Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как информация превратилась в фастфуд: подкаст «Что изменилось?»

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В последнем выпуске третьего сезона вместе с экспертами рассуждаем о том, как быстрые форматы контента влияют на наше мышление и объясняем, почему мы так активно следим за трендами в сети
Время на чтение: 3–5 минут; 38–40 минут с прослушиванием подкаста

Гости выпуска:

Янина Ледовая — маркетинговый аналитик в JetBrains. Янина объяснила, почему мы стали рассуждать о «клиповом мышлении», хотя его на самом деле не существует, а также рассказала, как можно научиться концентрироваться на решении одной задачи.

Александр Щепилов — руководитель маркетинга «Клипов ВКонтакте». Александр рассказал, как приложения выстраивают экосистемы, чтобы помочь пользователям, а также о том, как может выглядеть потребление информации в будущем.

Ведущий подкаста — Гоша Рудаков — мультимедийный продюсер РБК Трендов.

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще следите за нами в Instagram «Что изменилось?» и Telegram РБК Трендов — там мы подробно обсуждаем то, что не успели проговорить в выпуске, и делимся интересными материалами по теме.

Таймлайн беседы

01:01-7:38 — Почему клипового мышления не существует

7:38-18:44 — Клиповость и социальные связи

18:44-24:10 — «Быть как кумир»: как работают тренды

24:10-28:52 — Помогают ли пользователям экосистемы приложений

28:52-34:50 — Будущее клиповой культуры

Клиповое мышление: почему его не существует

Существует понятие «клиповая культура», но объяснения «клипового мышления» невозможно найти ни в одном серьезном труде по психологии — это бытовой термин без академического содержания, говорит Янина. Впервые о клиповой культуре еще в 1980-е годы рассказал американский философ и исследователь медиа Элвин Тоффлер. Он рассуждал о том, как благодаря музыке и рекламе на телевидении культура начала превращаться в быстроменяющиеся отрезки.

Мышление — это умственная деятельность, направленная на решение задач, и она по определению не может быть «клиповой». Появление такого термина — не более чем попытка описать феномен слишком быстрого переключения внимания за счет существования в среде с быстрым потоком информации.

Александр считает, что клиповую культуру нельзя считать злом. Стоит посмотреть на нее с бытовой точки зрения и обратить внимание на то, как технологические инструменты упрощают и улучшают жизнь человека. Информации стало значительно больше, поэтому короткие видеоролики — логичная эволюция. Более того, «клиповый» контент — это не только развлечения, но и, допустим, образовательный контент, отмечает эксперт.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Клиповое мышление: как меняется потребление информации в XXI веке

Что происходит в голове, когда мы потребляем так много информации?

Александр считает, что клипы — это позитивный фильтр для мозгового перегруза. С точки зрения ИТ, можно посмотреть на них как на базовую поисковую систему в интернете: мозг сканирует образы вокруг себя, выделяет самые яркие и соединяет их, исходя из ключевых слов, тегов и символов. Преимущество «клиповости» заключается в том, что человек может быстро «нырять» в информационный поток, но также быстро и выныривать из него. В современном динамичном мире способность быстро обрабатывать информацию — это преимущество, но не стоит забывать про анализ и детализацию.

С одной стороны, быстрые форматы можно сравнивать с фастфудом. С другой, у человека всегда есть потребность в новизне и в информации, которая дает возможность уменьшить неопределенность, объясняет Янина. Многозадачности не существует, есть только способность быстро переключаться между разными задачами. Важно тренировать этот навык, но не менее важно — учиться концентрироваться на текущих задачах. Помочь выработать это могут медитация, просмотр старых фильмов и чтение книг без картинок.

Почему люди хотят стать частью трендов

Объяснение популярности трендовых роликов можно найти в социальной психологии, которая занимается изучением индивидов в группах. Есть несколько типов психологического воздействия, влияющих на человека: заражение, подражание, внушение, убеждение. Как минимум заражение и подражание срабатывают в процессе заинтересованности трендом, объясняет Янина. Нельзя исключать и зеркальные нейроны, желание почувствовать себя частью сообщества.

Александр уверен, что люди устали от старых форматов коммуникации, поэтому возрастает популярность общения через тренды в социальных сетях, которые восполняют нехватку нового и предлагают понятные сценарии. Трендовые ролики позволяют быть наравне с блогерами и знаменитостями, которые тоже следят за трендами.

Будущее клипов

Эксперты считают, что хронометраж от 15 до 60 секунд — это оптимальная длина вертикальных видео. Возможно, если видео будут короче, то не получится полноценного высказывания, говорит Янина.

Александр предположил, что в отдаленном будущем мы, вероятно, будем узнавать новую информацию через клетки организма, куда информация будет попадать с помощью нанороботов.

Еще по теме:

Обновлено 16.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть