Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Все свое ношу с собой: в чем реальная выгода виртуальных рабочих мест

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
2 августа 2021 года пользователям стала доступна новая операционная система Windows 365. Почему эксперты видят в этом событии чуть ли не начало революции на рынке труда и корпоративных ИТ-решений?

Об эксперте: Олег Лебедев, руководитель отдела развития ООО «ОБИТ».

Компания Microsoft создала платформу, которая, как говорят эксперты, позволит по-новому взглянуть на понятие повсеместной интеграции. Теперь пользователи могут в реальном времени работать со своими приложениями, инструментами и данными в привычной среде с любого доступного им устройства — будь то стационарный компьютер, ноутбук, iPad, устройства на Linux или Android. Новый Windows 365 — сервис, который позволяет компаниям создавать облачные ПК на базе Windows и назначать их сотрудникам. Доступ к системе можно получить через любой современный браузер или приложение Microsoft Remote Desktop.

Это кардинально поменяет структуру потребления ИТ-ресурсов и в перспективе приведет к переходу на их максимальное совместное использование.

Bring Your Own Device

В начале 2010-х в большинстве западных стран начала набирать обороты тенденция к использованию в рабочих целях собственного устройства. Со временем тенденция переросла в полноценный формат, получивший название Bring Your Own Device, или «Принеси свое собственное устройство» (BYOD). Еще до пандемии он стал повсеместным: согласно исследованию Gartner, 75% смартфонов, используемых в компаниях в 2018 году, находились в личной собственности сотрудников.

BYOD существенно повышает продуктивность: сотрудники, которые могут использовать наиболее комфортные и привычные для них устройства, работают лучше и проявляют большую лояльность к работодателю. Что еще более важно, BYOD экономит деньги компаний.

В ряде отраслей в развитых странах BYOD уже стала если не обязательным требованием, то одним из ключевых критериев при выборе работодателя.

Несмотря на определенные риски, связанные с защитой корпоративных данных, 69% лиц, принимающих решения в области ИТ, положительно относятся к BYOD, утверждается в исследовании Ingram Micro. Согласно же ITProPortal, сотрудник, который может использовать свое собственное устройство, работает в среднем на два часа в день больше.

Как подчеркивает в своем отчете компания Cisco,

зарплата — больше не инструмент для привлечения талантов. Новая валюта рабочего места — это свобода, в том числе свобода выбора профессиональных инструментов.

В России сотрудников по-прежнему мотивирует компенсация. Однако очевидно, что размер компенсации и инструменты повышения персональной эффективности связаны напрямую. Если сотрудники получат возможность улучшить свою производительность и результативность (и, следовательно, потенциально размер оплаты труда) с помощью лучших в своем классе продуктов и сервисов, выигрывают все.

По результатам исследования Cisco, компании, перешедшие на BYOD, в среднем экономят до $350 в год на каждом сотруднике. А по прогнозам Global Industry Analysts Inc., к 2026 году объем рынка BYOD превысит $157 млрд. Среди наиболее известных игроков — такие глобальные гиганты, как Accenture, Cisco, Honeywell, IBM, Oracle, SAP. Они же по большей части выступают и адептами этой модели.

Так, в SAP разработали специализированную мобильную платформу, позволяющую сотрудникам работать из любого места с собственного устройства. SAP также создала систему, которая позволяет выводить устройство из эксплуатации всего за минуту, что гарантирует защиту данных в случае потери или кражи, например, смартфона. Модель BYOD внедрялась на глобальном уровне, и все подразделения продемонстрировали рост показателей.

Последние тенденции, которым следуют глобальные разработчики (и пример Microsoft тому доказательство), говорят о том, что люди хотят сами выбирать ПО и сервисы для выполнения своих профессиональных обязанностей. Хотят, чтобы настроенное ими самими, «заточенное под них» и привычное рабочее место, которое позволяет им добиваться лучших результатов, было доступно в любом месте. Более того, при смене работодателя они хотят продолжать пользоваться своим рабочим местом — как прежде ремесленники пользовались своими инструментами.

