Об эксперте: Мария Григорьева, управляющий директор Accenture Technology в России.
Компания Accenture провела исследование Technology Vision 2020 о том, актуальны ли глобальные технологические тренды для России. 93% опрошенных отечественных топ-менеджеров признают, что digital стал неотъемлемой частью человеческого опыта. В то же время в остальном мире этот показатель в 2020 году на 10% ниже.
«Я»-персонифицированный опыт
«Цифра» под влиянием кризисных явлений полностью меняет подход компаний к своей работе. Прежде всего — в перспективе отношений с клиентами.
В России это отлично понимают — 95% респондентов считают, что для успешной конкуренции в новых условиях бизнес должен улучшать качество отношений с клиентской базой, превращая потребителей в полноценных партнеров. В мире этот показатель составляет 85%.
Еще 81% российских руководителей полагают, что организациям необходимо кардинально изменить опыт применения технологий в направлении большей человекоцентричности.
«Я» и искусственный интеллект: переосмысление человека
Один из главных технологических трендов сегодня полностью укладывается в базовую парадигму «антикризисной перестройки» экономики. Он выражается в стремлении лидеров рынка использовать инструменты искусственного интеллекта для преобразования методик бизнеса и для изменения самой сути работы.
92% российских руководителей — и 79% в мире — признают, что развитие сотрудничества между человеком и машиной будет иметь решающее значение для инноваций в будущем.
При этом Россия пока отстает от мировых показателей по использованию искусственного интеллекта (ИИ). 60% компаний и организаций в нашей стране пилотируют или адаптируют ИИ (73% в мире). Из них:
- 16% российских компаний применяют такие решения в нескольких бизнес-подразделениях;
- 19% используют их в одном департаменте;
- в 25% ИИ-проекты реализуются только в виде пилота.
Кадровая перспектива в отношении массового внедрения ИИ в России выглядит более обнадеживающе: 43% российских организаций (и 23% компаний в мире) — готовят кадры к работе с интерактивными, способными к объяснению своих действий ИИ-системами.
Дилемма «умных» вещей
Постоянные изменения ситуации на рынках требуют от бизнеса оперативной перестройки под меняющуюся конъюнктуру, ожидания клиентов и требования регуляторов. Растет количество обновлений корпоративного и потребительского ПО. Цифровые решения сегодня все чаще пребывают в состоянии «постоянной бета-версии». Как к этому относятся топ-менеджеры:
- 63% руководителей российских компаний ждут в ближайшие 3 года увеличения объема обновлений софта для так называемых «подключенных продуктов и услуг» (74% в мире);
- 83% российских организаций считают, что клиенты не возражают или даже приветствуют обновление ПО для работы подключенных продуктов и услуг, которые используются ими в своей практике (в мире — 68%);
- 72% подчеркивают, что с пониманием относятся к обновлениям программного обеспечения, которые решают проблемы безопасности.
Однако эта оценка уже не носит такой однозначный характер, как только речь заходит об обновлении функциональности и свойств. 47% потребителей стремятся покупать устройства или сервисы, не требующие постоянных обновлений. 46% считают, что обновления часто приносят с собой новые проблемы.
Сквозная роботизация пространства
Один из основных векторов будущих перемен в посткризисной экономике будет пролегать через рынок труда. Уже сегодня можно говорить о глобальном переосмыслении бизнесом как структуры штата, так и моделей организации труда. Робототехника — один из главных цифровых элементов, меняющих рынок труда уже сегодня. Этот тренд воспринимается как один из ключевых и в России:
- 34% российских компаний уже реализуют технологии роботизации в своей практике или планируют запуск такого проекта в течение года (30% в мире);
- 31% запустят такое решение в течение следующих двух лет, что соответствует мировому уровню;
- 91% руководителей российских компаний считают, что робототехника позволит предоставлять услуги нового поколения (73% в мире);
- 80% топ-менеджеров согласны с тем, что сети 5G расширят возможности роботов для работы в неконтролируемых средах в их организациях (75% в мире).
В настоящий момент компании используют робототехнику исключительно в контролируемых средах. В России так поступает 51% респондентов, в мире — 32%. За пределы специально адаптированного под роботов пространства в России пока осмеливаются выйти 16% организаций (в мире — 9%).
Тест на ДНК инноваций
В условиях кризиса компаниям предстоит выработать своего рода «инновационную ДНК».
Инновационная ДНК — это совокупность технологических, управленческих и культурных установок, позволяющих эффективно решать задачи развития с учетом постоянно изменяющихся условий.
Для того, чтобы извлечь из новых технологий максимум, потребуются новые способы разработки и внедрения совместно с партнерами по цифровым экосистемам и сторонними организациями.
84% российских руководителей и 77% руководителей по всему миру полагают, что следующая волна инноваций будет основана на научных исследованиях, направленных на устойчивое развитие, изменение климата и энергетику.
Следующие направления научных исследований и разработок, по их мнению, будут продвигать волну инноваций в России:
- материаловедение и разработка интеллектуальных материалов — 72% опрошенных топ-менеджеров
- устойчивое развитие — 60%
- экономика замкнутого цикла и проектирование — 58%
- биокомпьютинг — 37%
- 3D печать — 36%
- когнитивная неврология — 31%
- генетика — 18%
- космические науки и исследование космоса — 16%
Выводы и прогнозы
Сегодня идет активное продвижение государством цифровых проектов. Это связано с тем, что высокий уровень внимания к новым технологиям со стороны СМИ и общества создает определенную моду. Предпринимателям также хочется быть в тренде, заявить о пользе новых технологий для бизнеса.
Но есть и сложности. Ряд компаний сфокусированы на развертывании тех технологий, которые способны принести краткосрочный результат в виде полученной прибыли или роботизации рутинных операционных процессов. Они рассуждают так: пусть другие сделают, протестируют, а мы используем это решение для себя. Прослеживается желание «проскочить» внедрение технологии сразу до этапа получения бизнес-результатов.
Другая свойственная России особенность: мало кто хочет использовать новые технологии в регионах. Стоимость человеческого труда там ниже вероятной выгоды от внедрения инноваций.
Важный промежуточный итог этого кризиса для российского бизнеса — он заставил переоценить смысл цифровизации. Бизнес и государство планируют развитие именно на цифровой основе. И чем сильнее будут ощущаться последствия текущего кризиса, тем скорее оно будет осуществляться, и тем более глубокие изменения произойдут.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.