Тема недели: как меняется российский венчурный рынок во время пандемии
Кризис, наступивший с началом пандемии коронавируса, замедлил развитие венчурного рынка в России. Как отмечает «Коммерсант», по результатам I квартала объемы венчурных инвестиций остались на уровне прошлого года — почти в $870 млн. Тем не менее, скорее всего, к концу 2020 года рынок просядет и по количеству, и по объему сделок, уверен венчурный инвестор, основатель A.Partners Алексей Соловьев.
С ним согласен управляющий партнер FinSight Ventures Алексей Гарюнов, который добавляет, что рынок будет падать до тех пор, пока финансовые регуляторы не начнут поддерживать экономику.
Возможное падение российского венчурного рынка в 2020 году будет составлять 10—25% в посевных инвестициях и раундах А (начальные стадии инвестиций), предполагает директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев. Он добавляет, что фонды будут заинтересованы в том, чтобы вкладывать в стартап меньше денег, в то же время забирая приличную долю — больше, чем раньше.
Сооснователь венчурного сообщества Alta Club, экс-гендиректор «МТС Украина» Иван Золочевский подтверждает слова Сергея Негодяева: «До пандемии долгое время это был рынок продавца: фонды активно конкурировали между собой за яркие, перспективные и сильные команды, что зачастую приводило к завышенным оценкам. Сейчас баланс выравнивается в пользу большей важности инвесторов».
Государственные фонды находятся в лучшем положении, чем все остальные.
По словам замгендиректора и инвестиционного директора РВК Алексея Басова, государство — надежный партнер, а вот корпоративные и частные инвесторы в кризисное время могут испытывать трудности с ликвидностью.
Раньше фонды боролись за то, чтобы вложиться в перспективный интересный проект, но в 2020-м ситуация изменится. Как отмечают собеседники «Коммерсанта», теперь, наоборот, компании будут конкурировать за внимание инвесторов.
На какие области обратить внимание, если вы — стартап? Какие направления интересны инвесторам и крупным заказчикам? ФРИИ пообщался с представителями инновационных направлений крупных российских компаний, чтобы узнать ответы на эти вопросы.
Евгений Джамалов, директор по инновациям «Магнита»:
«В гору пойдут решения из областей Fintech, Foodtech, Legaltech и Big Data. Но будут и сегменты, которые станут не востребованными. Многие команды могут перейти в инсорс — стать сотрудниками корпораций или внутренними предпринимателями. Думаю, что «на хайпе» будут решения для отслеживания транзакций, перемещений и прочих активностей, рейтинги и социализация».
Наталия Дегтярева, руководитель корпоративного акселератора ВТБ:
«Кризис подстегивает развитие диджитал-банкинга, количество пользователей в дистанционных каналах значительно увеличивается. А значит у диджитал-решений стартапов есть большой потенциал сотрудничества с традиционными банками. Будут востребованы сервисы онлайн взаимодействия с клиентами, удаленной верификации, электронного документооборота, удаленной оценки платежеспособности клиентов. И очень актуальны инструменты удаленной работы и взаимодействия сотрудников. В развитии небанковских сервисов также сохраняется востребованность в интересных решениях».
Денис Левченко, начальник управления инноваций Х5 Retail Group:
«Мы видим, что достаточно резко произошла смена фокуса. Очень хорошо «заходят» проекты анти-Covid, обеспечение гигиены и безопасности людей — все, что связано со снятием фактора взаимодействия и касаний в магазинах будет востребованным, это супер-тренд сейчас. Он, скорее всего, не уйдет по окончании эпидемии».
Одной строкой:
- РБК Тренды запускают новый подкаст «Что изменилось?»
- Какие продукты, сервисы и другие инновации возникли на фоне коронавируса
- Как рынок маркетинга переживет пандемию — два сценария
- Клубы инвесторов: гид для стартапов и бизнес-ангелов
- Poynter Institute запускает чатбота для WhatsApp, чтобы развенчивать коронавирусные мифы (ENG)
- Президент Sistema_VC Дмитрий Филатов о том, как кризис влияет на венчурный рынок
- Как «нативно» получать клиентов на консалтинг в сфере инвестирования в IPO через ненавязчивые знакомства в сети
- Что мы сделали, чтобы сохранить бизнес: 8 историй предпринимателей
Графика недели:
Reuters Graphics представили иллюстрированное руководство с рекомендациями ВОЗ по использованию средств индивидуальной защиты от коронавируса в различных ситуациях и местах: больницах, общественных местах и дома.
Что посмотреть (и приготовить):
Если во время самоизоляции вам надоела еда с доставкой, у Pixar и Disney есть для вас прекрасная новость. Теперь можно приготовить блюда, которые едят герои мультиков! Например, Иэн и Барли Лайтфут из мультфильма «Вперед» научат вас, как сделать торт ко дню рождения, подобный тому, который показан в картине: с красивой розово-белой глазурью и синей свечой.
Что послушать:
Публичная библиотека Нью-Йорка выпустила сборник обычных городских звуков — для тех, кто на карантине соскучился по шумам большого города.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.