«Трогательные» технологии: как компании используют VR-перчатки в бизнесе

Фото: Curious Saint / Shutterstock
Фото: Curious Saint / Shutterstock
Рассказываем, как и зачем тактильные технологии помогают сотрудникам корпораций почувствовать себя под пронизывающим ветром посреди океана или на ликвидации пожара

Об эксперте: Ирина Трипапина занимается маркетингом VR/AR-технологий и работает над созданием европейского XR-сообщества в Делфтском техническом университете (TU Delft) в Нидерландах.

Виртуальные симуляции, едва отличимые от реального мира, все больше закрепляются в бизнесе. По прогнозам PwC, к 2030 году AR и VR будут использоваться на 23,5 млн рабочих мест: для тренингов, удаленных встреч, поддержки клиентов. В это легко поверить: сегодняшние шлемы обеспечивают качественную картинку и глубину изображения, трекинг движений позволяет свободно перемещаться в виртуальных мирах и отрабатывать любые навыки — казалось бы, что еще нужно для полной реалистичности? О «виртуальности» даже самого детального мира напоминает отсутствие привычных тактильных ощущений: чувства физического касания деталей на тренинге по сборке автомобиля, вибрации дрели при обучении строительным работам, ощущения жара на тренинге по ликвидации огня. Вместо этого рука проходит сквозь корпус виртуальной машины, а в горящем здании оказывается комфортная офисная температура.

Реалистичность виртуальных тренингов напрямую влияет на усвоение информации. Для того, чтобы сохранить максимальную правдоподобность сценария, не подвергая сотрудников реальной опасности, компании используют перчатки для тактильных ощущений. Такие перчатки передают физическое чувство прикосновения, текстуры, формы, мягкости или твердости, движения объекта и используются в разных индустриях: от производства до маркетинга.

Тактильные перчатки для тренингов Volkswagen

Усиление чувства реалистичности — не главная задача «трогательных» технологий. Гораздо большую роль играет мышечная память: согласно исследованиям, использование касаний, тактильного взаимодействия с объектами рождает более детальные воспоминания, которые дольше сохраняются в памяти.

Тактильные перчатки используются для любых видов тренингов, исследований и проектов, где важную роль играет реалистичное взаимодействие с объектами или передача физических ощущений. Например, Volkswagen использовали перчатки SenseGlove для виртуального тренинга по сборке фургона T6: участники отрабатывали процедуру по сборке электрических компонентов в раздвижной двери автомобиля. Тренинг состоит из серии стандартных задач: от работы с электродрелью до монтирования проводов и других компонентов, которые должны соединяться друг с другом. Благодаря технологии обратной связи SenseGlove, участники тренинга могли не просто физически ощущать дрель в руке, но и чувствовать вибрацию прибора, упирающегося в виртуальную преграду. Эффект подобного физического взаимодействия происходит с помощью технологии обратной связи force-feedback, которая регулирует степень свободы и сопротивления пальцев, а также вибротактильной обратной связи vibrotactile feedback, которая создает ощущения вибрации, разнообразия текстур и эффект нажатия кнопок.

Фото: Gijs den Butter / SenseGlove
Фото: Gijs den Butter / SenseGlove

Тактильные перчатки для маркетинга Procter & Gamble

Procter and Gamble Health подошли к использованию VR и технологии тактильного взаимодействия с совершенно другой стороны: перчатки SenseGlove использовались для маркетинг-кампании о важности выявления нарушений здоровья на ранней стадии. Надев перчатки, участники (врачи и обычные люди) могли испытать на себе что чувствует человек с повреждением нерва: дрожь пальцев, невозможность удержать объект и контролировать движения руки. Перчатки также использовались на медицинских конференциях: настроенные на симуляцию симптомов повреждения нерва, они позволяли врачам и посетителям протестировать симптомы.

Все, что тебя касается, все, что меня касается

Тактильные перчатки — не единственный способ физически прочувствовать VR и повысить реалистичность симуляции. Помимо перчаток компании используют тактильные костюмы. Например, TESLASUIT переносит в цифровой мир все тело, передавая ощущения с помощью электрических импульсов. Подобные костюмы уже используются в сферах, где важно поместить в реалистичную симуляцию все тело полностью: тренинги по безопасности, подготовка спортсменов, реабилитация. Пользователи могут чувствовать не только тактильную отдачу вдоль всего тела, но и меняющиеся внешние условия: от жара до дождя и ветра. Так, не выходя из офиса, можно отработать эвакуацию с нефтяной платформы, ощущая пронизывающий холод и удары волн.

С ростом рынка виртуальной реальности, объем которого по прогнозам ABI Research, может превысить $24,5 млрд к 2024 году, тактильные технологии имеют все шансы коснуться каждого.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 12.10.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть