Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Миллион на SMM: как технологии изменили музыкальный рынок

Фото:Вера Парохина
Фото: Вера Парохина
Правильное продвижение и цифровые площадки позволяют артистам быстро стать знаменитыми. Но чтобы удержать популярность, по-прежнему нужны харизма и живой контакт с аудиторией

Об эксперте: Мария Опарина, генеральный директор «Первого Музыкального».

Источники заработка: от стримов до мобильного контента

Каждый месяц потребление стримов (прослушиваний) каталога «Первого музыкального» составляет 1,5 млрд. Это самый крупный и быстрорастущий сегмент потребления музыкальных произведений.

По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), в РФ эти сервисы даже популярнее, чем в других странах. Пару лет назад ими пользовались 87% россиян, слушающих музыку. Общемировой показатель составлял всего 61%. Более свежих данных по России нет, но, судя по всему, доля таких пользователей и объем потребления продолжает расти — как и во всем мире.

Стриминговые платформы перевернули рынок, почти полностью заменив собой физические носители. Ушли в прошлое компакт-диски и аудиокассеты, которые когда-то приносили серьезный доход. Вместо них теперь — Apple Music, «Яндекс Музыка», Boom и т.д. Недавно на российском рынке появился Spotify, который также легально использует музыку и платит вознаграждение обладателям авторского и смежных прав.

«Трек недоступен в вашем регионе»: как стриминг определяет доступ и цены Фото:РБК Тренды

Тем не менее, стриминг — не единственный способ заработать на музыке. Определенную долю дохода может обеспечить так называемая синхронизация, то есть лицензирование музыки для использования в кино, сериалах и телепрограммах. Сегодня «Первое Музыкальное» занимает на рынке синхронизации больше 50%, и для наших артистов это значительная статья прибыли.

Кроме того, серьезным источником заработка в последнее время стала реклама. Раньше она была доступна только очень популярным и медийным исполнителям и, как правило, речь шла только о роликах на ТВ или радио.

Теперь форматов стало больше, а рекламодатели все реже смотрят на уровень медийности артиста. Им важнее количество подписчиков в соцсетях и возможность нативно разместить рекламу. Мы, со своей стороны, стараемся не просто продать права на саму песню, но и интегрировать артиста в рекламные истории. В результате многие из них зарабатывают на рекламе не меньше, чем, скажем, на живых концертах.

По-прежнему приносит прибыль и мобильный музыкальный контент: владельцы смартфонов платят, чтобы установить любимый трек вместо обычного звонка. Мода на такие мелодии постепенно сходит на нет вместе с объемом поступлений от этого сегмента. Вполне возможно, что вскоре мобильный контент совсем перестанет генерировать доход, и на его месте появится что-то другое.

Полное право: кто защищает авторов

Однако чтобы заработать на музыкальных произведениях, сначала артистам нужно правильно оформить и защитить свои права. В целом российская система защиты прав похожа на европейские и американские.

Создатели композиций регистрируют права в Российском авторском обществе (РАО). Такая регистрация служит доказательством, что тот или иной человек действительно является автором произведения. РАО, в свою очередь, мониторит использование музыки и следит, чтобы автору выплачивалось вознаграждение. Как правило, это касается публичного использования. Если артист или автор не зарегистрировал свои права в РАО или в лейбле, то в случае нарушения использования его трека, артисту придется разбираться самостоятельно.

Чтобы упростить себе жизнь и не тратить время на мониторинг незаконного использования контента, чаще всего правообладатели передают права лейблам, в том числе «Первому Музыкальному». А мы уже оказываем им полную юридическую поддержку и отслеживаем нарушения в любых областях, включая публичную и интернет-сферу.

Зачем платить за воздух: выживет ли авторское право в цифровой экономике Фото:jurgenfr / Shutterstock, Tingey Injury Law Firm / Unsplash

Сейчас в нашем каталоге более миллиона позиций. Это крупнейший каталог в России: мы занимаем больше 30% рынка. «Первое Музыкальное» представляет многих популярных артистов, в том числе «Ленинград», Monatik, Ивана Дорна, Zivert, Нюшу и Iowa. Чтобы отследить использование их треков, требуются серьезные ресурсы.

Другое дело, что механизмы регулирования авторского и смежных прав в России пока не очень совершенны. Законодательство не успевает за развитием технологий и нуждается в обновлении. Четвертая часть Гражданского кодекса, которая регулирует вопросы защиты интеллектуальной собственности, принята в 2008 году.

