Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

«Трек недоступен в вашем регионе»: как стриминг определяет доступ и цены

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
15 июля после нескольких неудачных попыток сервис Spotify вышел на российский рынок. РБК Тренды разобрались, как устроено ценообразование и доступ к контенту у стриминговых сервисов в разных странах

Территориальные ограничения

Даже крупнейшие стриминговые сервисы не доступны во всех странах мира. Американским сервисом Netflix, предоставляющим платный доступ к телевизионным передачам, сериалам и фильмам, нельзя воспользоваться в Китае, Северной Корее, Сирии и в Крыму. Amazon Prime Video, запущенный в 2006 году, заблокирован в Китае, Северной Корее, Иране и Сирии. Сервис YouTube Premium, дающий доступ к контенту без рекламы, уникальному закрытому видео-контенту и музыкальному сервису YouTube Music, пока доступен только в 95 странах.

Глобальные музыкальные стриминговые сервисы, позволяющие слушать музыку и подкасты, осваивают новые рынки постепенно. Запущенный в 2015 году Apple Music (более 60 млн пользователей) доступен в 167 странах, а Spotify (более 130 млн платных подписчиков) — в 92 странах. 15 июля 2020 года после нескольких неудачных попыток сервис запустился в России. Одновременно сервис стал доступен еще в 12 странах (Украине, Молдавии, Казахстане, Белоруссии, Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Косово, Черногории, Сербии, Словении и Северной Македонии).

При этом в России и США Netflix будет разный, потому что количество контента и содержание каталогов в каждой стране различается. Это объясняется спецификой спроса на разных территориях и тем, что в странах, где есть свое кинопроизводство, контент чаще всего пользуется спросом только местных жителей. Поэтому лицензии на показ фильмов, которые не будут востребованы, не будут куплены. Это относится и к локальным артистам, загружающим записи на музыкальные сервисы.

Co-media строгого режима: сферу развлечений и СМИ ждет цифровой перелом

Самая большая библиотека сервиса Netflix в США — в ней около 5,8 тыс фильмов и телевизионных шоу. На втором месте — Канада (около 5,7 тыс). В России тоже довольно обширный каталог контента — 4,9 тыс, в то время как в Египте и Иране всего 2,5 тыс и 2,3 тыс соответственно.

Таким образом, если пользователь Netflix захочет посмотреть в России фильм, снятый в Бразилии, с большой вероятностью он увидит надпись «Этот контент недоступен в вашей стране». Так работает гео-блокинг: местоположение устройства определяется по IP-адресу, и определенный контент блокируется на территории, где к нему нет доступа. Из-за этого у пользователей возникают проблемы во время путешествий. Если клиент оплатил сервис в России, то за границей его любимый сериал или плейлист может быть недоступен. Для обхода этого ограничения можно использовать VPN-сервисы (англ. Virtual Private Network, «виртуальная частная сеть»), виртуально меняющие вашу локацию, но IP-адреса известных провайдеров VPN часто вносятся в черные списки и блокируются.

Хотя в странах Евросоюза гео-блокинг — это дискриминирующая практика, и Европейская комиссия его запретила, меры распространяются только на покупку товаров и услуг. Контент, защищенный авторским правом, не подпадает под запрет. Поэтому, перемещаясь внутри Европы, вы также будете иметь доступ к разным библиотекам в каждой стране.

Другой фактор, усиливающий различия в сервисах — это политически противоречивый и недопустимый контент. Так, в феврале 2020 года Netflix подтвердил, что девять раз удовлетворил требования стран об удалении контента.

Например:

  • Документальный фильм «Мост» о людях, пытавшихся покончить с собой на мосту «Золотые ворота» в Сан-Франциско, не доступен в Новой Зеландии. Там посчитали этот фильм «нежелательным».

  • В Сингапуре Netflix удовлетворил просьбу удалить несколько фильмов, в которых есть сцены употребления марихуаны.

  • Фильм Стэнли Кубрика о войне во Вьетнаме «Цельнометаллическая оболочка» удален во Вьетнаме.

  • Один эпизод шоу «Патриотический акт» о Саудовской Аравии с критикой правительства был удален в этой стране.

У музыкальных сервисов споры возникают и из-за финансовых вопросов. Так, временно в Англии был недоступен альбом Björk Medulla. Также певица отказывалась выкладывать альбом Vulnicura, вышедший в 2015 году, поскольку посчитала возможность бесплатного прослушивания на площадке неуважением к артистам. Сейчас альбом доступен.

Разная стоимость

Решение о том, какая цена будет в определенной стране принимается на основе анализа рынка и зависит от нескольких факторов, включая средний доход населения, демографию, долю трат на развлечения и т.д. Также на стоимость влияет размер библиотеки сервиса.

Как пандемия изменила досуг и индустрию развлечений: подкаст РБК Тренды

Еще разница в ценах объясняется тем, что развивающиеся рынки представляют большие возможности для роста. Например, новый подписчик в Великобритании, где Spotify запустился почти десять лет назад, стоит гораздо больше, чем подписчик на новом рынке, где доступ к таким сервисам появился недавно.

По данным VPNpro, разница в ценах по странам значимая — иногда она варьируется в несколько раз.

Проанализировав стоимость подписок на сервисы в странах, где они доступны, эксперты сделали следующие выводы:

  • В Бразилии, Аргентине и Индии — самые дешевые подписки на большинство сервисов.
  • Швейцария, Дания, Германия и Австрия — самые дорогие страны для большинства сервисов, кроме Amazon Prime Video, за который больше всего платят в США.
  • В странах с маленьком рынком платежи производятся в долларах, что невыгодно для местных пользователей.
  • Что касается музыкальных сервисов, самые дорогие подписки в Дании и Швейцарии, а самые дешевые — в Индии. При этом в России также относительно низкая цена за подписку на Apple Music и Spotify — $2,6 и $2,39 соответственно.

Новые сервисы, нацеленные на глобальную экспансию тоже поддерживают ценовую дискриминацию. Disney+ — сервис с фильмами и сериалами от Disney, Pixar, Marvel Studios, Lucasfilm и 20th Century Fox запущен в 2019 году и сейчас доступен в 16 странах Северной Америки, Азии и Европы. В США стандартная месячная подписка на сервис будет стоить $6,99, в странах Европы — около $8, в Канаде — около $6,6.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: