Экономия и гибкость: что дают цифровые экосистемы бизнесу

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Собственная экосистема позволяет компаниям не только оперативно реагировать на новые тренды рынка, но и сохранять устойчивость в условиях кризиса

Согласно исследованию Equinix Global Interconnection Index (GXI) 2023, предприятия с собственными экосистемами за последние пять кварталов расширили свои цифровые операции больше, чем в предыдущие пять лет. В частности, составители GXI 2023 отмечают, что к 2025 году 90% компаний из списка Fortune 500 сами станут поставщиками, как потребляя, так и продавая цифровые услуги. «РБК Тренды» обсудил с экспертами группы компаний «ЛАНИТ», как строятся экосистемы и какие потребности бизнеса они закрывают.

Об экспертах:

  • Вадим Сабашный — генеральный директор «ЛАНИТ-ТЕРКОМ»;
  • Алексей Хромов — генеральный директор компании «ОНВИ Сервис», основатель проекта PASS24.online;
  • Вадим Сорокин — директор по развитию бизнеса «ЛАНИТ Омни».

Что такое цифровая экосистема

Цифровые экосистемы — это набор взаимосвязанных функций и сервисов, которые отвечают за бизнес-процессы. Они могут быть ориентированы на внешних пользователей или решать внутренние задачи компаний. В первом случае в функционирование экосистемы вовлечены ее потребители, которые, например, могут генерировать внутри нее контент, рассказывает Вадим Сабашный.

По словам Вадима Сорокина, теорию позаимствовали из биологии. А в 1990-х годах распространили на экономику и предложили рассматривать компанию не как отдельный объект, а как элемент бизнес-экосистемы. Эксперт говорит, что она отвечает важной цели любой компании — реагировать на меняющиеся запросы потребителей.

Алексей Хромов поясняет, что любая экосистема направлена на оптимизацию процессов в компании и организацию взаимодействия на уровне пользователей: «При этом у каждой экосистемы есть свое ядро, которое составляет основу ее API-инфраструктуры. Это позволяет реализовать системы единого входа во все сервисы, предоставляя пользователям ценность для решения их повседневных задач».

API (Application Program Interface, или программный интерфейс приложения) — это набор определенных правил, позволяющих различным приложениям взаимодействовать друг с другом. Он обрабатывает передачу данных между системами, предоставляя компаниям возможность открывать функции своих приложений для внешних разработчиков и деловых партнеров.

Алексей Хромов отмечает, что работать через API гораздо проще, чем заново проектировать отдельные самостоятельные сервисы — продукты экосистемы. Такой подход позволяет формировать экосистемы более комплексно и экономически целесообразно для конечного заказчика. Например, вокруг интернет-магазина Alibaba существует около тысячи продуктовых сервисов, которые интегрируются в API и дают иные возможности помимо покупок. Другой пример внешней экосистемы — Google. Она строилась от ядра (поисковика компании) через API-интерфейсы (языки взаимодействия с ядром) путем приращения новых микросервисов.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Что такое API простыми словами

Разница между внутренней и внешней экосистемами

В зависимости от типа приложения экосистемы можно разделить на два вида.

  • Для внешнего рынка. Они нацелены на конечных пользователей и предлагают им сервисы в обмен на показ рекламы, сбор абонентской платы.
  • Для оптимизации процессов компании (внутренние). Эти экосистемы нацелены на интеграцию и автоматизацию разных бизнес-процессов (CRM, «умный» склад).

Как поясняет Вадим Сабашный, внедрить внешнюю уже готовую экосистему не получится — нужно разрабатывать свою и оперативно расширять ее.

Однако с внутренней экосистемой дела обстоят проще. По словам Сабашного, для нее можно позаимствовать уже существующие решения, а также можно применять наработки open source.

Помимо различий в процессах внедрения внешние и внутренние экосистемы отличаются по нескольким критериям.

  • Для создания внутренней экосистемы продуктологам компании не требуются новые компетенции. Как объясняет Алексей Хромов, в этом процессе программно-аппаратная составляющая отходит на второй план, поскольку компании важнее решить задачу и оптимизировать процесс.
  • Запрос на создание внутренней экосистемы формируют сотрудники, а не внешний рынок. Поскольку большинство задач бизнеса уже автоматизированы, у персонала появляется запрос на получение всех данных в одном окне. Следующим этапом развития экосистем станет упрощение взаимодействия работников с интерфейсом, считает Хромов. В этом, к примеру, могут помочь разработки в области искусственного интеллекта и чат-боты.
  • В случае с внутренней экосистемой число пользователей нового продукта ниже, и это более специализированный заказчик, поэтому обосновать внедрение функции сложнее, чем в случае с внешней экосистемой.
  • За новые продукты внешней экосистемы платят потребители, а в случае развития внутренней экосистемы затраты ложатся на бизнес. Это делает процесс внедрения внутренних продуктов более сложным и продолжительным. Однако существующий мощный ландшафт информационных систем позволяет оперативно отслеживать процесс внедрения и его успехи, говорит Алексей Хромов.
  • Есть разница в нормативно-правовом регулировании внутренних и внешних экосистем. Для внешних экосистем критически важно сделать акцент на обеспечении безопасности клиентских данных, объясняет Вадим Сорокин.

При всех различиях цель у внутренних и внешних экосистем одна — сделать работу пользователей быстрой, качественной и инновационной. Результатом внедрения экосистемы выступает продукт, который получает клиент или компания. Его качество будет зависеть от внутреннего взаимодействия сотрудников.

Эксперты отмечают, что идеально, когда элементы внутренней экосистемы выводят на внешний рынок, при том что все процессы внутри компании уже налажены. По словам Вадима Сабашного, есть много примеров, когда изначально корпорация создает решение для своих внутренних задач, развивает его, а затем понимает, что продукт успешно работает и его можно предоставлять клиентам как сервис. Такая практика применяется и востребована как для IT-сервисов общего назначения, так и для узких отраслевых решений, например в нефтегазовом секторе, геологоразведке.

Предпосылки для внедрения экосистемы

Эксперты выделяют несколько возможных предпосылок создания экосистем.

  • Внутренние — для обеспечения работы и эффективности труда сотрудников. Обычно запрос на экосистему возникает на этапе IT-зрелости компаний. Ее внедрению способствует и меняющийся подход к организационной структуре, когда предприятие трансформируется из вертикальной структуры в платформу или «хаб умов», которые создают продукты вместе.
  • Внешние — компания нацелена на внешнюю аудиторию, собирается привлечь больше пользователей и создает продукт специально под них. Такой подход требует больших инвестиций.

По словам Алексея Хромова, внедрять экосистему никогда не поздно. Если компания доросла до такого шага, то у нее уже есть вся необходимая база, говорит эксперт.

Как поясняет Вадим Сорокин, экосистема компании постоянно развивается, тем более в эпоху гиперавтоматизации, когда все процессы стремятся к цифровой трансформации. Эксперт считает, что экосистемы особенно актуальны для тех компаний, которые работают с конечным потребителем и в условиях конкуренции. Однако даже в случаях, когда заказчиком выступает государство, есть процессы, которые можно оптимизировать, чтобы получить преимущество в эффективности, скорости или соответствовать определенным требованиям. Например, можно наладить автоматизированную систему контроля качества производства или его планирования.

Фото:Simon Dawson / Bloomberg
Экономика инноваций Что такое цифровая трансформация?

Преимущества экосистемы для бизнеса

Вадим Сабашный говорит, что в наши дни экосистема закрывает все потребности бизнеса, а не только «цифру». Например, в пандемию цифровые решения для организации рабочих мест помогли наладить работу на удаленке. Наличие экосистемы позволяет бизнесу решить ряд задач.

Повышает эффективность бизнеса

А также его устойчивость и гибкость при изменении внешних факторов. Алексей Хромов объясняет, что в кризис в рамках экосистемы проще применять продуктовый подход — тестировать версии, MVP (минимально жизнеспособный продукт), отследить его жизненный цикл и понять, насколько он нужен внутреннему или внешнему пользователю. Такой подход дает стабильность, так как любой продукт можно оперативно отключить или подключить в рамках API-экономики.

Позволяет оперативнее принимать и внедрять решения

По словам Хромова, в рамках экосистемы продукты связаны и отслеживать разные метрики проще, чтобы быстрее достигать бизнес-целей. Вадим Сорокин считает, что при наличии развитой цифровой экосистемы кризисный менеджмент будет проходить успешнее. Он привел в пример кейс с подразделением банка, которое занимается лизингом и расширяет экосистему, чтобы наладить работу с внешними клиентами. Компания «ЛАНИТ Омни» использовала BPM-технологии (business process management), чтобы организовать внутренние процессы в банке, а затем открыть доступ к ним внешним клиентам. В итоге удалось оцифровать все процессы взаимодействия с клиентами и партнерами, упростив их и сохранив всю историю общения. Это позволяет быстрее решить, что предложить клиентам, куда направить ресурсы для достижения бизнес-показателей. По словам Сорокина, теперь систему поддерживают сами сотрудники подразделения, а время от концепции до внедрения идеи сократилось до нескольких дней.

Помогает более рационально распоряжаться ресурсами

А еще экономить на внедрении отдельных дорогих решений, удешевлять и повышать качество обслуживания. Хромов говорит, что раньше бизнесу приходилось использовать посредников для интеграции разных сервисов, а теперь эту задачу выполняют API. При этом заказчик получает единый доступ, обслуживание и сопровождение экосистемы как сервис. А также возможность привлекать внешние ресурсы и разработчиков.

Дает возможность быстро подхватывать тренды

Достаточно внести небольшие изменения в экосистему без особых затрат, чтобы максимизировать свою ценность на рынке, объясняет Хромов. Например, в уже существующие сервисы можно интегрировать чат-бота на базе ИИ.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Как стартапам строить экосистемы в эпоху платформ-гигантов

Какому бизнесу нужна экосистема

Вадим Сабашный подчеркивает, что задуматься об экосистеме нужно в первую очередь компаниям, бизнес-процессы которых попадают в зоны риска. Например, тем, чьи поставщики решений отзывают свои лицензии или прекращают обслуживание.

Для любой компании, у которой возникает кризис роста, цифровая трансформация будет полезной, полагает эксперт.

По словам Алексея Хромова, любые инвестиции в экосистему окупятся за счет более быстрого принятия решений, реорганизации продуктового портфеля, более гибкой настройки приложений для сотрудников, чтобы сделать их работу комфортной, — это снижает текучку, повышает удовлетворенность работой и мотивацию. Эксперт приводит в пример систему заказа гостевых пропусков PASS24.online, которую его компания помогла внедрить крупной финансовой организации. Благодаря интеграции новых функций существующая система компьютерного зрения компании теперь считывает номера машин, а система рекомендаций выдает сообщения о доступных местах на парковке в том случае, если конкретное место уже занято. Это экономит организации тысячи человеко-часов, а сотрудникам — время для поиска места, поясняет Хромов.

Особенности внедрения экосистем в кризис

Алексей Хромов отмечает, что в России многие производители не предлагают решений для интеграции разных систем, однако эту проблему можно устранить при помощи API-экономики. PASS24.online ищет разработчиков, чьи решения позволяют «закрыть» потребности клиента, при этом конкретный продукт могут доработать под нужды заказчика.

По словам Вадима Сорокина, сейчас все чаще главным элементом для организации взаимодействия внутри экосистем становятся платформы, объединяющие BPM и low-code-подход. Причин несколько: усложняющиеся бизнес-процессы и тотальная автоматизация. Поэтому бизнесу, с одной стороны, нужны развитые инструменты для эффективного управления, а с другой — требуется снизить зависимость от дефицитных IT-специалистов. Платформенные решения позволяют людям без специальных технических знаний быстро автоматизировать бизнес-процессы, а затем и легко кастомизировать их под специфику отрасли.

«У нас уже есть такая платформа — BPMSoft, с помощью который люди без опыта разработки могут как создавать собственные бизнес-приложения, так и брать уже готовые «из коробки» — для управления маркетингом, продажами и сервисом. Мы решили, что не станем ограничиваться только IT-инструментами. Планируется выстроить вокруг платформы полноценную экосистему, инвестируя в том числе и в трансфер знаний. Будем поддерживать сообщество, которое занимается low-code-технологиями, развивать школу low-code для партнеров и клиентов, чтобы они могли сами создавать необходимые приложения».

В связи с новыми реалиями рынка Вадим Сабашный дал несколько советов по внедрению экосистем.

  1. Компании нужно понимать, отвечают ли ресурсы поставщика решений ее интересам, а также будет ли он стабильно работать в РФ (есть ли у поставщика официальное юрлицо в стране и т.д.).
  2. С осторожностью внедрять разработки с использованием технологии open source: в таком программном обеспечении могут быть скрытые лазейки, которые позволяют украсть или просто уничтожить данные компании.
  3. Обращать внимание на набирающие популярность технологии — big data, ИИ и т.д. Желательно видеть перспективу внедрения такого продукта через несколько лет.
  4. Внедрять проверенные решения или их комбинацию, чтобы минимизировать риски.

Сабашный позитивно оценивает российский рынок экосистем. По его словам, вендоры из РФ оперативно заключают новые договоры на дистрибуцию и сопровождение софта и теперь этот процесс занимает не месяцы, а недели. Эксперт считает, что на достижение цифрового суверенитета с выпуском экосистемных решений и на их экспорт потребуется три—пять лет.

Обновлено 17.04.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть