Задачи
- Автоматизировать процесс выдачи новой технологичной спецодежды.
- Масштабировать систему видеоаналитики на транспорте.
- Цифровизировать логистические решения.
Предпосылки и мотивация
Нефтяные компании, как правило, ведут разведку и добычу углеводородов в непростых климатических условиях, на удаленных автономных месторождениях и производственных площадках, где используются технологически сложное оборудование и тяжелая спецтехника. С учетом этих факторов безопасность персонала требует особого внимания.
Виктор Сорокин, начальник управления производственной безопасности «Газпром нефти»:
«Соблюдение требований безопасности — наш абсолютный приоритет. Мы постоянно ищем возможность не только снизить потенциальные риски, но и сделать производственные процессы более комфортными для всех сотрудников вне зависимости от их профессии и места работы. Современные технологии предоставляют нам новые возможности в этом направлении».
Решение
«Газпром нефть» интегрирует в производственные процессы различные цифровые решения. Среди них система внутрикабинной видеоаналитики, которая следит за действиями водителя и предупреждает его об опасности во время движения, технологии для удаленного управления кранами и другой спецтехникой, а также новый экипировочный центр, ускоряющий процесс получения спецодежды.
Реализация
Экипировочный центр
Участие человека в любом производственном процессе начинается с правильной экипировки — спецодежды и средств индивидуальной защиты. Новый Уренгой — город-хаб для сотрудников, которые работают вахтовым методом на месторождениях в Ямало-Ненецком автономном округе. Перед заездом на арктический промысел специалисты здесь получают спецодежду.
«Газпром нефть» разработала обновленную линейку спецодежды. Она изготовлена из высокотехнологичных материалов, которые обеспечивают надежную защиту. Обновленный костюм комфортен в любую погоду, термоустойчив и не дает накапливаться статическому электричеству. Удобство и качество даже проверили профессиональные альпинисты при восхождении на Эльбрус», — подчеркивает Виктор Сорокин.
Чтобы сделать процесс выдачи спецодежды эффективнее, в январе 2022 года «Газпром нефть» в Новом Уренгое открыла высокотехнологичный роботизированный экипировочный центр. Его площадь составляет 2,2 тыс. кв. м, а ежемесячная пропускная способность достигает 1300 человек.
В экипировочном центре предоставляются и другие услуги: помимо выдачи есть возможность межвахтового хранения как спецодежды, так и личных вещей сотрудников, работают прачечная, химчистки и ателье.
По словам руководителя экипировочного центра Олеси Нугмановой, неправильное хранение и самостоятельная стирка спецодежды приводят к преждевременному износу и потере защитных свойств, а неправильный подбор размера может стать причиной травм. Централизация сервиса выдачи, хранения и ухода гарантирует точность и качество подбора одежды, ее сохранность.
«Использование интеллектуальных сервисов и автоматизированных решений на объекте обеспечивает не только высокую скорость получения работником спецодежды. Решение позволяет управлять запасами и точно прогнозировать будущую потребность. А самим сотрудникам больше не нужно беспокоиться о хранении экипировки между вахтами», — говорит Олеся Нугманова.
Какие решения используют в экипировочном центре
- Система электронной очереди.
- Цифровая примерочная — 3D-сканер для определения точных размеров одежды.
- RFID-идентификация (Radio Frequency Identification, или радиочастотная идентификация, — способ идентификации объектов с помощью радиосигналов, данные считываются со специальных RFID-меток) спецодежды для учета и контроля движения СИЗ.
- Роботизированная техника, которая перемещает спецодежду и СИЗ по территории центра.
- Вендинговые аппараты для выдачи небольших СИЗ и расходных материалов (перчатки, беруши, защитные кремы и спреи от насекомых и т.д.).
Видеоаналитика на автотранспорте
Для повышения безопасности дорожного движения в компании ранее внедрили систему мониторинга автотранспорта. Она дает возможность контролировать скоростной режим, соблюдение водителем режима труда и отдыха.
Теперь внедряется система внутрикабинной видеоаналитики с искусственным интеллектом. Начали с грузового, специализированного и пассажирского транспорта на месторождениях в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах и в Оренбургской области.
Как работает внутрикабинная видеоаналитика
- «Умные» камеры работают с использованием нейросетей: они считывают мимику лица, движения и положение тела водителя.
- Если система фиксирует, например, засыпание водителя, непристегнутый ремень безопасности или разговор по мобильному телефону во время движения, в кабине срабатывает звуковой сигнал, а информация об инциденте передается диспетчеру в онлайн-режиме.
- Система помогает выявлять ошибки в действиях водителей и своевременно предотвращать потенциально опасные ситуации, что повышает и культуру вождения, и безопасность персонала.
Одной из ключевых задач при реализации проекта было убедить подрядные организации в том, что видеоаналитика на автотранспорте повышает безопасность работы сотрудников.
Андрей Свербиль, начальник отдела по работе с подрядными организациями и безопасности на транспорте «Газпром нефти»:
«Мы провели множество коммуникационных сессий, приглашали представителей провайдеров и экспертов из разных компаний, использующих данные системы. На этих встречах мы смогли донести до партнеров важность и эффективность применения «умных» камер. Теперь перед нами стоит задача организовать оснащение транспорта, который перевозит наших пассажиров и грузы, системами внутрикабинной видеоаналитики».
Удаленное управление кранами и спецтехникой
Эта система позволяет машинистам кранов, вилочных погрузчиков, бульдозеров и горно-шахтной техники управлять производственными операциями из офисного пространства.
Как работает удаленное управление спецтехникой
- На узлах крана установлено специальное сертифицированное оборудование.
- Система камер и датчиков дает машинисту максимально полный обзор площадки, исключая слепые зоны, а модуль видеонаблюдения оперативно передает сигнал.
- Благодаря минимальной задержке сигнала управлять тяжелой техникой можно за тысячи километров, а цифровые помощники в разы повышают производительность технологических операций.
- Автоматизированное рабочее место оснащено экранами (на них выводятся изображения с расположенных на кране камер), клавиатурой с функциональными кнопками, креслом и джойстиками для левой и правой руки.
- Гибкое программное обеспечение адаптируется под особенности площадки, что позволяет бесшовно интегрировать решение в существующую инфраструктуру предприятия.
По словам руководителя центров технологических продуктов «Газпромнефть-Снабжения» Никиты Чудинова, внедрение новых решений часто связано с необходимостью переоборудовать инфраструктуру. А это трудоемкий и затратный процесс, требующий полной остановки производства.
«Нашей задачей было обеспечить максимально бесшовный переход на новую технологию — система удаленного управления интегрируется в уже существующую инфраструктуру и не требует замены техники. На данный момент систему уже используют не только в нефтегазовой отрасли, но и в металлургии, а также при управлении логистической инфраструктурой», — комментирует Никита Чудинов.
Результаты
Видеоаналитика на транспорте
К концу 2024 года системами внутрикабинной видеоаналитики с использованием искусственного интеллекта оснастили 3,5 тыс. транспортных средств на объектах «Газпром нефти».
Удаленное управление спецтехникой
Решение помогло «переехать» операторам: им больше не нужно работать на высоте, они управляют оборудованием из комфортного офиса. При этом система повышает эффективность использования рабочего времени и сокращает простои техники. Завершив задачи на одной площадке, специалист может сразу начать работать на другой.
Снижение операционных нагрузок, связанных с обработкой грузов, составило до 30%. А увеличение машино-часов для эффективной эксплуатации оборудования — до 50%.
Экипировочный центр
Вместимость склада выросла в три раза, а скорость обслуживания клиентов центра — в 2,5 раза. Если раньше экипировка занимала полчаса, то теперь на нее уходит всего 12 минут.
Планы и перспективы
Сейчас компания ищет дополнительные пути повышения безопасности работы сотрудников — например, внедрение систем видеоаналитики с искусственным интеллектом для предотвращения происшествий при бурении и ремонте скважин, обслуживании объектов подготовки нефти, контроля и мониторинга правильного применения средств индивидуальной защиты на объектах через встроенные RFID-метки.
Кроме того, продолжится расширение проекта видеоаналитики на транспорте. В 2025 году ею планируется оснастить еще более 10 тыс. машин.
В компании также отмечают, что технология дистанционного управления крановой техникой уже успела себя зарекомендовать, поэтому сейчас ее применение масштабируют. Решение планируют тиражировать на другие виды техники: уже тестируются бульдозер и погрузчик на дистанционном управлении.
«Одна из главных задач при обеспечении безопасности на производстве — это снижение влияния человеческого фактора. Мы продолжим внедрять современные цифровые решения и технологии искусственного интеллекта в производственные процессы, чтобы повысить безопасность и комфорт работников», — резюмирует Виктор Сорокин.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.