Никак не прописаны и права аранжировщиков, которые вносят все больший вклад в создание треков. Возьмите любую песню Билли Айлиш или Леди Гаги: именно аранжировки зачастую делают их хитом. Но изначально по российскому законодательству аранжировщик не признается автором произведения, а значит не получает долю от дохода за использование произведения. Единственный вариант — включить создателя аранжировки в соавторы музыки.

Здесь мы медленно, но верно идем к западной практике, где в соавторы включают не только аранжировщиков, но и создателей сэмплов. Поэтому у одной песни может быть до десяти авторов.То есть потенциальных возможностей для заработка на музыкальных произведениях у авторов и соавторов становится больше.

Продвижение в цифре: попасть на платформы

Пытаясь заработать на своей музыке, молодые артисты чаще всего возлагают основные надежды на цифровые технологии и платформы. Частично этот расчет оправдан.

В цифровых сервисах группа компаний «Первого Музыкального» занимает около 20% рынка. И наш опыт показывает, что удачная, но не мега-хитовая песня может принести от миллиона рублей в год только на диджитал-площадках. А дальше, если трек становится популярным в цифровом пространстве, его замечают, берут на радио, в кино и телепрограммы, исполняют в кафе и ресторанах.

Но как молодому исполнителю запустить этот процесс? Просто выложить трек в соцсети и надеяться, что он станет популярным? Теоретически такое возможно, но на практике происходит крайне редко.

Музыка онлайн бесплатно: как стриминг изменил музыкальную индустрию Фото:Pexels, Look Studio / Shutterstock

Задача номер один для создателя трека не попасть на цифровые платформы, а получить качественное промо. Это большой челлендж не только для начинающих исполнителей, но и для профессиональных участников рынка.

Напрямую повлиять на редакционные советы цифровых платформ практически нереально. Но можно выстроить с ними сотрудничество и партнерские отношения. Поскольку «Первое Музыкальное» уже давно на этом рынке с большим количество релизов, то механизм сотрудничества с платформами у нас хорошо отрегулирован.

Продвигать новую музыку в цифровом пространстве также очень помогают музыкальные агрегаторы. НЦА (Национальный Цифровой Агрегатор) — единственный российский агрегатор. Он позволяет размещать произведения сразу на множество цифровых витрин по всему миру и получать промо-поддержку от платформ. При этом сервис не просто аккумулирует средства и выплачивает их артистам, но и предоставляет подробную статистику прослушиваний и просмотров вплоть до конкретного города.

Сыграть в долгую: аналитика, харизма и концерты

Главное, что мешает талантливым исполнителям найти свою аудиторию и заработать на своих произведениях в диджитале, это дичайшая конкуренция и огромные скорости, на которых теперь работает музыкальный рынок. Если раньше аудитория готова была десятилетиями слушать Юрия Антонова или Валерию, то сейчас список любимых исполнителей меняется раз в несколько недель, особенно у детей и подростков. А клипы и новые треки артисты выпускают уже не один-два раза в год, а едва ли не каждый месяц.

В мире «быстрых артистов» продвижение песни или клипа часто превращается в соревнование бюджетов. Пытаясь сделать релиз заметным, многие сжигают огромные суммы на таргетированную рекламу и SMM.

На продвижение одного трека можно легко потратить до миллиона рублей. То есть ровно столько же, сколько вы заработаете на нем за год в цифровом пространстве. Но часто бывает, что как только заканчиваются деньги на продвижение, аудитория мгновенно забывает трек и артиста. И так же мгновенно они вылетают из чартов.

Если судить по практике, то выжить и закрепиться в чартах надолго смогут те, кто сумеет наработать большую и лояльную аудиторию. Такую, которая готова постоянно слушать артиста, регулярно голосовать за его треки и покупать билеты на концерты.

Дискотека века: откуда Spotify и Apple Music знают наши музыкальные вкусы Фото:Adam Rakús / Unsplash

Чтобы ее привлечь, не сжигая огромных сумм на продвижение, мы стараемся делать ставку на цифровую аналитику. Внимательно отслеживаем реакцию аудитории на разных площадках. Ведь можно вложить 30 тыс. руб. и обеспечить органический рост просмотров и прослушиваний. А можно потратить сотни тысяч, но получить только мимолетную узнаваемость и быстро потеряться на фоне конкурентов.

Однако несмотря на все те возможности, которые дают нам технологии, только цифровым пространством ограничиваться нельзя. Чтобы играть вдолгую, нужен личный контакт со слушателями — прежде всего, живые концерты, где артист может показать свою харизму и энергию.

А задача технологий — в этом помочь. Например, с помощью Национального цифрового агрегатора артисты могут точно узнать, в каких городах их треки пользуются максимальной популярностью. И уже с этим знанием — поехать с концертами именно туда, где их точно знают и любят.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: