Многие корпорации интересуются акселерационной моделью развития проектов, ведь акселератор — это отличное решение для быстрого и четкого развития идей, адаптации технологий, тестирования бизнес-моделей и эффективного внедрения проекта в бизнес-структуру организации в условиях рынка. Корпорации пришли к осознанию простого факта: если компания не внедряет инновации, ее шансы стать неконкурентоспособной в самое ближайшее время очень высоки. Российские компании стараются следовать мировому тренду, повышая собственный уровень компетенций и используя внешние разработки. По подсчетам специалистов Института статистики Высшей школы экономики, в инновационные разработки инвестируют 9,6% от всех промышленных компаний, 8% от всех компаний в секторе телекоммуникаций и всего 3% сельскохозяйственных предприятий.
Компании могут запускать собственные инкубаторы и акселераторы, но для них не всегда удается правильно выбрать участников, которые точно принесут пользу организации. В такой ситуации становятся актуальными корпоративные программы акселерации.
В июне 2020 года исследовательский проект Barometer подготовил рейтинг активности российских компаний в области работы с открытыми инновациями за июль 2019 — июнь 2020-го. Были отобраны крупнейшие по выручке российские компании из рейтинга РБК 500. В качестве критериев активности компаний был выделен ряд инструментов, среди которых был и внутренний акселератор. В тройке лидеров — компании МТС, «Северсталь» и Сбербанк.
По словам Замира Шухова, генерального директора и партнера компании GVA, которая проводила с финалистами работу по построению инновационной культуры, совместно они запустили более тридцати корпоративных программ по инновациям в РФ, СНГ, Израиле, Индии и США. Через эти программы прошли более 1100 стартапов из различных отраслей. «Формирование частной инновационной экосистемы принесет пользу всем вовлеченным участникам процесса развития инноваций: от крупных компаний, которые будут первыми иметь доступ к передовым технологиям и продуктам венчурной индустрии, до стартапов, которые обзаведутся новыми рынками сбыта, стимулируя тем самым российскую экономику», — уверен Шухов.
Цели корпоративного акселератора
Корпоративный акселератор направлен на поиск технологий, которые необходимы корпорации для решения имеющихся задач или текущих проблем, с которыми компания пытается справиться. Главным инструментом акселератора является пилотирование зрелых технологий с рынка для дальнейшего их масштабирования уже непосредственно внутри самой компании.
Как правило, существуют две ключевые цели создания подобного акселератора:
- «Технологический радар» — то есть быстрый и четкий поиск новых возможностей, идей, продуктов или решений под конкретные задачи заказчика;
- «Катализатор развития технологий» — стремительная доработка внутрикорпоративных идей до готовых технологий и их коммерциализация.
На рынке присутствуют два основных подхода, по которым работают корпоративные акселерационные программы:
- Акселератор делает трек по определенной вертикали, например, финтех, и к нему привлекает корпоративных партнеров и спонсоров для того, чтобы они поработали вместе со стартапами, сделали пилоты и понаблюдали за тем, как развивается технология.
- Компания исключительно для себя строит целый акселератор, причем внутри такого акселератора могут быть абсолютно разные треки (финтех, логистика, маркетинг и т.д.). Тут происходит поиск стартапов конкретно для себя, то есть корпорация ищет разные технологии в разных направлениях под собственные нужды.
Дмитрий Горбачев, директор по развитию Бизнес-системы «Северстали», признается, что параллельно они запустили сразу два акселератора: внешний и внутренний.
Для каждого из акселераторов были установлены свои цели.
Для внешнего — поиск внешних уникальных проектов и технологических решений для создания новых продуктов, процессов и сервисов для «Северстали», которые дадут компании конкурентные преимущества и увеличение EBITDA (показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации. — РБК Тренды).
Для внутреннего — создание системы внутреннего предпринимательства, предполагающей процесс развития внутренних стартапов, которые ведут работу над проектом от зарождения идеи до внедрения.
«В рамках поставленных целей мы сформулировали четкие задачи: найти и запилотировать инновационные решения в интересующих Северсталь областях, запустить процедуру fast-track для взаимодействия со стартапами, вырастить драйверов внутреннего предпринимательства, вовлечь больше сотрудников в тему инноваций и другие», — говорит Горбачев.
Дмитрий Курин, директор центра по инвестициям и инновациям MTS StartUp Hub, подчеркивает, что цель их акселератора — внедрить решение с открытого рынка в структуры Группы МТС. «В акселераторе мы прорабатываем решения под нужды структурных подразделений нашей компании, которые являются активными участниками процесса, — отмечает эксперт. — Объектом нашей акселерационной программы является не стартап, а рабочая группа, состоящая как из стартапа, так и из бизнес-заказчика».
