Единая сеть и суперпродукты: какое будущее ждет мобильных операторов

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Как операторы хотят избавить клиентов от лишних подписок, что будет с ценами на мобильную связь и какие суперпродукты могут появиться на рынке — в интервью «РБК Трендам» рассказал гендиректор «СберМобайла» Сергей Волков

Об эксперте: Сергей Волков, генеральный директор «СберМобайла». Работает в телекоме более 23 лет. Ранее занимал руководящие позиции в Tele2, Yota и «ВымпелКоме».

Фото: пресс-служба «СберМобайла»
Фото: пресс-служба «СберМобайла»

ИИ против спама и открытые сети

— Какие технологические тренды сейчас определяют развитие телекома в мире?

— Прежде всего искусственный интеллект и большие языковые модели. Во-первых, они призваны увеличить эффективность телекома. Для этого участники рынка уже формируют консорциумы. Например, в Германии четыре компании решили объединиться, чтобы сделать большую языковую модель, которая позволит работать с сетевой инфраструктурой, повышать ее эффективность, бороться со спамом и мошенниками.

Во-вторых, ИИ должен дать новый уровень сервиса клиенту. Во всех точках контакта с пользователями компании пытаются внедрить ИИ, чтобы сделать сервис максимально персонализированным и качественным. Это точно будет одним из фокусных трендов в следующие три-пять лет.

ИИ для телеком-отрасли сейчас — один из важнейших драйверов роста. Внедрение искусственного интеллекта в телекоммуникационной отрасли может привести к увеличению выручки на 8–10% в течение пяти лет.

В «Сбере» тоже видят большой потенциал в этой технологии. Компания ежегодно инвестирует в ИИ порядка $1 млрд. Герман Греф в 2024 году сообщил, что инвестиции увеличатся минимум в 1,5 раза, так как на каждый рубль, вложенный в ИИ, компания получает 8 руб. отдачи.

— Можно ли где-то еще ожидать технологических прорывов, помимо ИИ?

— Еще один важный тренд — Open RAN (Radio Access Network, сеть радиодоступа. — «РБК Тренды»), открытые сети. Сам термин появился достаточно давно. Но в этом году ассоциация GSMA объявила, что инвестирует в это направление более €230 млрд. Задача — стандартизировать протоколы сетей, чтобы компании могли к ним бесшовно присоединяться и предоставлять услуги телекома для собственных клиентов.

Телеком коммодитизируется (то есть превращается в commodity — товар, массово продаваемый на организованных рынках. — «РБК Тренды»). Все больше ценностей формируется на уровне продуктов, которые так или иначе дополняют телеком.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Пять трендов телекома в России: от ИИ до консолидации экосистем

Общая инфраструктура и телеком-креатив

— Пойдет ли российский рынок в этом направлении? Некоторые участники уже говорят об инфраструктурном операторе и совместном использовании частот для новых поколений связи.

— Мы от этого далековаты. Но думаю, что это неизбежная история. Появятся инфраструктурные операторы, задача которых — предоставлять качественный сервис доступа в интернет. Все остальные будут развиваться по модели MVNO (Mobile virtual network operator). То есть работать с конечным клиентом, предоставляя наборы сервисов, и одним из таких сервисов будет доступ в интернет.

— Когда мы можем прийти к такой конфигурации?

— По моему прогнозу, в ближайшие два-три года. Нет смысла строить несколько 5G-сетей. И нет смысла внутри одной инфраструктуры делать разные платформы, которые занимаются борьбой с мошенничеством. Или инвестировать в несколько разных ИИ для оптимизации сети. Наоборот, есть смысл объединиться и сделать один, но хорошо проинвестированный технологический уровень.

— То есть развитие российского рынка должно пойти по европейской модели?

— В мире много примеров инфраструктурных операторов, в том числе в Китае (China Tower). Даже в Белоруссии есть такой оператор (beCloud), который предоставляет 4G-сети. Все остальные просто работают в этой сети.

— Что все-таки должно произойти, чтобы в России выделился отдельный инфраструктурный оператор, а остальные перешли в плоскость MVNO? Где тут драйвер?

— Драйвер здесь — сам рынок. Потому что четвертого игрока, кто бы им ни был, станет дорого содержать, ему будет тяжело удерживать клиентов. И тогда оператор начнет искать для себя новую бизнес-модель — как выжить и как стать сильнее.

Один из выходов — трансформироваться в инфраструктурного оператора и позвать к себе сильных игроков, чтобы сделать на своей базе лучшую сеть и дальше совместно инвестировать в ее развитие. Совершать технологические прорывы, которых давно в телекоме не случалось. Ведь мы уже долго не слышали о внедрении каких-то суперпродуктов, которые бы дизраптили (Disruptive Technologies — прорывные технологии, коренным образом меняющие ситуацию. — «РБК Тренды») рынок.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Боятся, но используют: откуда взялась фобия 5G и чем она вредна

— Какого рода продуктов? Приведите пример.

— Операторы научились круто строить сети, но продуктовое развитие, телекомовский креатив, ушло на второй план. Хороший пример — сервисы безопасности. Туда все идут, но пока на 100% мошенника отсечь никто не может. Там еще много чего можно сделать, чтобы минимизировать влияние мошенников. Поле для творчества бесконечное.

Анализ профиля и одно окно

— Даже без прорывных продуктов телеком-операторы предлагают огромный набор сервисов. Можно ли выделить среди них приоритетные для пользователя?

— Первое по приоритетности — доступ в интернет. Второе — сервисы безопасности, защита от спама и мошенников. Третье — комплементарные смартфону сервисы, в нашем случае это Okko и «Звук». Например, среди тех, кто активировал «СберМобайл» вместе с подпиской Prime, больше 90% пользуются «Звуком».

Дальше идут дополнительные услуги. Для наших клиентов это сервисы экосистемы: скидки на банковские услуги, доступ к «Мегамаркету» и т.д.

Приоритеты могут меняться для каждого конкретного клиента. Допустим, кто-то заходит в Okko каждый день, а у кого-то вообще нет времени смотреть кино и сериалы.

— Каким образом внедрение ИИ повлияет на набор услуг и опыт пользователя?

— Представим, что сервисы, включая телекомовский, предоставляются клиенту в режиме одного окна. Все, что нужно конкретному человеку: доступ в интернет, телевидение, музыка, облачные хранилища — выдается ему за комфортную цену без лишних переплат. Это то, что совершенно спокойно ИИ может делать уже сегодня: анализировать профиль человека, подбирать для него те сервисы, которые ему реально нужны и за которые он готов платить.

Надеюсь, мы в телекоме придем к этому в 2025 году: сможем персонализировать и объем потребляемых услуг, и наши продукты.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Партнерство и взаимная выгода: как будут развиваться экосистемы в России

Лишние подписки и качество связи

— Тренд на персонализацию виден довольно давно — можно собирать тарифы и наборы сервисов как конструктор, получать персональные скидки. Что изменится для конкретного пользователя после масштабного внедрения ИИ?

— Задача — сделать так, чтобы человек пользовался нужными ему сервисами, вообще не прикладывая никаких усилий. Как происходит сейчас? Человек думает: «У меня есть телефонный номер с доступом в интернет, я за него плачу 800 руб. в месяц, к нему нужно добавить телевидение». Поискал в интернете, сравнил стриминговые площадки, подключил подписку, попользовался, забыл про нее.

Потом захотел послушать музыку, подключить облачный сервис, чтобы где-то хранить фотографии и документы. Подключил еще пару подписок. Потом случайно оказался на другой площадке, увидел рекламу, подключил на семь дней бесплатно и про эту подписку опять забыл.

То есть он прошел клиентский путь четыре-пять-шесть раз, к каждой подписке привязал карту. Чтобы в какой-то момент понять, что часть сервисов ему совсем не нужна, он ими не пользуется. Он все отключает, а потом через несколько месяцев проделывает тот же путь.

— Вместо этого его можно поместить в экосистему и постараться из нее не выпускать?

— Да, тренд на экосистемы в России достаточно мощный. И в целом сегодня речь идет не столько о конкуренции между операторами связи, сколько о конкуренции между телекомом и IT-сектором. Многие компании пытаются предоставить все, что нужно человеку, из одного окна. У нас уже реализована модель, в которой достаточно один раз пройти клиентский путь, получить все нужные сервисы и «плюшки» от экосистемы.

Дальше надо подстроить эту модель под конкретного человека. Но в этом вопросе мы без искусственного интеллекта не обойдемся.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Экономия и гибкость: что дают цифровые экосистемы бизнесу

— Получается, мы опять упираемся в борьбу экосистем — чья окажется крупнее и сможет вобрать в себя больше сервисов. Только этот фактор будет определяющим?

— Он будет одним из определяющих. Качество телеком-услуг все равно так или иначе остается фактором выбора. В России очень хорошие сети, но все равно пользователь сталкивается с тем, что, например, он купил дачу и там не ловит привычный оператор. Или жил в одном районе, переехал в другой, и связь не ловит. Эту проблемы мы тоже пытаемся решить.

— Каким образом?

— Мы присутствуем во всех субъектах РФ, за исключением Крыма и новых республик. Крым — следующий регион для запуска. Работаем на двух сетях — «МегаФоне» и Tele2. Двумя операторами покрываем всю территорию. Наша задача — максимизировать качество телекоммуникационных услуг, чтобы клиенты всегда имели доступ к интернет-сервисам.

Цифровизация всего и беспилотный грузовик

— Какие услуги сейчас востребованы корпоративными пользователями?

— Основной тренд в b2b — на комплексную цифровизацию, внедрение машинного обучения, ИИ в работу предприятий. В этом году мы выпустили несколько новых цифровых продуктов — для транспорта, недвижимости, агропромышленного комплекса, безопасности. Все они экономят деньги клиента.

