В новом выпуске мы общаемся с Майей Драгановой, руководителем стратегических проектов сельскохозяйственного направления бизнеса компании Bayer в Европе, на Среднем Востоке и в Африке. Майя объяснила, как развитие фундаментальной науки влияет на ее практическое применение.
Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук и профессор МГУ, рассказал, как молодые ученые строят карьеру и где искать достоверную информацию о научных открытиях.
Таймлайн беседы:
1:43 — Что такое науки о «жизни»?
4:38 — Практические решения: что может предложить наука?
8:27 — Наука — это не только про открытия, но и про конкуренцию?
15:58 — Зачем люди идут заниматься наукой?
22:28 — Заниматься наукой — это перспективно?
27:17 — Школьная программа: что точно нужно запомнить?
29:13 — Как проверять достоверность научной информации?
Роль школы в научном образовании
По мнению Дубынина, главное для школы — заинтересовать учеников в процессе обучения, дать возможность осознать, что они сами могут что-то создавать на основе полученных знаний и более глубокого изучения дисциплин. Драганова уверена, что задача школы — дать базовые знания, побудить интерес к науке.
Знаний очень много, копить их надо со школы. В то же время, мир постоянно меняется и ставит перед наукой новые вызовы. Именно поэтому важны методология и способы мышления. Необходимо понять, куда идет наука, и предсказывать риски.
Как построить карьеру в науке
Прежде всего стоит понять, что науки о жизни — это огромная область, которая касается и промышленных дисциплин, и медицины. В начале пути стоит определиться, что именно увлекает вас в научном плане, какие дисциплины или явления.
Дубынин рассказал, что студенты, поступающие на факультеты естественных наук, редко думают о практике. Их больше интересуют фундаментальные исследования тайн жизни.
Научный путь достаточно мобилен: молодые исследователи могут менять свою специализацию.
Соревновательность научной среды
В своей книге «Социология науки» Роберт Мертон поделился рассуждением о том, что наука — это не только про открытия, но и про общественное признание. По мнению социолога, для исследователей важен соревновательный процесс. Дубынин объяснил, что ощущение соревнования есть всегда, но сейчас наука — это не про одиночек. Исследователи создают лаборатории, в которых работают целой командой. И среди молодых ученых появляется все больше тех, кто ориентирован на совместные исследования.
Драганова же отметила, что соревновательность больше характерна для практической среды. Конкуренция проявляется тогда, когда уже готовый продукт выходит на рынок, потому что именно в этот момент разработчики начинают бороться за внимание потребителя. Любые открытия должны иметь коммерческий потенциал, так как финансирование поступает преимущественно из частных источников. Здесь важно учитывать сроки окупаемости готовой продукции. Например, сельскохозяйственные инвестиции окупятся через 8-10 лет, в то время как фармацевтические — через 12-15 лет. У компании Bayer на разработки уходит 15% дохода.
Дубынин рассказал, что соперничество присуще и фундаментальной сфере. Например, существуют такие грызуны — голые землекопы. Этот вид интересен исследователям из-за сравнительно долгой для грызуна продолжительности жизни (около 30 лет). Многие лаборатории пытаются раскрыть секрет долголетия голых землекопов. И в научной сфере победит тот, кто первый обнаружит причину. Ученый сравнил поле современной науки с «золотой лихорадкой»: существует много сфер, где почти все изучено, но остается большой пласт неизведанных областей.
Для чего нужна наука?
Одним из последних открытий стало создание «генетических ножниц», технологии, позволяющей редактировать геном. Суть инструмента заключается в том, что есть эталонный кусочек ДНК, по которому можно исправить «поломки». Дубынин рассказал, что любое исследование начинается с изучения растений — именно на уровне их генетики отлаживаются технологии.
Согласно опросу Bayer, подавляющее большинство респондентов (95%) считают, наука нужна для того, чтобы предлагать практические решения. Драганова также полагает, что наука ради науки уже неинтересна, но фундаментальные знания нельзя использовать сразу: только через пять, а иногда и через 20 лет.
Сейчас у общества есть запрос на новые решения, которые помогут справиться с современными вызовами. Например, спасение климата или обеспечение безопасности окружающей среды. Евросоюз представил Европейское «зеленое» соглашение, в котором одной из целью развития экономики является рациональное использование ресурсов. Драганова рассказала, что ЕС планирует к 2050 году создать нейтральную к применению углеводорода среду.
Где искать проверенную информацию о научных открытиях
Драганова уверена, что от фейков может спасти рациональное мышление. Дубынин, в свою очередь, объяснил, что за любой достоверной информацией стоит профессионал, поэтому лучше всего — читать первоисточники, научные статьи. Альтернатива этому — обзоры, но лучше всего от самих ученых. Можно искать ответы и в научной журналистике, но только убедитесь, что у автора есть не только медиа-образование, но и образование, связанное с естественными науками.
Еще один вариант — посещать научно-популярные лекции и курсы. Если вы хотите проверить свои знания по научной тематике, можете попробовать принять участие в Лиге знаний «Естественный интеллект». Это интерактивное тестирование в области всех естественных наук: химии, физики, биологии и географии. Задания не рассчитаны на проверку знаний. Основная цель — посмотреть, как люди применяют эти знания на практике.
Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще подпишитесь на нас в Instagram и Telegram — там мы подробно обсуждаем то, о чем не успели поговорить за время выпуска, и делимся интересными материалами по теме.