Минимально жизнеспособный: как MVP помогает продукту выйти на рынок

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Понимание того, что твой продукт или услуга будут востребованы, является главным условием успешного запуска бизнеса. РБК Тренды разобрались в том, как в этом помогает создание MVP
Время на чтение: 8–10 минут

Содержание

  1. Чем MVP полезен для бизнеса
  2. Примеры MVP
  3. Типы MVP
  4. Этапы создания MVP

MVP (или Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — это самая ранняя версия продукта, у которой есть минимальный набор функций, достаточный для презентации публике и проверке на первых потребителях. Однако такой продукт обязан демонстрировать достаточную ценность для пользователей.

Понятие ввел в оборот в 2001 году соучредитель и президент консалтинговой фирмы SyncDev Фрэнк Робинсон. Он определил MVP как итог «синхронной разработки» или одновременного развития продукта и исследования целевой аудитории.

MVP отличается от прототипа тем, что представляет собой рабочий продукт, который должен выполнять обозначенную функцию наилучшим образом. К примеру, это может быть бета-версия сайта компании, функциональность которой затем дополнят, изучив поведение первых посетителей.

Чем MVP полезен для бизнеса

Создание MVP дает прямые и косвенные финансовые преимущества. Оно позволяет бизнесу:

  • получить обратную связь от целевой аудитории, чтобы доработать продукт перед его выводом на широкий рынок;
  • быстрее выпустить продукт на рынок и получать прибыль еще до завершения процесса его разработки;
  • убедить инвесторов в более серьезном финансировании на завершение разработки;
  • сэкономить средства на анализе рынка и целевой аудитории.

Примеры MVP

  • Uber

Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик в 2010 году запустили приложение для iPhone UberCab, которое позволяло пассажирам арендовать для поездки автомобили премиум-класса всего в полтора раза дороже стоимости обычного такси. Идея у создателей родилась после того, как они заметили, что тарифы на городское такси стали несоразмерно высокими. Изначально приложение работало на ограниченной территории и с узкой целевой аудиторией, но спустя год бета-тестирования создатели смогли привлечь первые крупные инвестиции.

UberCab
UberCab

  • Airbnb

В 2008 году Брайан Чески и Джо Геббиа не смогли платить за квартиру-лофт в Сан-Франциско и решили проверить, существует ли спрос на аренду комнат напрямую от хозяина. Они создали простой одностраничный сайт с фотографиями своей квартиры и начали сдавать собственный чердак. Молодым дизайнерам удалось рассчитаться со всеми долгами. Уже в 2009 году их стартап привлек внимание Пола Грэма и получил первые инвестиции от его бизнес-инкубатора Y Combinator. После этого Чески и Геббиа поехали в Нью-Йорк, где ходили по домам клиентов и расспрашивали их об опыте аренды. Вскоре они поняли, что многих квартиросъемщиков отталкивают изображения плохого качества, которые фигурировали в объявлениях. Тогда молодые дизайнеры взяли напрокат зеркальный фотоаппарат и отправились по адресам в Манхэттене и Бруклине, чтобы самим фотографировать квартиры арендодателей.

MVP Airbnb
MVP Airbnb (Фото: techcrunch.com)

  • Spotify

Разработчики MVP стримингового сервиса сконцентрировались на функции потоковой передачи музыки. По итогам закрытого бета-тестирования приложения для Windows они заключили контракты с крупными лейблами и смогли получить значительное финансирование для своего проекта.

MVP Spotify
MVP Spotify (Фото: madebymany.com)

  • Foursquare

Авторы идеи создали MVP с чеки́нами и наградами за них в виде бейджей. После тестирования они начали расширять возможности сервиса, добавили рекомендации и путеводители по городам.

MVP Foursquare
MVP Foursquare (Фото: techcrunch.com)

  • Groupon

Изначально создатели сервиса купонов запустили сайт The Point, объединяющий людей, которые не могли в одиночку выполнить какую-либо задачу. Тестирование показало, что идею нужно сузить. Тогда был запущен кастомизированный блог на платформе Wordpress, куда вручную добавляли информацию о возможностях коллективных скидок. При подписке на сайт его пользователи получали по почте рассылку с PDF-файлами о скидках.

MVP Groupon
MVP Groupon (Фото: mashable.com)

  • Wildberries

Основательница маркетплейса Татьяна Бакальчук сначала закупила женскую одежду из Германии, затем создала сайт и запустила рекламу своего магазина на платформе Passions.ru. Бакальчук использовала каталоги Otto и Quelle, которые работали в России только через агентов, но не были представлены в сети. В отличие от агентов, которые брали около 15% комиссии, она выставила агентское вознаграждение в размере 10% и не брала предоплату.

  • Dropbox

История файлового хостинга началась с трехминутного демо-видео, которое объясняло идею и ценность будущего продукта. Оно получило множество положительных отзывов и набрало миллионы просмотров, что помогло привлечь инвесторов.

Демо-видео Dropbox

  • WhatsApp

В 2009 году Ян Кум и Брайан Эктон решили создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании и так далее. Контакты пользователей этой книги получали соответствующие всплывающие уведомления. Однако вскоре они стали использовать статусы для общения. Тогда создатели выпустили новую версию WhatsApp с функцией отправки сообщений.

WhatsApp 2.0
WhatsApp 2.0 (Фото: feedough.com)

Типы MVP

Существует несколько основных подходов к созданию MVP. В зависимости от этого выделяют несколько типов такого продукта.

  • Волшебник страны Оз

Волшебник страны Оз использовал трюки, чтобы притворяться тем, кем он на самом деле не был. То же можно сказать о данном типе MVP. Продукт только кажется функциональным, но на самом деле его разработчик делает всю работу вручную. Это нужно для того, чтобы проверить саму концепцию продукта и понять, востребован ли он. Так развивался сайт заказа обуви Zappos. Изначально у авторов идеи не было ни склада, ни закупленных партий товара, а существовал лишь сайт с фотографиями обуви. Когда ее начали заказывать, разработчики обновили функциональность сайта.

  • MVP-консьерж

Продукт работает по тому же принципу, что и в случае с Волшебником страны Оз: изначально все работы выполняются вручную. Однако клиенты при этом осознают, что за товаром или услугой стоит человек. Сотрудники службы финансового планирования и инвестиций Wealthfront изначально общались напрямую с клиентами, которым нужна была помощь в управлении капиталом, а автоматизированная система появилась позднее. Такой тип MVP помогает сформировать план развития продукта и собрать фидбэк от целевой аудитории.

  • Разрозненный MVP

Цель такого типа продукта состоит в том, чтобы донести до клиентов ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Его используют, чтобы проверить и реализовать идею без разработки уникального программного обеспечения. Так начал работать Groupon. Создатели начали с сайта на Wordpress, где все взаимодействие с пользователями осуществлялось по электронной почте. Лишь позднее сервис дополнили социальными функциями, полноценной email-рассылкой и мобильным приложением.

  • Продукт с одним параметром

Это рабочий продукт с минимальным набором функций, которые нужно проверить. Такой тип MVP позволяет сформировать целевую группу, получить обратную связь и проанализировать ее, а также провести тестирование функциональности.

Этапы создания MVP

Чтобы создать успешный продукт, потребуется детальный план его развития. Предварительно нужно подтвердить базовые принципы и методы MVP. Команда должна следовать им на протяжении всего процесса. При этом нужно стремиться потратить как можно меньше денег и усилий.

Выделяют несколько этапов проверки идеи и превращения ее в продукт.

  1. Обозначить проблему для решения. Необходимо в нескольких словах ответить на вопрос: для чего нужен этот продукт.
  2. Определить целевую аудиторию и сузить ее. Для начала нужно подготовить развернутое описание клиента или покупателя: определить его возраст, пол, образование, сферы работы и уровень доходов. Можно указать конкретные привычки и хобби.
  3. Проанализировать конкурентов. Выяснить сильные и слабые стороны их продуктов, чтобы определить функциональность своего собственного. Проанализировать трех главных игроков рынка, исследовать их прошлые и текущие стратегии, объем продаж, доходы, финансовые и маркетинговые цели. Информацию можно брать на сайтах компаний, в блогах, журналах и газетах, а также посещать деловые мероприятия с участием конкурентов. подойдут и инструменты программной аналитики, такие как Similar Web, Ahrefs, Quantcast, App Annie или AppFollow, которые собирают данные о сайтах и приложениях.
  4. Провести SWOT-анализ. Этот метод стратегического планирования крупные компании используют для принятия управленческих решений и формирования бизнес-политики. Он позволяет определить сильные и слабые стороны продукта, его возможности и угрозы для MVP.
  5. Определить карту путей пользователя (user flow) — тот путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Это позволит разработать требования к контенту и дизайну сайтов и приложений.
  6. Составить список функций с градацией по приоритету. Он должен начинаться с обязательных функций для будущего продукта. В этом помогут пользовательские истории — описания полезных функций с точки зрения пользователей.
  7. Определить объем MVP. Для начала нужно создать продукт с самыми необходимыми функциями, отделив их от несущественных.
  8. Выбрать наиболее подходящий тип MVP.
  9. Провести альфа- и бета-тестирование. Первое представляет собой внутреннее тестирование, когда продукт оценивает близкое окружение. В режиме бета можно позволить реальным пользователям попробовать продукт в течение короткого срока и проанализировать обратную связь. Затем продукт обновляется и снова выходит в бета-тестирование. Количество циклов «создания-тестирования» и их временные рамки зависят от типа продукта.

SWOT-анализ проекта
SWOT-анализ проекта (Фото: stecpoint.ru)

Идея MVP отвечает концепции «бережливого стартапа». Главная цель создания заключается в тестировании концепции или продукта на рынке. Именно по его итогам бизнес может принимать решения о выпуске. Автор методики развития клиентов Стив Бланк говорит, что главная причина провала успешных по многим показателям проектов — это недостаточное знание своих клиентов. Это подтверждает и исследование CB Insights, согласно которому в 42% случаев причиной провала стартапа становится отсутствие рыночного спроса. Создание MVP позволяет понять потребности аудитории на ранних стадиях развития продукта и не выпускать на рынок товар или услугу, которая не будет пользоваться популярностью.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Что такое стартап и как развить его в успешный бизнес

MVP подходит не только для стартапов, но и при разработке решений на предприятиях. Зачастую разработка нового продукты достаточно сложна, а изменения сопряжены с серьезными рисками. Концепция Minimum Viable предполагает небольшие и постепенные изменения, которые достаточно безопасны и позволяют внедрять функции или обновления, не доставляя неудобств клиентам.

Обновлено 30.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть