Как технологии изменили сферу комплаенс

Фото: Yuya Shino / Reuters
Фото: Yuya Shino / Reuters
Юлия Елисеева, эксперт компании Refinitiv, рассказывает, как за последнее время в России изменилась сфера комплаенс и с какими вызовами ей постоянно приходится сталкиваться из-за глобальной цифровизации

Изначально комплаенс рассматривали исключительно как инструмент, помогающий обеспечить соответствие регуляторным требованиям. Сейчас это неотъемлемый элемент корпоративной культуры, который позволяет строить открытый бизнес.

Развитие сферы комплаенса в России целиком зависит от регулятора. Финансовые организации первыми столкнулись с необходимостью соответствовать закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (закон 115-ФЗ вступил в силу в 2001 году). Чтобы соответствовать новым требованиям, компаниям пришлось создать отдельные подразделения, которые занимаются проверкой деятельности клиентов, анализом их операций и предоставлением соответствующей отчетности регулятору.

От дискет до автоматизированных платформ

Сейчас сложно поверить, но сначала анализ финансовых операций в России проводился исключительно вручную. Отчеты передавали регулятору на зашифрованных дискетах, а процесс отправки занимал целые сутки.

Но технологии проникают во все сферы человеческой жизни, и комплаенс не исключение. Сегодня построить необходимые отчеты и проанализировать данные можно автоматически. Например, можно очень быстро проверить клиентов по спискам террористов, которые отправляются регулятором в кредитные организации.

Количество ручного труда сократилось, но возникли новые вызовы — автоматизированные инструменты облегчают решение повседневных задач, но не способны полноценно заменить работу специалиста.

Число рекомендаций на сайте Банка России за последние десять лет увеличилось примерно в восемь раз. За несоблюдение требований к финансовой отчетности и 115-ФЗ ежегодно отзывается около сотни лицензий. Поэтому комплаенс-специалисты вынуждены решать все больше новых сиюминутных задач:

  • присвоение уровня риска по каждому клиенту;
  • ежегодный мониторинг;
  • проверка бенефициарных собственников;
  • предотвращение сомнительных операций;
  • выявление транзитных схем;
  • идентификация публичных должностных лиц;
  • предотвращение манипулирования рынком и т.п.

Это далеко не полный перечень, и он постоянно расширяется. Если бы не современные технологии, финансовые организации не смогли бы обслуживать своих клиентов с учетом всех требований регулятора.

Специалистам сферы комплаенс сегодня доступны многие автоматизированные решения. Доступные инструменты можно условно разделить на несколько групп:

платформы для принятия на обслуживание клиентов (onboarding platform);
платформы для ведения анкет клиентов и выполнения требования KYC (Know Your Client — «Знай своего клиента»);
скрининговые решения для проверки благонадежности контрагентов (screening software);
платежные программы для проверки платежей при их отправке (payment screening);
решения для выявления сомнительных операций и отправки отчетности (AML software).

Основная сложность заключается в том, что зачастую автоматизированные системы не интегрированы между собой и не обладают достаточной гибкостью к регуляторным изменениям, что требует от компаний серьезных затрат на их модернизацию.

Изменение среды

Самый важный драйвер развития технологий в отрасли — изменения самой среды. Финансовые организации стали предлагать цифровые продукты, перешли на мобильный банкинг и дистанционное обслуживание. Китай, например, лидирует на рынке банкинга прежде всего благодаря открытию цифровых банков WeBank и MyBank и своему стремлению полностью избавиться от бумажных денег к 2022 году.

Значительно облегчила работу комплаенс-специалистов технология big data, которая позволяет обрабатывать большие массивы неструктурированной информации.

Для анализа данных используются различные технологии: профилирование, метаданные, сетевой анализ, объединение данных, прогнозирующая аналитика (profiling, metadata, network analysis, data fusion, predictive analytics).

Полную версию материала читайте на РБК.Pro.

Как технологии изменили сферу комплаенс

Обновлено 24.10.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть