Зачем бизнес объединяет ресурсы для решения социальных проблем

Фото: Вячеслав Замыслов / из личного архива
Фото: Вячеслав Замыслов / из личного архива
Бизнес в России нередко объединяет свои ресурсы для решения социальных задач – поиск пропавших людей, изменение экологической ситуации и т.д. Этот тренд появился несколько лет назад, и пандемия его только укрепила

Об эксперте: Александра Бабкина, директор по социальным проектам Mail.ru Group.

Держать дистанцию, но объединить усилия

Вопрос объединения бизнеса остро встал на фоне эпидемии коронавируса, когда стало ясно, что каждый сам по себе может не справиться — но можно справиться месте.

Когда самоизоляция в России только начиналась, сервис Добро Mail.ru запустил акцию помощи пожилым людям #добронадом. Команда предложила плакат, который каждый может распечатать, повесить в подъезде и узнать, кто из пожилых соседей нуждается в помощи. Молодые люди, которые чуть меньше рискуют заразиться коронавирусом, могут купить в магазине продукты или лекарства без рецепта и оставить у порога соседей. К этой акции присоединились тысячи людей: они размещали плакаты у себя в подъезде, те, у кого не было принтера, переписывали его от руки.

Образец плаката
Образец плаката

Локальный социальный проект стал глобальным благодаря подключению сразу нескольких бизнесов: к акции присоединились продуктовые ритейлеры «Пятерочка», «Лента», «Дикси», «Перекресток». Для каждой из сетей Добро Mail.ru подготовило свою версию плаката с их логотипом. Первой из сетей стала «Пятерочка», но ни у кого из ретейлеров не было вопроса по поводу первенства или эксклюзивного партнерства в этом проекте. Сети рассказали о возможности помочь своим покупателям, обладателям карт и участникам программ лояльности.

В результате охват акции перевалил за 20 млн, плакатом поделились более 13 тыс. раз, он оказался востребованным не только в России, но и в Белоруссии, и в Армении, но главное — пожилые люди получили реальную помощь соседей.

Риск оставить без работы тысячи своих сотрудников и, наоборот, не справиться с валом заказов, подтолкнул к объединению ритейлеров и представителей HoReCa. «Магнит» заявил, что готов временно принять на работу сотрудников Burger King, KFC и «Шоколадницы», если сети ресторанов приостановят деятельность из-за пандемии. По данным компании, в общей сложности «Магнит» сможет трудоустроить на время кризисной ситуации 2650 сотрудников Burger King и KFC в 20 городах России и от 300 до 1 тыс. работников «Шоколадницы» в Москве.

С инициативой поддержки обмена персоналом выступила организация HR Golos. На странице сбора заявок на обмен кадрами, перечислены сферы, которых уже сейчас касаются сокращения штата: розница, фитнес, рестораны, отели, туризм, аэропорты и другие. При этом есть компании, которые, напротив, сейчас испытывают кадровый голод из-за возросшего спроса на их услуги: это службы доставки, медицина, продуктовая розница и другие.

Задолго до коронавируса: борьба с буллингом, поиск пропавших людей и экология

Но ситуация, которая разворачивается из-за пандемии, только укрепила тренд, который появился несколько лет назад. Объединение брендов позволяет сделать первый шаг в решении любой проблемы, а именно — публично о ней заявить. Так, в прошлом году мы привлекли интернет-компании к разговору о проблеме кибербуллинга.

По данным исследования Mail.ru Group, 58% россиян сталкивались с агрессией в сети. И это не только подростки — стать жертвой онлайн-травли может абсолютно любой интернет-пользователь. А последствия могут быть самыми печальными — жизнь в интернете сегодня слишком переплетена с жизнью в офлайне.

Мы объявили 11 ноября Днем борьбы с кибербуллингом и призвали другие бренды к нам присоединиться. Компании меняли свои аватары в социальных сетях на желтое сердце-эмоджи (символ акции) и рассказывали о собственных инициативах. Сейчас активности, направленные на снижение уровня агрессии в интернете есть и у соцсетей (например, Центр безопасности ВКонтакте), и у образовательных сервисов (к примеру, Skyeng), и у телеком-операторов (у Билайна), и у СМИ, и у блогеров.

Зачем бизнес объединяет ресурсы для решения социальных проблем
Зачем бизнес объединяет ресурсы для решения социальных проблем

Технологические компании вообще нередко объединяют свои ресурсы, пытаясь помочь НКО и общественным организациям. Один из самых успешных примеров — объединение телекоммуникационных операторов и IT-компаний для помощи поисково-спасательному отряду «Лиза Алерт». «Билайн» начал с смс-информирования волонтеров отряда, предоставления связи и горячей линии для волонтеров. Сегодня оператор реализует решение «Beeline AI — Поиск людей» на базе нейросети. Искусственный интеллект определяет фигуры людей во время съемок с дрона и мгновенно передает информацию оператору. Это значительно ускоряет процесс поиска пропавших людей.

Безопасно хранить тысячи снимков с дронов и работать с ними позволяет облаяна инфраструктура Mail.ru Cloud Solutions. Когда на форуме или группе отряда «Лиза Алерт» ВКонтакте появляется сообщение о том, что загружены снимки с очередного вылета, к их просмотру одновременно приступает до 150 человек. Фотография делится на 32 фрагмента, и доброволец должен с помощью ответов «да» или «нет» определить, есть ли на том или ином снимке лесного массива человек.

«МегаФон» использует большие данные для того, чтобы информировать о пропавших тех абонентов, которые находятся в зоне поисковой операции. А МТС регулярно рассказывает интернет-пользователям, что делать в ситуации, если пропал близкий человек.

Важно, что в этом кейсе речь идет не о «конкуренции логотипов», а об объединении ресурсов компаний для поддержки профессиональной волонтерской организации и решения проблемы.

Синергетические проекты помогают и в решении экологических проблем. Например, в 2019 году был создан проект по сбору и утилизации старой техники. Его инициатором стала группа «М.Видео-Эльдорадо», которая стала на постоянной основе принимать старую технику и электронику от потребителей, отслеживая жизненный цикл собранных товаров и контролируя процесс переработки. Для решения задачи создана специальная Ассоциация СКО Электроника — Утилизация и построен процесс сбора старой техники через магазины и в виде специальной услуги. Контроль процесса осуществляется через трехстороннюю IT-систему между ритейлером, Ассоциацией и предприятиями по утилизации. До этого момента мы говорим только о КСО-проекте ритейлера, но важно, что к инициативе подключились крупнейшие производители и импортеры техники и электроники: Bosch, LG, Samsung, Panasonic, Canon, Indesit, B/s/h, Electrolux, Philips, Miele, DELL, BEKO. Переработка ведется на заводе «Экополис».

Взаимодействие участников рынка и государственных органов направлено на законную и экологически правильную утилизацию техники, соблюдение норм экологического законодательства и развитие предпринимательства в сфере утилизации. География проекта сегодня — это Санкт-Петербург, Москва, Казань, Ульяновск, Ярославль, Самара и Волгоград, технику от потребителей принимают 300 магазинов. Более 300 тыс. т электронных отходов собрано и передано переработчикам — а могло бы пылиться на свалке, если бы компании не объединились.

Три правила win-win

Но зачем компаниям использовать свои ресурсы и объединяться с другими бизнесами для решения социальных проблем?

Экономика не существует без людей, а люди выбирают товары не только по соотношению цена/качество. В ситуации, когда большинство товаров на потребительском рынке обладают похожими характеристиками, восприятие «супер-скидок» притупляется. Тогда то, как бренд решает социальные задачи, становится причиной его выбора. Это доказывают и результаты международных исследований:

Зачем бизнес объединяет ресурсы для решения социальных проблем
Зачем бизнес объединяет ресурсы для решения социальных проблем

Успех объединяющих инициатив брендов можно оценить, отслеживая изменения, ради которых эти союзы создаются (если, конечно, они не созданы для однократного PR-эффекта). Глобальных проблем, которые требуют объединения усилий и ресурсов граждан и компаний, множество: от борьбы с безработицей на фоне эпидемии до стимулирования осознанного потребления, поддержки инклюзии в обществе и развития инструментов шеринг-экономики.

Если вы сейчас задумались о запуске своих социальных проектов и об объединении ресурсов, очень прошу вас обратить внимание на три вещи:

  1. при выборе социальной повестки всегда выбирайте и запускайте проекты, родственные бизнесу. Если ваша социальная активность не будет никак связана с вашим продуктом, вашими клиентами и партнерами, проекты вряд ли будут устойчивыми, а оценка их эффективности уйдет на второй план. Никогда не стоит запускать социальные проекты ради всего хорошего и против всего плохого.
  2. ищите социальные проблемы, которые обделены вниманием. Важно решать реальные общественные проблемы, а не только пиариться на актуальной теме.
  3. приглашайте в свои социальные проекты проверенные некоммерческие организации (их, как и актуальные социальные проблемы, можно найти на Добре Mail.ru), учитывайте их экспертизу и опыт: так компании смогут решать проблемы, которые реально существуют, с использованием методов, которые реально работают.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Обновлено 23.04.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть