Роботизация пока не стала существенной частью российской экономики. Например, в России к началу 2018 года на каждые 10 тыс. работников промышленного сектора приходилось всего четыре промышленных робота. Это намного ниже среднемирового уровня (85 роботов на 10 тыс. рабочих) и меньше, чем даже в Испании (157 роботов) или Чехии (118 роботов).
Модернизация промышленности неизбежно ведет за собой спрос на индустриальных роботов, причем самых новых, использующих передовые технологии. У России в этом плане есть определенный потенциал, но пока он не реализовывается, пишут аналитики Sberbank Robotics Laboratory в ежегодном обзоре рынка робототехники за 2019 год.
Каждый год принадлежащая Сбербанку лаборатория готовит доклад о состоянии рынка роботов в России и мире, и с момента публикации предыдущего документа в апреле 2018 года внедрение инноваций в России в этой сфере замедлилось. Число выданных патентов на связанные с роботами изобретения упало до уровня 2002 года.
Растет же в России отрасль робототехники на базе иностранных, а не отечественных фундаментальных исследований, при этом спрос на роботов здесь еще достаточно низкий. Россия даже не входит в топ-15 стран по числу проданных в 2017 году промышленных роботов, уступая, например, Вьетнаму, Мексике и Таиланду.
Но даже эти недостатки можно обратить себе на пользу при формировании национальной стратегии развития робототехники, уверены аналитики Сбербанка. Сохранив зависимость от внешних исследований, заниматься развитием собственного производства, а узость внутреннего рынка компенсировать наращиванием экспорта.
Российская отрасль робототехники
Сильные стороны:
- традиционно сильная инженерная школа и рост популярности технического образования;
- умение решать сложные и уникальные технические задачи, богатая история инженерных инноваций;
- технократическое наследие как предрасположенность к быстрой адаптации новых технологий обществом;
- положительное отношение к роботам как к помощникам, а не конкурентам человека, идущее еще из советских времен.
Слабые стороны:
- долгое и дорогое создание прототипов;
- дефицит мощностей передового производства, которые могли бы поддержать спрос на созданный продукт;
- устаревшие образовательные программы и нехватка молодых квалифицированных преподавательских кадров;
- низкая культура промышленного дизайна;
- миграционная политика тормозит внедрение инноваций из-за обилия низкоквалифицированных кадров без должной соцзащиты;
- слабое проникновение передовых практик в экономику на уровне принятия решений.
Возможности:
- снижение стоимости аппаратного обеспечения выводит на рынок множество молодых перспективных компаний;
- отсутствие устоявшихся лидеров на мировом рынке сервисной робототехники дает возможность выбиться в них самим;
- появление новых программных и аппаратных решений, возможность роботизировать то, что раньше автоматизации не поддавалось;
- потенциальные точки роста мировой робототехники совпадают с конкурентоспособными отраслями России — сельское хозяйство, атомная энергетика, добывающая промышленность, авиа- и судостроение;
- большая и незаселенная территория страны как подспорье для развития беспилотного транспорта;
- сильный сектор услуг внутри экономики.
Угрозы:
- геополитические барьеры из-за санкций и общего недружественного отношения со стороны ряда государств;
- ускорение утечки мозгов;
- вероятность того, что недавний всплеск интереса к робототехнике среди инвесторов сменится спадом;
- ускорение мировой гонки технологий, опасность не догнать уходящий поезд инноваций.
Исходя из баланса спроса и предложения, технологических и прочих особенностей России, указанных выше, авторы исследования полагают, что в нашей стране наибольшую перспективу сейчас имеют скорее сервисные роботы, нежели промышленные. Из всех видов автономной техники особое внимание эксперты Sberbank Robotics Lab уделяют беспилотному транспорту и промышленным экзоскелетам.
1. Беспилотный транспорт
Речь идет в первую очередь об авиационных устройствах транспортировки грузов. Подталкивают их развитие сразу несколько факторов:
- плохое качество российских дорог и недостаточное покрытие ими территории страны;
- дефицит летного состава в отрасли вертолетных перевозок, в частности, нехватка молодых летчиков;
- бурное развитие электронной торговли (в среднем на 18% ежегодно), а значит, повышенный спрос на работу курьеров и доставщиков.
- Нормативно-правовые преграды: обязательная сертификация воздушных судов массой более 30 кг; подача заявления на вылет на пять суток; согласование вылета с региональными властями и ФСБ.
- Технологические барьеры: слабое развитие искусственного интеллекта, а значит, недостаточная автономность; незначительная доля российских комплектующих; низкий уровень безопасности.
Вместе с тем преодоление этих барьеров с течением времени откроет новые возможности использования беспилотников. Авторы исследования полагают, что пристального внимания уже сейчас заслуживают два направления, где могут быть задействованы в России такие аппараты: массовая доставка товаров из интернет-магазинов и логистическое обслуживание крупного бизнеса (банки и нефтегазовые концерны).
2. Промышленные экзоскелеты
Несмотря на название, эти устройства не связаны напрямую с промышленным производством — это медицинские роботы, призванные помочь людям, которые занимаются тяжелым физическим трудом и подвержены профессиональному травматизму.
Совместно с НИИ медицины труда эксперты Sberbank Robotics Laboratory изучили безопасность и эффективность применения промышленных экзоскелетов для поддержки ног при работе в статичных позах и для поддержки позвоночника при подъеме тяжестей с пола. Выяснилось, что подобный «костюм» действительно снижает у рабочего болевые ощущения, распределяет нагрузку по разным типам мышц и в целом повышает эффективность труда.