Виртуальное пространство для коворкинга — это цифровое пространство, имитирующее физический офис. Такие пространства в первую очередь выступают в качестве центра совместной работы для удаленных команд. Они предоставляют функции обмена мгновенными сообщениями, видеосвязи и совместного использования экрана.
Популярность виртуальных коворкинг-пространств резко выросла с началом пандемии. Во время работы на удаленке виртуальные офисы помогают сосредоточиться на совместной деятельности и предотвратить выгорание сотрудников из-за одиночества. А некоторые используют виртуальную реальность просто для создания атмосферы, в которой будет проще и приятнее работать.
Что предлагают основные игроки рынка
Microsoft
Microsoft в марте 2021 года представила платформу Mesh, которая позволит участникам общаться в виртуальном пространстве, взаимодействуя с 3D-моделями. Теперь компания претендует на создание своей метавселенной.
Участники общения в Mesh представлены через виртуальные аватары от соцсети Microsoft AltspaceVR, которые способны передавать эмоции. Они получаются реалистичными благодаря «голопортации» — технологии 3D-захвата для передачи реалистичного изображения человека. Компания пообещала, что в будущем аватары заменят на голограммы.
Летом Mesh обновили. Теперь пользователи на платформе могут взаимодействовать с объектами с помощью взгляда, а не рук. Также стала доступна функция совместного местоположения: если пользователи физически находятся в одном и том же месте, они смогут участвовать в общих сессиях без использования виртуальных аватаров.
Кроме того, Microsoft разрабатывает для приложения Teams решение Together Mode. Этот режим позволяет собирать сотрудников на совещания в виртуальных офисах или конференц-залах.
Mesh работает с большинством гарнитур виртуальной реальности, планшетов, смартфонов и ПК, а также гарнитурами смешанной реальности HoloLens 2 от Microsoft.
В октябре 2021 года Facebook объявила о переименовании в Meta. Компания собирается строить свою метавселенную, Metaverse. В августе компания уже показала собственное приложение виртуальной реальности Horizon Workrooms, которое, как ожидается, в будущем станет частью Metaverse. В Horizon Workrooms пользователи гарнитур Oculus Quest 2 могут встречаться в виде аватаров.
Рабочие комнаты будут работать в смешанной реальности, что позволит пользователям «перенести» стол и совместимую клавиатуру с собой. Они смогут делать заметки во время встреч, переносить файлы в VR и расшаривать свой экран для коллег.
Какие еще бывают площадки
Разработкой онлайн-коворкингов занимаются и относительно небольшие компании. Например, Walkabout Workplace предлагает смоделированное офисное пространство, в которое пользователи ходят на работу каждый день. Walkabout оснащен инструментами для совместной работы и общения, такими как видеозвонки, чаты, демонстрация экрана и боты для проведения онлайн-встреч, голосовых конференций и групповых обсуждений. В коворкинг встроен интерактивный план этажа, который обновляется в реальном времени. Там можно найти каждого сотрудника. Инструмент лучше всего подходит для малых и средних предприятий.
Пакет на одного пользователя в Walkabout Workplace стоит $15, от двух до 49 человек $13, от 50 до 99 человек — $12, а, если пользователей больше, то цена пакета на одного человека снижается до $10 в месяц.
Другая платформа, Sococo, дает преимущества при работе географически разделенных команд. За действиями людей можно наблюдать с высоты птичьего полета в режиме реального времени. Платформа интегрируется, например, с Google Meets. Одна из «фишек» этого коворкинга — функция «постучите в дверь» для предложения спонтанного сотрудничества.
Ограниченная версия доступна по цене $14,99 за человека в месяц (для команд от 10 человек), а неограниченная версия стоит $24,99 за человека в месяц (для команд от 100 человек). Бесплатную пробную версию можно использовать в течение 15 дней.
Еще одна платформа, Wurkr, предоставляет функции аудио- и видеообщения, обмена сообщениями, совместного использования экрана. Пользователи могут блокировать виртуальные помещения при проведении важных встреч.
Тарифный план Lite бесплатный для всех пользователей. Премиум и профессиональный планы доступны по цене $25 и $23 за пользователя в месяц соответственно. Их можно попробовать бесплатно в течение 14 дней.
Особенностью коворкинга SpatialChat стала возможность организации онлайн-мероприятия для сотен или даже тысяч посетителей. Компании могут использовать Spatialchat для виртуальных конференций, международных конгрессов, онлайн-мероприятий, вебинаров, обучения и многого другого. Такой коворкинг стоит дороже обычного: план Starter доступен по цене $49,99 на человека в месяц, однодневный Day Pass обойдется в $300, а годовая подписка стоит $12 000.
Частные инициативы
«Я плыву в космосе, со всех сторон окруженный великолепным видом на галактику Млечный Путь. Передо мной висит экран размером с кинотеатр, плавно изогнутый, все на идеальном расстоянии для просмотра… Двухэтажный портретный дисплей показывает спецификации для текущей задачи поверх списка воспроизведения Spotify. Я включаю мелодию и погружаюсь в работу», — так описывает свой рабочий процесс разработчик Пол Томлинсон, который создал собственное собственное виртуальное пространство в 2019 году. Он отметил, что занимается работой по программированию прямо внутри этого пространства, используя продукты Google, Zoom, Slack, электронные таблицы и так далее. Он задействовал обычный ноутбук и применил программное обеспечение Immersed, а также купил VR-гарнитуру Oculus Quest 2 от Facebook.
Томлинсон использует для печатания стандартную клавиатуру и мышь. Он отмечает, что клавиатуру при желании тоже можно перенести в виртуальную реальность, чтобы отслеживать свои движения.
Также можно выбирать окружение, например, можно задать обстановку кафе и разместить внутри него предметы. Когда Томлинсону потребовалось отрепетировать свою презентацию перед живым выступлением, он создал площадку с лекторием.
Разработчик говорит, что VR также помогает ему сохранить ощущение работы с другими людьми даже на удаленке, так как в виртуальной реальности присутствуют их анимированные аватары. В Immersed можно создавать общие пространства и расшаривать экраны для презентаций и обсуждений.
Программист ожидает, что виртуальная среда станет реалистичнее, а взаимодействие для пользователей станет неотличимым от обычного.
Перспективы VR-технологий
По мнению специалистов аналитической компании ABI Research, пандемия серьезно ускорила развитие рынка виртуальной реальности, и в 2021 году тенденция сохранилась. Аналитики прогнозируют устойчивый рост как корпоративного, так и потребительского сегментов виртуальной реальности в течение следующих пяти лет на 42% ежегодно. По прогнозам, в 2026 году будет продаваться 50,1 млн VR-гарнитур. Помимо Facebook и Microsoft, свою лепту в спрос внесет и Apple, которая может выпустить собственную гарнитуру в ближайшие годы.
Аналитики PwC прогнозируют, что к 2030 году технологии виртуальной и дополненной реальности будут использоваться на 23,5 млн рабочих мест по всему миру.
В России по итогам 2020 года рынок виртуальной и дополненной реальности вырос на 16% и достиг 1,4 млрд рублей. К 2025 году его объем достигнет 7 млрд. А пятилетней перспективе эксперты ожидают роста рынка AR/VR в России со средними темпами 37% в год.