Например, платформа управления солнечными трекерами увеличивает эффективность генерации солнечной энергии на 27%, а система аналитики выполнения плана по сбору урожая повышает эффективность работы агрономов на 12%. Цифровой двойник завода на треть снижает время простоя оборудования и повышает общую эффективность производства минимум на 2% — в масштабах предприятия это экономия в десятки миллионов рублей в год. Важно, что решение быстро окупается, результата не нужно ждать годами — создание единой цифровой системы на нашем последнем проекте с заводом ГК «Благо» «отбилось» всего за девять месяцев. Востребованы цифровые решения и в сегментах транспорта и недвижимости, где единая цифровая среда позволяет повышать качество обслуживания клиентов, следить за работой машин или оборудования, обеспечивать безопасность.

В сегменте m2m (machine-to-machine) мы выросли в шесть раз за 2024 год по сравнению с предыдущим годом, и это не предел. Думаю, что в следующем году вырастем еще в два-три раза. И количество устройств, которое мы обслуживаем, достигнет нескольких миллионов.

Если взять просто телеком-услуги, то, например, транспортникам они не так интересны. А сервисы под ключ, в том числе управление автопарками, выстраивание оптимальных маршрутов, напротив, сильно востребованы. Люди приходят за комплексным подходом.

— Отсутствие сетей 5G по всей России и неясные перспективы их массового запуска не сдерживают цифровизацию b2b?

— Нет, но они сдерживают внедрение новых технологий, которые есть на рынке. Например, грузовые беспилотники «Сберавтотех» ездят по маршруту «Москва — Санкт-Петербург». Но, чтобы это стало коммерческим продуктом в масштабах страны, должна появиться не только регуляторика, но и технологии, которые сделают беспилотные перевозки безопасными для людей. Либо 5G, либо V2X, либо что-то еще. Этого пока не хватает.

Инфляция в телекоме и загрузка сети

— В России довольно дешевые мобильная связь и интернет как для физических лиц, так и для компаний, особенно в сравнении с европейскими странами. Эта ситуация сохранится в будущем?

— Стоимость услуг связи будет неизбежно двигаться вверх вместе с инфляцией. Потому что сети надо строить, обслуживать. Если мы хотим сохранить качество интернета и других сервисов, в это надо инвестировать, и операторы это делают. Иначе индустрия просто не выживет.

Но не думаю, что стоит ожидать резкого взлета. Повышение цен на услуги связи происходит регулярно, но практически незаметно. Темпы здесь обычно ниже, чем инфляция.

— Как присутствие виртуальных операторов на рынке влияет на ситуацию с ценами на рынке? Ведь вам не надо тратиться на инфраструктуру, в отличие от обычных телекомов.

У нас с операторами партнерские отношения. Мы не на ринге, где два бойца, а после гонга должен остаться только один. Мы играем в одной команде, но у нас разные зоны ответственности и участки на этом поле. Да, мы используем их инфраструктуру, но мы за нее платим, помогая им монетизировать сети. Платим за каждый гигабайт, каждую СМС. Все, что потребили наши клиенты, для оператора это деньги.

Партнерство с виртуальными операторами — это дополнительный источник доходов, который, в свою очередь, позволяет инвестировать в развитие сети. Такое использование сети дает синергию. Например, в каких-то регионах мы можем загружать сеть в тот момент, когда она простаивает.

Доли на рынке и будущее без мошенников

— Может ли кто-то из виртуальных операторов в перспективе составить конкуренцию крупным игрокам, войти в «большую четверку» или стать пятым по величине?

— Доля виртуальных операторов на рынке в 2024 году — 5%. И хотя сами по себе виртуальные операторы растут, их доля увеличивается не так агрессивно. Мне кажется, нет такого сценария, при котором кто-то из MVNO станет игроком, сопоставимым по объему с «большой четверкой». По крайней мере, в перспективе ближайших трех-пяти лет.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Зачем в России столько виртуальных операторов и кому нужен свой MVNO

— У вас нет таких амбиций?

— MVNO — это всегда более или менее узко сегментированное предложение. Для нас фокус — банковские клиенты «Сбера». Конечно, этих клиентов много — 108 млн, и среди них присутствуют все сегменты. Но мы концентрируемся именно на том, чтобы предоставить услуги связи клиентам своей материнской компании. То же самое и у других виртуальных операторов.

В мире ни один из таких игроков не обслуживает больше 30–35% от клиентской базы своей головной компании. Обычно — 10–15%. Для нас это где-то 10–15 млн клиентов. Это та емкость, которую мы можем достичь в перспективе.

В любом случае она несопоставима с показателями «большой четверки», разрыв будет кратным. У нас нет амбиций стать пятым мобильным оператором в стране.

— А какие есть?

— Мы хотим дать максимально персонализированный сервис клиентам «Сбера» и защитить их от спама и мошенников. В идеале — на 100%. Я действительно верю, что это достижимая цель — полностью исключить спам и мошенников для пользователя. С помощью искусственного интеллекта, технических средств.

В какой перспективе это произойдет — вопрос. Но я надеюсь, что вместе с государством, а оно тоже в это направление инвестирует, мы этого добьемся.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 02.12.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть