Об экспертах:
- Павел Биленко, академический руководитель образовательных модулей бизнес-школы СКОЛКОВО в Кремниевой долине, преподаватель практики в области «умных» технологий и Индустрии 4.0.
- Сергей Ночовный, Юлия Красильникова, представители hardware-агентства РУКИ.
Почему появляются новые модели
Портативные станки, 3D-принтеры и распределенные фабричные цеха открыли миллионам людей доступ к производственным процессам, а цифровые платформы и маркетплейсы упростили логистику и дистрибуцию. Но у такой демократизации есть и обратная сторона: на рынке обостряется конкуренция. И, как следствие, появляется запрос на новые бизнес-модели.
Ситуацию также усложняет все большая фрагментация цепи поставок. Любой форс-мажор, например, недавний инцидент с блокировкой Суэцкого канала, запускает эффект домино. А его последствия затрагивают сотни игроков — от крупных корпораций до мелких производителей. Вдобавок на рынок влияют крупные онлайн-платформы, демократизация дизайна и массовая кастомизация, тренд на устойчивое развитие.
Последние пару лет мы изучали эти изменения, общались с производственниками из разных стран и мониторили тренды. Результатом этого исследования стал отчет «Фабрики в контейнерах, MaaS-платформы и локальные микроцеха: главные производственные бизнес-модели 2020-х».
Разберем семь тактик, которые используют современные производственные компании, чтобы получить конкурентное преимущество и перейти на новые форматы монетизации.
1. Производство как сервис
MaaS-платформы (Manufacturing-as-a-Service) предлагают клиентам отдельные производственные модули — например, литье пластмасс, 3D-печать или сборку. Они могут выступать посредником между заказчиками и исполнителями или самостоятельно выполнять заказы.
Один из таких примеров — онлайн-цеха (Web Shops), которые принимают заказы на определенные виды работ. Такие цеха работают даже с небольшими партиями, при этом клиент может заранее автоматически рассчитать смету.
Другой вариант MaaS-модели — онлайн-платформы, которые не владеют производственным оборудованием, но имеют доступ к сети партнерских фабрик. Они выполняют функцию агрегатора или маркетплейса.
Посредники также занимаются комплектацией заказов, логистикой, оформлением документов, арендой складов. Такой формат позволяет непроизводственным компаниям выйти на рынок за счет своих SaaS-решений (цифровых платформ, удобного ПО). А небольшим стартапам помогает сократить издержки и оперативно найти надежных партнеров.
2. Выпуск продукции под запрос
C2M-стратегия (Customer-to-Manufacturer, или Community-to-Manufacturer) предусматривает, что производство получает данные напрямую от клиентов. А затем, опираясь на их пожелания и предпочтения, выпускает продукты с определенным дизайном и в определенном количестве.
Наибольшую популярность C2M-стратегия получила в Китае благодаря e-commerce площадкам, таким как Taobao, и местным блогерам. Используя лайв-стримы, они подогревают интерес к одежде и аксессуарам собственного бренда и собирают предзаказы. На этой стадии готовы только прототипы — серийное производство еще не запущено. Как только блогер получает предзаказы, фабрики начинают шить самые популярные модели ограниченным тиражом. Благодаря продвинутому фабричному ПО коллекцию можно изготовить всего за девять дней.
C2M-модель используют и производители электроники. Они анализируют предпочтения аудитории и после этого определяют ключевые характеристики устройства, такие как дизайн и функционал. Применяя эту модель, компании могут не только выпускать более релевантные для аудитории продукты, но и снижать издержки, в том числе через оптимизацию производства и сокращение излишков.
3. Экспериментальный краудсорсинг
Разработчикам материальных продуктов сложнее получить инвестиции, чем digital-компаниям. В результате, многие ищут альтернативные методы привлечения капитала и пробуют краудсорсинг. Для одних привлеченные средства становятся основным ресурсом. Другие используют не денежный, а человеческий капитал, и с помощью нетворкинга решают различные продуктовые задачи.
Интересный кейс — российская команда проекта Flipper Zero, которая в 2020 году привлекла на Kickstarter почти $5 млн на разработку «тамагочи для хакеров». На всех этапах работы над продуктом стартап привлекал сообщество. Проводил кастдев-исследования на Habr и Reddit, а сложные организационные вопросы с посредниками решал через соцсети.
Современный бренд может не обращаться к консалтинговым агентствам и трендвотчерам, а изучать потребности своей аудитории самостоятельно и оперативно превращать инсайты в продукты. Но в целом это скорее вспомогательная стратегия, которая частично сокращает затраты и ускоряет бюрократические процессы.
4. Распределенные фабрики
Благодаря децентрализации и фрагментации производственных центров компании могут запускать небольшие фабрики где угодно — в центре города, в лаборатории университета, в сельской местности или в гараже. Например, китайские e-commerce площадки создают рабочие места в деревнях. Местные жители открывают на дому крошечные кустарные производства, где изготавливают простые изделия массового спроса.
Появляются и передвижные «капсульные» фабрики, которые можно быстро перемещать и устанавливать. Разработкой контейнерных микропроизводств занимается, например, гигант Unilever. В 2020 году компания оборудовала небольшой контейнер по производству бульона в Нидерландах.
Извлечь выгоду из такой бизнес-модели могут и владельцы распределенных фабрик, и их пользователи. Например, Taobao не приходится заключать контракты с крупными подрядчиками, сосредоточенными в отдельных регионах — она может точечно открывать сельские цеха по всему Китаю.
5. Технологические хабы
Подобные хабы создают платформу для производств, исследований и экспериментов. Они располагают интеллектуальным и социальным капиталом, цехами, оборудованием, лабораториями. Но, в отличие от классических технопарков, они минимально связаны бюрократией.
Хабы объединяют инженеров и дизайнеров, ученых, маркетологов, продакт-менеджеров. Здесь готовый продукт или технология становятся результатом труда десятков людей из разных структур или организаций. Поэтому формат не выгоден компаниям, которые заинтересованы в единоличном извлечении прибыли.
В то же время хаб позволяет быстро выпускать товары повышенного спроса — например, медицинское оборудование во время пандемии или спасательную технику в условиях природных катастроф. Яркий пример технологического центра нового типа — американский проект New Lab, резиденты которого в 2020 году за короткий срок разработали и лицензировали мини-аппарат для ИВЛ.
6. Продажа ПО и монетизация данных
Производственные компании могут зарабатывать не только на материальных активах, но и на цифровых — предоставлять доступ к 3D-файлам, предлагать сервисное обслуживание, собирать и анализировать данные с IoT-датчиков. Этот формат широко распространен во многих странах — например, в Британии 78% производств стремится зарабатывать на дополнительных сервисах.
Некоторые предоставляют устройства по подписной модели (Equipment-as-a-Service). Так, немецкая Kaeser Compressors устанавливает компрессоры на фабрике, но клиент платит не за сам агрегат, а за его использование по минутам. Другой пример — компания Caterpillar, которая предоставляет оборудование с датчиками, а за анализ и обработку данных берет регулярную плату.
Такая модель, опять же, снижает порог входа в индустрию. Обладая уникальным ноу-хау, компания может построить бизнес на своих услугах, не привлекая крупных инвестиций на старте.
7. Доработка и переработка
Производства могут заниматься не только выпуском новых товаров, но и доработкой старых. Один из интересных трендов сегодня — фабричный апгрейд (remanufacturing). Он позволяет интегрировать в старое устройство новые модули, обновить прошивку или усовершенствовать дизайн с помощью 3D-печати. Технологию уже применяют для ретрофиттинга различных устройств — от компьютеров до автомобилей.
Поскольку многие функции гаджетов и оборудования зависят от ПО, часто для апгрейда достаточно скачать новую прошивку. Такие услуги предлагают, например, Tesla и производитель наушников Nuraphone.
Ресайклинг изделий тоже может стать основой бизнес-модели. Компании, которые занимаются безотходным производством и переработкой, могут зарабатывать на этом разными способами. Во-первых, через оптимизацию ресурсов и повторное использование материалов. Во-вторых, через продление срока службы товаров. Оно позволяет внедрять новые бизнес-модели, в том числе подписные.
Технологии и методы производства постоянно эволюционируют, а с ними меняются и привычные бизнес-модели. Ключевой тренд сегодня — это платформы и экосистемы. Но на рынке до сих пор нет централизованных платформ, которые помогли бы объединить все процессы производства — от создания прототипа до логистики. Поэтому определяющую роль в успешном запуске продуктов по-прежнему играет человеческий фактор: менеджмент, предприниматели, координаторы, посредники и, конечно, сообщество.