Как методология частных игроков рынка акселерационных услуг помогает работать с инновациями?
«Методология, разработанная в GVA по работе с корпоративными инновациями и созданию корпоративных инновационных экосистем, четко выстраивает пайплайн и на каждом из его этапов внедряет правильные фильтры для прохождения на следующий уровень самых лучших, сильных и интересных технологий, — делится Замир Шухов. — Внешняя экспертиза направлена на полное сопровождение пилотирования проекта и ускорение внедрения технологии. Кроме того, она вовлекает в этот процесс саму корпорацию, обучает сотрудников компании взаимодействию со стартапами и изменению процессов в компании».
Методология частных игроков помогает компании изучить новый для нее инструмент работы с внешними инновационными командами. Кроме того, она позволяет получить знающую команду, которая владеет методологией, собранной с учетом уроков и ошибок ранее прошедших этот путь компаний, что ценно.
Во время акселерации учатся не только стартапы, но и сама корпорация
Замир Шухов рассказывает, что во время совместной работы с компанией над акселератором происходит передача опыта от профессионального игрока рынка акселерации к большой корпорации, которая возможно никогда ранее подобной деятельностью не занималась. Компания в сухом остатке получает самые качественные инструменты и самые современные методологии. Кроме того, корпорация исключает ошибки, которые могла бы допустить самостоятельно, так как опытные эксперты сопровождают весь процесс акселерации и нивелируют большую часть рисков. Одним из главных показателей успешности подобных программ является процент перехода пилотных проектов во внедрение и масштабирование.
В рамках акселератора команда корпорации проходит колоссальный образовательный путь и получает необходимые компетенции и навыки по работе со стартапами от лучших экспертов рынка. Это с точки зрения эволюции или изменения корпоративной культуры меняет ее в лучшую сторону, потому что, поработав со стартапами и поняв их скорость, видя их степень взаимодействия с рынком, а также качество или пользу их инновационного продукта, у менеджмента корпорации появляется стимул и серьезная мотивация работать также и видеть результат своей деятельности. Соответственно, благодаря внедрению методологии по работе со стартапами меняется инновационная культура и постепенно происходит цифровая трансформация большой компании. Департаменты корпорации становятся заказчиками технологий в акселераторе, вовлекаются в пилотирование, и это взаимодействие рано или поздно влияет на то, куда движется компания с точки зрения своей стратегии.
Успешная инновационная экосистема в компании может стать драйвером перемен и выхода компании на лидирующие позиции в своем рынке. Сейчас те, кто не занимается инновациями, в ближайшие годы не просто потеряют свои позиции — они исчезнут.
Риски при работе с инновациями
При работе с частными игроками организационных, технологических и финансовых рисков меньше, потому что частные игроки заинтересованы в успехе проекта и в успехе внедрения технологий. Они являются коммерческими структурами, и качество их продукта напрямую зависит от желания клиента купить этот продукт еще раз в будущем или дать положительные рекомендации о своем опыте взаимодействия. Следовательно, если корпоративному заказчику важно качество технологий и результат акселерации, то лучше работать с частными игроками, а если важен процесс, пиар или GR и какой-то охват, то работать государственными игроками будет проще и продуктивнее.
Дмитрий Горбачев, директор по развитию Бизнес-системы «Северстали»:
«Северсталь» — это крупная, вертикально-интегрированная горнодобывающая и металлургическая компания с большим количеством сложного оборудования и процессов. Неподходящее решение может привести к выпуску большого количества полуфабриката или продукции несоответствующего качества и как следствие, высоким материальным потерям и другим негативным последствиям».
Дмитрий Курин, директор центра по инвестициям и инновациям MTS StartUp Hub:
«Как и все инноваторы, мы в MTS StartUp Hub сталкиваемся с технологическими рисками — несоответствие заявленным свойствам продукта стартапа. Решения наших стартапов мы стараемся протестировать в ходе акселератора либо, если сомнения остаются, делаем проверку технических характеристик во время пилота, утвердив по технологической части отдельные KPI».
Корпорация должна четко осознавать, какие процессы внутри компании требуют изменений. Акселератор помогает корпорациям транслировать идеи и настроить диалог со стартапами. Во время этого процесса команды корпорации учатся работать вместе на каждом этапе проекта. В этом главная сложность таких форм взаимодействия: они требуют регулярной слаженной работы и большой степени вовлеченности всех участников процесса.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.