Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Оборонный заказ: как гражданские компании зарабатывают на армии

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Статус, деньги и госгарантии — получить оборонные заказы мечтают многие компании. Так, недавний контракт с Пентагоном на производство истребителей F-18 принес Boeing $4 млрд. Что еще делает для армии «гражданка»?

Эти бренды знает каждый — Boeing, General Electric, Rolls-Royce, «КамАЗ», Mitsubishi, Microsoft. Весь мир летает на их самолетах, ездит на их машинах и поездах, покупает бытовую технику, которую они производят, пользуется программным обеспечением. Однако с их конвейеров сходит не только мирная продукция. Производство оружия и оборонные заказы приносят им миллиарды долларов.

Что гражданские компании поставляют армии

В последнем отчете Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) приводятся такие цифры: в 2020 году международные военные расходы рекордно выросли на 2,6% и составили почти $2 трлн (это самый высокий показатель с 1988 года). 62% трат приходится на пять крупнейших игроков: США, Китай, Индия, Россия и Великобритания. Наибольшую долю имеют Штаты с потраченными $778 млрд или 39% всех «военных» денег.

Ежегодно за федеральные военные контракты в США конкурируют тысячи фирм, как оборонных, так и гражданских, т.е. выпускающих сугубо мирную продукцию. Как, например, Microsoft. В марте 2021 года военные объявили, что компания поставит в армию 120 тыс. гарнитур дополненной реальности Integrated Visual Augmentation System (IVAS), название коммерческого прототипа от Microsoft — HoloLens, стоимость контракта $21,88 млрд.

Стоимость одной гарнитуры составляет около $3,5 тыс, она крепится к каске, позволяет накладывать голограммы целей и местоположения команды на трехмерную карту местности, видеть в темноте и задымленности. Камеры AR могут совместить картинки прицела винтовки и обзора 360°. Взаимодействовать с системой можно голосом и жестами. IVAS дает офицерам возможность быть в центре событий и управлять действиями подчиненных, находясь на удалении.

Тестирование гарнитуры в полевых условиях инженеры Microsoft начали в 2018 году. С ее помощью можно не только воевать, но и тренироваться на конкретных ситуациях, случившихся в реальности. «Умные» очки запомнят и покажут все

Куда более тесные и давние связи с военными имеет японская корпорация Mitsubishi. В годы Второй мировой войны она вооружала армию, ее бомбардировщики A6M2 Zero в декабре 1941 года уничтожили Перл-Харбор — американскую базу на Гавайях. После войны гигантскую корпорацию Mitsubishi в наказание разделили на 44 независимые компании, однако к XXI веку бренд вновь сотрудничает с Минобороны.

Для японских вооруженных сил корпорация производит подлодки, эсминцы, боевые самолеты, зенитно-ракетные комплексы. В 2020 году Mitsubishi объявила о создании к 2035 году истребителя-невидимки последнего поколения, который заменит устаревающий F-2. На разработку самолета компания надеется получить от Министерства обороны $556 млн.

Эмблема Mitsubishi узнаваема — красные ромбы на белом фоне, образующие трилистник. Ее можно увидеть на всех продуктах, которые компания выпускает для гражданского населения: на оборудовании для теплоэлектростанций, корпусах заводов по добыче нефти и газа, гражданских самолетах (например, доля участия корпорации в создании Boeing 787, или по-другому Dreamliner — 35%), кораблях, бытовой технике (кондиционерах, например) и, конечно же, автомобилях.

Практически каждая автомобильная компания хоть раз становилась военным подрядчиком. В годы Второй мировой войны машины Opel составляли около 90% всех грузовиков и 60% легковых автомобилей немецкой армии, с конвейеров Renault сходили танки для нацистов, BMW и Daimler-Benz делали двигатели для истребителей. Audi снабжала немцев зенитными пушками, боевыми торпедами, авиационными и танковыми двигателями и даже стрелковым оружием, Volkswagen — автомобилями-амфибиями, а Maybach — танковыми двигателями.

Коммерческими партнерами армии становятся и узкопрофильные гражданские фирмы, специализирующиеся на каком-то одном направлении. Как, например, швейцарская часовая компания Luminox — официальный поставщик «морских котиков», спецназа ВМФ США.

Производитель уверяет, что создавал тактические часы специально для условий штурмовых и поисково-спасательных операций, они высоконадежны и выдерживают сверхнагрузки. А значит, прекрасно подходят и любителям экстремального спорта, которые их и выбирают.

В рекламных целях Luminox часто участвует в съемках фильмов: кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена», 2001 год
В рекламных целях Luminox часто участвует в съемках фильмов: кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена», 2001 год

Часы Luminox закупают не только американские военные, их носят также пилоты, водолазы, минеры, спецназовцы Швейцарии, Австрии, Южной Кореи, Сингапура, Японии, Китая.

Кто поднимает военных и гражданских в небо

Военные спутники, самолеты, вертолеты и вооружение для них — одна из самых денежных статей, которые приносит оборонзаказ. Почти всегда это направление находится в руках оборонных предприятий, вроде Lockheed Martin, выручка которого на 82% зависит от военных контрактов и только 18% приходится на производство различных космических систем для NASA.

Гражданских игроков в «воздушном» военном секторе не так много. Часто их привлекают для переоснащения, обслуживания и ремонта, как, например, компанию Rolls-Royce, «в миру» известную своими роскошными автомобилями. Министерство обороны Великобритании в августе 2019 года подписало с ней соглашение о технической поддержке истребителей Typhoon, находящихся на вооружении Королевских ВВС до 2024 года.

Трехлетний контракт стоимостью $4 млрд на модернизацию ударного истребителя F / A-18 Super Hornet Block II получила корпорация Boeing — в 2020 году уступившая титул мирового лидера гражданского самолетостроения европейской компании Airbus.

На самолетах Airbus летает российский «Аэрофлот», они есть в авиапарке «S7», «Уральских авиалиний», «России». А для крупнейших армий мира Airbus делает многоцелевые истребители Eurofighter Typhoon (кроме Великобритании они стоят на вооружении в Германии, Италии, Испании, Австрии, Саудовской Аравии), военно-транспортные самолеты А400М, С295 и CN235, дроны и спутники.

Фото:Андрей Любимов / РБК
Экономика инноваций Незаметные истребители и универсальные скафандры: новинки МАКС-2021

Космос коммерческий и военный

До 2000-х годов космосом занимались только правительственные агентства вроде американского NASA или российского «Роскосмоса». А потом появился Илон Маск со своей идеей колонизировать Марс и другие планеты Солнечной системы. Он первым из частников придумал, как сделать орбитальные корабли многоразовыми, а не строить новые аппараты для каждого полета, чтобы летать на ракетах было почти так же просто, как на самолетах. И в 2021 году впервые отправил людей к МКС.

Запуск Crew Dragon 2 23 апреля 2021 года. Возвращение на Землю планируется не раньше 31 октября. Спускаемая капсула совершит мягкую посадку на парашютах в Атлантике.

Успехи SpaceX открыли перед американским военными простор для самых смелых решений, и они заказали инженерам Маска производство грузовой ракеты. Суть проекта Rocket Cargo состоит в том, что многоразовый космический корабль взлетает на орбиту со скоростью 12 тыс. км/ч, приземляется через час в любой точке мира, разгружается и отправляется обратно. Около 100 т военного груза переместятся из Флориды в Афганистан в 15 раз быстрее, чем их доставил бы военно-транспортный самолет C-17 Globemaster, летящий на своей предельной скорости 950 км/ч.

А к концу 2022 года за $149 млн SpaceX обещала Пентагону построить четыре военных спутника для слежения за запусками вражеских ракет. В случае обнаружения угрозы военные на Земле будут предупреждены с помощью лазерной линии связи, после чего рассчитают, как отразить удар.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Разведка без боя: чем в космосе занимаются военные России и мира

От мобильников до «КамАЗов» — гражданская продукция в российской армии

В отличие от США, где значительную долю оборонзаказа выполняют частные подрядчики, в России производством вооружения и нуждами армии в основном занимаются мощные государственные корпорации. В рейтинг 100 крупнейших военно-промышленных предприятий мира 2020 года по версии американского издания Defense News вошли две российские компании: концерн «Алмаз-Антей» (20 место) и корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (42 место).

«КамАЗ» в этот перечень не попал, зато отечественной армии он служит со времен Советского Союза. Под свои нужды военные переделали сугубо гражданские грузовики: машины используются как база для установки оружия и для перевозки солдат и грузов.

В 2020 году российские разведчики и спецназовцы получили первые капсульные машины — бронегрузовики КамАЗ-5350, защищающие от пуль, осколков и мин. На каждую установлена система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которая глушит сотовую связь и ставит помехи беспилотникам. Новые бронемашины будут служить в горах и пустынях.

Сотрудничать с армией вызвался и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), Минобороны заказало ему поставки беспилотников «Форпост-Р» на ₽30 млрд. Среди достоинств — дальность и длительность полета, возможность круглосуточной разведки с помощью радиотехнических и радиолокационных средств и улучшенная защита против антидрон-систем. Первый полет «Форпоста-Р» прошел хорошо, в отличие от испытаний аналогичного БПЛА «Аист», разработанного московским НИИ «Кулон» по заказу Минобороны в 2010 году. Во время показательного полета на аэродроме под Рыбинском он рухнул и взорвался прямо на глазах заказчиков.

В 2019 году российский президент запретил использовать смартфоны в армии. Компания «Открытая мобильная платформа» (ОМП), «дочка» «Ростелекома», тут же предложила решение — новый мобильный телефон без привычных мессенджеров и соцсетей на базе ОС «Аврора». Предполагается, что для военных будет создана своя информационно-мобильная инфраструктура со всеми нужными приложениями, при этом общение будет защищено ГОСТ шифрованием и доверенным VPN. Гражданские и военные специалисты трудятся над созданием нового телефона в армейском технополисе «Эра».

Коммерческий успех военной одежды

Есть компании, которые с армией уже давно не сотрудничают, однако те давние военные заказы дали им преференции на десятилетия вперед. В 1902 году Burberry разработала полевую форму для постоянной британской армии, а в 1912 году запатентовала свой водоотталкивающий плащ-пальто, тренчкот (от англ. trench — окоп, траншея, прообраз сегодняшних всемирно известных тренчей Burberry), который носили офицеры. Сегодня средняя стоимость плаща Burberry — $2,3 тыс.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Оружие прогресса: как военные технологии изменяли мирную жизнь

Американская фирма Alpha Industries в 1959 году стала официальным поставщиком униформы ВВС США. В числе прочего она шила куртки (бомберы) для летчиков с яркой оранжевой подкладкой, которая предназначена для подачи сигнала SOS. В какой-то момент бомберов оказалось так много, что пришлось распродавать их гражданскому населению. Покупателям настолько понравилась качественная и красивая военная одежда, что Alpha Industries успешно продает аналоги до сих пор, практически не меняя фасон.

Специально для военных летчиков по контракту с Генеральным штабом ВВС Италии кожаные куртки шила Aeronautica Militare. Оливковый цвет, летная стилистика, оригинальные знаки отличия, вышивка и принты так полюбились обычным покупателям, что когда контракт с военными закончился, куртки стали основой ежегодной коллекции одежды бренда.

Бренд обращался к итальянскому командованию за разрешением использовать на куртках в коммерческих целях аутентичные знаки и армейские нашивки
Бренд обращался к итальянскому командованию за разрешением использовать на куртках в коммерческих целях аутентичные знаки и армейские нашивки (Фото: Aeronautica Militare)

Обновлено 04.08.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть