Об эксперте: Андрей Дунаев, предприниматель, сооснователь Philtech Initiative, основатель Impactful; со-куратор программы «Предпринимательство в новой экономике» в школе MACS.
Impact и социальный проект: в чем отличие?
Импакт (impact) — это значительные позитивные изменения мира, жизни людей, общественной сферы в результате предпринимательской деятельности. Миссия импакт-бизнеса — работать не только ради денег, но и помогать решать важные мировые проблемы.
Главное отличие импакт-проекта от социального предприятия в том, что импакт подразумевает устойчивое и долгосрочное изменение в общественных процессах, а не просто создание общественного блага. Цель impact-предприятия — изменить состояние общественной сферы, сделать ее более благоприятной для социума. К примеру, если социальный проект помогает животным, то импакт-проект предложит решения, чтобы новых бездомных животных не появлялось совсем.
Иногда предприниматели используют понятие high-impact, под ним подразумевают позитивное изменение, которое можно масштабировать на большое число людей, территорию города, региона или шире.
Ставить импакт-цели могут как НКО, так и коммерческие организации. Но в реальности последним очень сложно совмещать их с интересами акционеров максимизировать прибыль. Поэтому в последнее время развивается понятие Public Benefit Corporations — коммерческих корпораций (с акционерами, возможностью привлекать инвестиции, выпускать акции, извлекать прибыль), но имеющих возможность фиксировать в уставе не только финансовые цели.
В Великобритании такие компании были впервые были упомянуты в Health and Social Care (Community Health and Standards) Act 2003, а в США регуляция этих организаций находится на уровне штатов (федеральное правительство не занимается вопросом) и активно развивалась в нескольких штатах в начале 2010-х годов.
Когда зародился тренд на бизнес-осознанность
Развитие идей корпоративной филантропии в XX веке привело к появлению Environmental, Social and Corporate Governance (ESG) –– практики ответственного развития организаций. Большой вклад в их развитие внесли профсоюзы, которые в середине XX века начали активно защищать рабочих на фабриках в индустриально развитых странах (например, в США). Оттуда во второй половине XX века вышли концепции корпоративной социальной ответственности (CSR) и социально ответственного инвестирования (SRI). Со временем из социально ответственного инвестирования развилось понятие импакт-инвестиций, которые отличаются от обычных тем, что всегда делаются с намерением оказать измеримое, благоприятное социальное или экологическое воздействие наряду с финансовой отдачей (определение GIIN, одной из крупнейших организаций, популяризующих это термин и подход).
Движения в защиту прав и судебные процессы заставляли корпорации больше заботиться о рабочих, потребителях и окружающей среде. Инвесторы были вынуждены вкладывать в более ответственные компании ради своей репутации.
Во время бума интернет-компаний в 2000-х годах привычный образ предпринимателя начал трансформироваться в сторону человека, способного менять мир к лучшему (лозунг «make the world a better place»). Появилось поколение предпринимателей, которые публично ставили на первое место не заработок, а позитивные изменения.
Их компании оказались популярны у покупателей и, как следствие, –– финансово успешны. Известные примеры: Apple во время руководства Стива Джобса или сервис KickStarter. Основатели последнего не только создали предпринимательский краудфандинг, но и добровольно ограничили свою прибыль, договорившись с акционерами (воплотив идею Public Benefit Corporation). Опыт этих компаний заставил все больше предпринимателей создавать новые продукты и развивать компании не ради богатства, но ради изменения мира к лучшему.
Зачем компаниям нужно думать об обществе
Организации вынуждены учитывать социальные и экономические эффекты, потому что их все больше принимают во внимание покупатели и акционеры (решая сделать покупку или вложить свои деньги). На их решения влияет доступность информации об экологических и социальных катастрофах в мире. Никто не хочет быть причастен к отравлению людей водой из загрязненной заводом реки или носить футболку, сшитую руками голодного ребенка. Благодаря доступности и открытости информации корпорациям все сложнее оставаться в тени, уничтожая природу и не соблюдая права людей.
Еще одна важная причина развития социальной ответственности — это общий рост благосостояния людей в мире. За последние 30 лет количество экстремально бедных людей сократилось с 2 млрд до 600 млн. Если базовые потребности закрываются, то население начинает больше думать о здоровье, образовании и качестве жизни.
Это формирует запрос на добросовестных производителей, которые заботятся об экологии и социальной среде. В своих ежегодных отчетах GIIN отмечает, что социально-ответственные инвесторы в среднем имеют большую доходность от инвестиций. Это связывают с тем, что покупатели, заботясь о своем здоровье и благополучии, стараются по возможности покупать полезные продукты.
Потребители учатся лучше выбирать товары. Каждый скандал, связанный с производителями, которые намеренно изготовляли вредный продукт для большего заработка, смещает внимание людей в сторону добросовестных и открытых.
Пандемия 2020 года также заставила людей пересмотреть свои привычки в сторону осознанного потребления. Многие заметили, что им не нужно большое количество вещей, мир в целом сплотился вокруг чего-то большего, чем неконтролируемое потребление.
Современные кейсы и барьеры развития импакта
Одна из наиболее важных проблем в области импакта — его сложно и дорого измерять. Это связано с тем, что организации создают позитивные и негативные эффекты одновременно, формируя сложные связи между ними. Если говорить про импакт-предпринимательство (компании, которые смогли создать устойчивые изменения в обществе), то можно привести в пример несколько групп:
- Приближают мир к открытости, доступности информации и знаний: Wikipedia, Khan Academy, OurWorldInData, Facebook (принадлежит компании Meta, с 21 марта 2022 года решением суда организация признана в России экстремистской и запрещена), Google Search, TED, YouTube, Lambda School, HackClub, 42 school. Многие скажут, что некоторые из этих компаний делают людей зависимыми и формируют их мировоззрение — в этом есть доля правды. Но есть простой способ проверить: в каком мире мы хотели бы жить, где эти компании есть или, где их никогда не было?
- Создают новые эффективные способы и инструменты сотрудничества: Skype, KickStarter, Google Suite (общие документы и хранилища), GitHub — все они создают постоянную поддержку миллионам других важных проектов по всему миру, способствуют взаимному обучению людей, распространению знаний и лучших практик.
- Формируют фундамент общества без насилия: Telegram, Blockchain, 23andMe, HeadSpace. Преодоление насилия –– это один из важнейших следующих рубежей и вызовов для человечества. В этом важную роль сыграют: самоидентификация людей по всему миру, технологии информационной прозрачности и выравнивания доступа к ней, технологии обеспечения симметричного взаимодействия, децентрализация, обеспечение базовых потребностей (в том числе психических).
- Создают технологии существенного удешевления товаров ежедневного потребления: McLean, Tesla, SpaceX, AirBNB, Uber, Impossible Food, Amazon, Apple iPhone / iTunes / AppStore — все они толкают свои отрасли к полной перестройке, и у всех них уже есть или неизбежно будут миллионы, десятки и сотни миллионов пользователей каждый день.
- Предотвращают экологическую катастрофу: Stripe, Pachama, Impossible Food, Tesla, Patagonia, OurWorldInData — после преодоления нужды и насилия экология будет в приоритете для человечества.
С чего начать свой путь в импакт-бизнес?
В первую очередь, нужно оценить желаемые изменения. Подробно ответьте на вопросы: для чего мы создаем технологию, продукт или компанию? Как это сделает жизнь людей лучше? Нужно хорошо понимать, как люди (в том числе непохожие на вас) принимают решения, и что для них значит «лучше». Важно изучать историю и находить изобретения и организации, которые существенно меняли мир в прошлом (и что им мешало).
Следите за теми, кто сегодня занимается действительно важными вещами: Илон Маск, Павел Дуров, Братья Либерманы, Max Roser, Джефф Безос, Отто Шармер. И отдельно за темами квантовых компьютеров, искусственного интеллекта, пост-капиталистической экономики, климатических изменений, образования, освоения космоса и преодоления насилия и старения.
А чтобы лучше погрузиться в тему, можно почитать:
- Ричарда Хэмминга («Вы и ваша работа»),
- Пола Грэма (эссе),
- Альберта Венгера («World After Capital»),
- Ханса Рослинга («Factfulness»),
- Тима Урбана (блог WaitButWhy),
- Питера Тиля («От нуля к единице»),
- Станислава Лема («Сумма Технологии»),
- Элвина Тоффлера («Третья Волна»),
- Фредерика Лалу («Открывая организации будущего»),
- Жака Фреско (о Проекте Венера),
- Отто Шармера («Теория U»),
- Питера Сенге («Пятая дисциплина»).