Фото:РБК Тренды
Индустрия 4.0 Как мотивировать сотрудников на удаленке — опыт Microsoft

Bring Your Own Software

Пандемия только усилила эту тенденцию: работая из дома, сотрудники не просто используют собственные устройства, но и активно переходят на использование собственного программного обеспечения. Работодатели при всех своих опасениях не в силах этому противостоять: жесткие требования могут отпугнуть ценные кадры. Эти обстоятельства становятся драйвером для развития такой модели, как Bring Your Own Software (BYOS).

BYOS — это термин, закрепившийся за моделью работы, когда команды и сотрудники сами выбирают программное обеспечение, которое они предпочитают использовать, и подписываются на него, используя свою личную или корпоративную кредитную карту.

Вот пример использования BYOS в действии. Наступает вечер пятницы, а вы все еще не закончили проект и хотите поработать над ним дома на выходных. Для этого вам придется войти в сетевую файловую систему из дома, используя виртуальную частную сеть. Вероятно, она несколько раз отключится за время рабочей сессии, а закончив, вы отправите готовый проект по электронной почте самому себе. Либо, в обход корпоративных политик, вы просто «зальете» документ на файлообменник, который автоматически доступен онлайн на всех ваших синхронизируемых устройствах. Знакомо? Будь же у вас облачное рабочее место, вы бы без лишних усилий закончили и сохранили проект в привычной среде.

BYOS полностью снимает зависимость персонала от «диктатуры» ИТ-департамента и службы закупок, когда на любое дополнительное ПО необходимо составлять запрос, согласовывать его, а потом ждать, надеяться и верить, что он будет выполнен.

Такие сложности приводят к тому, что, несмотря на самую строгую политику безопасности, сотрудники скачивают и устанавливают нелицензионные или неодобренные компаниями программы — просто потому, что им нужны дополнительные опции.

Это явление широко распространено среди компаний любого размера. В недавнем опросе, проведенном Broadcade среди 200 ИТ-директоров, 83% респондентов сталкивались с использованием несанкционированного ПО, несмотря на то, что в их компаниях действовали правила, запрещающие приобретение SaaS (Software as a Service) без утверждения.

Работодатели признают, что SaaS выходит из-под контроля. Еще один опрос, проведенный Cloud Security Alliance, показал, что 72% ИТ-руководителей не знают, сколько теневых приложений используется в их организации. Это не удивительно. В компаниях с численностью 800–1000 человек каждый месяц по крайней мере один сотрудник устанавливает 7–10 новых продуктов SaaS.

Сотрудники уже привыкли работать так, как они хотят и когда хотят, с любым программным обеспечением, которое им лучше всего подходит. А когда у них есть возможность подписаться практически на любой SaaS с помощью кредитной карты, команды айтишников будут все больше отодвигаться на второй план.

Фото:Pixabay
Индустрия 4.0 Трудности перехода: как подготовиться к миграции в облако

Как изменится рынок

По данным IDC, более 50% расходов на технологии во всем мире уже выходит за пределы ИТ-бюджетов. Это создает тренд на смену парадигмы взаимоотношений «разработчик — покупатель». До недавнего времени поставщики корпоративного программного обеспечения продавали функции ИТ-директору, а не конечным пользователям, поэтому удобство работы с ними не было главным приоритетом. И действительно, программные корпоративные платформы прошлых лет вряд ли можно назвать «интуитивно понятными». В новых условиях, когда заказчиком выступает сам пользователь, поставщики решений вынуждены ориентироваться на его пожелания.

За последние пару лет произошел взрывной рост приложений, отчасти потому, что их стало проще создавать. Больше нет необходимости в дорогостоящем серверном оборудовании и аппаратных мощностях для разработчиков. Компании могут сократить расходы, уменьшить арендуемые площади, снизить накладные издержки на техподдержку и пользоваться масштабируемыми вычислительными мощностями по запросу.

В итоге на рынке появляется все больше продуктов со схожими функциями, и в конкурентной борьбе выиграет тот, кто «достучится» до каждого конкретного пользователя. Пользователь сам решает, хочет он работать в той или иной CRM-системе, например, устраивает ли его ее интерфейс и т.п. У работодателя больше нет «крепостного права» навязывать инструменты и решения. А это значит, что крупным корпорациям будет все сложнее получать заказы в b2b — в ближайшем будущем лицом, принимающим решения, будет не ИТ-директор, а сами сотрудники.

Чтобы достучаться до клиентов и обойти конкурентов, разработчики развивают модель freemium, при которой базовый продукт предоставляется бесплатно, а расширенная версия — по платной подписке. Сама модель не нова, но до недавнего времени она использовалась в основном для привлечения физических лиц, тогда как новый формат работы BYOS делает ее эффективным инструментом для завоевания бизнес-клиентов.

Схема проста: если пользователь оценит продукт и захочет применять его в работе, к нему присоединятся его коллеги и подчиненные. А когда достаточное число сотрудников начнет использовать один и тот же инструмент, организация будет вынуждена изучить возможность приобретения бизнес-аккаунта — как правило, из соображений безопасности.

Эта модель уже используется на Западе: такие компании, как, например, Box (специализируется на облачном хранении данных), добились успехов, используя восходящий маркетинг корпоративного программного обеспечения, что еще пять лет назад было не очень распространено.

Эта тенденция выгодна и самим работодателям. Есть пример, когда сотрудники одной компании по собственной инициативе начали пользоваться сервисом обмена файлами YouSendIt. ИТ-специалисты обратили внимание на это и внедрили его в масштабах всей компании, заменив службы FTP, которые стоили им $70 тыс. в год. Общая оплата YouSendIt за тот же период составила $25 тыс.

Что дальше

Для современных сотрудников виртуальное рабочее место становится неотъемлемой частью их предложения для работодателей — переходя с места на место, они хотят просто включить любое устройство и сразу оказаться в комфортной среде своей собственной профессиональной экосистемы.

Индустрия 4.0 Удаленная работа в VR: опыт компаний HP, HTC, Schlumberger и МТС

Следующий логический шаг — кросс-интеграция операционных систем и продуктов, возможность взаимодействовать с коллегами и партнерами, оставаясь в той системе/сервисе, который тебе удобен. Разработчики при создании своих решений должны будут предусматривать эту возможность или в итоге им придется уйти с рынка.

Если раньше персональный компьютер/ноутбук был центром цифровой вселенной пользователя, был максимально настроен под задачи и навыки, был его отражением, то теперь этот центр переезжает в облако. Сотрудники, особенно с высокой квалификацией и редкими компетенциями, приобретают свободу. Рынок труда трансформируется в сторону уберизации функций работников.

Меняя место работы или сферу деятельности, сотрудник может просто «выключить» свое рабочее место до того момента, когда решит вернуться к этому направлению, либо «взять его с собой» и использовать данные, накопленные в ходе профессиональной деятельности, на новом месте.

Еще один прогнозируемый тренд — появление сервиса преднастроенных виртуальных рабочих мест. Исходя из предпочтений, сферы деятельности, профессии и бизнеса пользователя, будет формироваться готовое рабочее место с уже установленными инструментами. Возможно, с использованием возможностей искусственного интеллекта.

Как у нас?

Чтобы преодолеть последствия пандемии COVID-19, компании сегодня внедряют инновации и цифровизуют бизнес в немыслимые ранее сроки. Проекты, которые ранее занимали не менее года, разворачиваются за несколько месяцев или даже недель — в среднем в три раза быстрее, чем до 2020 года.

Несмотря на то, что BYOD не успела набрать популярность в России, скорее всего, BYOS ждет взрывной рост. Это подтверждает статистика возвращений в офисы и массовое сокращение офисных пространств. Переход на Bring Your Own Device сдерживали соображения безопасности — Bring Your Own Software эту брешь закрывает: доступы к данным и корпоративной информации регулируются на всех уровнях.

Дополнительным фактором развития BYOS в России станет возможность для компаний экономить на ПО — многие продукты для пользователей-физлиц бесплатны или стоят дешевле, чем для корпоративных клиентов. Таким образом, нанимать сотрудников с собственным рабочим местом становится выгоднее, чем инвестировать в создание новых. И чем больше масштаб компании, тем существеннее преимущества.

Обновлено 26.08.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть