, чтобы отслеживать свои движения.

Также можно выбирать окружение, например, можно задать обстановку кафе и разместить внутри него предметы. Когда Томлинсону потребовалось отрепетировать свою презентацию перед живым выступлением, он создал площадку с лекторием.

Рабочий дисплей на фоне закатного неба
Рабочий дисплей на фоне закатного неба (Фото: blog.immersed.team)

Разработчик говорит, что VR также помогает ему сохранить ощущение работы с другими людьми даже на удаленке, так как в виртуальной реальности присутствуют их анимированные аватары. В Immersed можно создавать общие пространства и расшаривать экраны для презентаций и обсуждений.

Программист ожидает, что виртуальная среда станет реалистичнее, а взаимодействие для пользователей станет неотличимым от обычного.

Перспективы VR-технологий

По мнению специалистов аналитической компании ABI Research, пандемия серьезно ускорила развитие рынка виртуальной реальности, и в 2021 году тенденция сохранилась. Аналитики прогнозируют устойчивый рост как корпоративного, так и потребительского сегментов виртуальной реальности в течение следующих пяти лет на 42% ежегодно. По прогнозам, в 2026 году будет продаваться 50,1 млн VR-гарнитур. Помимо Facebook и Microsoft, свою лепту в спрос внесет и Apple, которая может выпустить собственную гарнитуру в ближайшие годы.

Аналитики PwC прогнозируют, что к 2030 году технологии виртуальной и дополненной реальности будут использоваться на 23,5 млн рабочих мест по всему миру.

В России по итогам 2020 года рынок виртуальной и дополненной реальности вырос на 16% и достиг 1,4 млрд рублей. К 2025 году его объем достигнет 7 млрд. А пятилетней перспективе эксперты ожидают роста рынка AR/VR в России со средними темпами 37% в год.

Обновлено 25.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть