Графен, спутник, нейросети: главные российские достижения науки и техники

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Искусственный интеллект, самый мощный в мире ледокол и скоростные магистрали — какие новые технологии появились в России в XXI веке

С ноября 2023 года в Москве проходит международная выставка-форум «Россия», на которой рассказывают о главных достижениях страны в разных областях. Территория ВДНХ стала масштабной проекцией страны, так как в выставке участвуют все регионы, крупнейшие корпорации и общественные организации. Собрали главные достижения отечественных ученых и инженеров.

Наука не стоит на месте

Нобелевскую премию по физике в 2010 году получили ученые из России Александр Гейм и Константин Новоселов. Им удалось создать графен — самый тонкий в мире материал, толщиной всего один атом углерода, то есть в 300 тыс. раз тоньше листа бумаги. Применять его планируется в микроэлектронике (обладает такой же структурой, как и полупроводники, но при этом сам проводит ток), медицине и аэрокосмической области. Но пока графен остается довольно дорогим из-за сложности получения.

Последние шесть элементов таблицы Менделеева были синтезированы в России. В Объединенном институте ядерных исследований в Дубне открыли флеровий, ливерморий, нихоний, московий, теннессин, оганесон.

В Дубне также расположен коллайдер NICA, его строительство завершится в 2024 году. А нейтронный реактор ПИК в Ленинградской области стал самым мощным источником нейтронов в мире. На этих объектах ученые проводят не только научные опыты. Они имеют и прикладное применение в области радиобиологии, космической медицины, а также в терапии онкологических заболеваний.

Директор ОИЯИ Григорий Трубников рассказывает о NICA
(Видео: youtube.com)

Победить суровый Север

В северных регионах России сосредоточено множество полезных ископаемых. Кроме того, Арктика имеет важное стратегическое и логистическое значение: через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь (СМП), популярность которого среди перевозчиков с каждым годом растет. В составе российского флота шесть атомных и 30 дизельных ледоколов, необходимых для прохождения судов по СМП. Среди них мощный ледокол «Арктика», спущенный на воду в 2016 году. Два ядерных реактора РИТМ-200 тепловой мощностью 175 мВт питают шесть электродвигателей с суммарной отдачей 60 мВт.

В Баренцевом море действует платформа «Приразломная». Впервые в мире добыча нефти ведется в сложных условиях дрейфующих ледовых полей. На экстремальные климатические условия рассчитана и арктическая буровая установка «Таймыр-Р1». Она может делать скважины глубиной до 6 км даже при шквалистом ветре и экстремально низких температурах, минимизируя дорогостоящие простои из-за погоды.

Наблюдение за северными территориями и сбор метеорологических данных из космоса выполняют два спутника «Арктика-М», выведенных на орбиту в 2021 и 2023 годах. Еще четыре таких аппарата планируется запустить до 2031-го. Изучением природной среды «макушки Земли» также занимаются ученые на новой ледостойкой плавучей платформе «Северный полюс», первый рейс она совершила в 2022 году.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика Почему Арктика нагревается в четыре раза быстрее остального мира

Ученые спасают жизни

Способ борьбы с «чумой XXI века» открыли российские врачи Медицинского радиологического научного центра им. А.Ф.Цыба. В 2019 году они впервые провели альфа-эмиттерную брахитерапию неоперабельного рака молочной железы: радиоактивный материал вводится внутрь опухоли и разрушает ее. Отличительная особенность альфа-эмиттеров от других форм излучения заключается еще и в том, что они способствуют активации иммунной системы организма.

В 2022 году российские онкологи совместно с сотрудниками Института ядерных исследований (ИЯИ РАН) разработали новую технологию борьбы с новообразованиями. Она позволяет оперативно разрушать раковую опухоль благодаря сверхмощному потоку протонов, которые не повреждают здоровые ткани.

Российские ученые первыми разработали вакцину от COVID-19, «Спутник V» стал первым зарегистрированным препаратом на мировом рынке. Вакцина была одобрена в 71 стране с общим населением 4 млрд человек.

В 2019 году волгоградские эндохирурги из ВолгГМУ провели первую в мире операцию в экзоскелете. Его основная функция — помогать врачам и снижать нагрузку с позвоночника и отдельных групп мышц, которые находятся в постоянном напряжении во время сложных операций. Таким образом предполагается сократить количество заболеваний, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которыми болеют 90% эндохирургов.

Хирург в экзоскелете на операции
(Видео: youtube.com)

Не только углеводороды

По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, на 1 января 2024 года уровень газификации в России составляет 89%, а 100% будет достигнуто к 2030-му. Но в стране занимаются не только углеводородами: Россия продолжает развивать сферу атомной энергетики. Выработка электроэнергии АЭС за последние 30 лет увеличилась почти вдвое: в 2022 году зафиксирован рекордный показатель — 223,37 млрд кВт∙ч.

Развиваются проекты атомных станций малой мощности (АСММ) для удаленных районов с неразвитой сетевой инфраструктурой — иначе говоря, для мест, где не нужны крупные АЭС. Такие станции дешевле и строятся гораздо быстрее традиционных АЭС, побочное выделение тепла делает их востребованными в холодных регионах. А плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» с 2019 года питает город Певек на Чукотке.

В 2023 году запущена крупнейшая в мире ветряная электростанция, расположенная за Полярным кругом. Кольская ВЭС состоит из 57 турбин общей мощностью 202 мВт. Все ветряки работают в автоматическом режиме, в зависимости от направления ветра лопасти разворачиваются, чтобы вырабатывать максимально возможное количество энергии.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика Как работает крупнейшая в мире морская ветряная турбина

Суда, поезда и самолеты

Постепенно развивается судостроение: строительство первой очереди верфи «Звезда» в Приморском крае завершено в 2016 году, а в 2020-м на воду спустили танкер типа «Афрамакс». Это первые российские суда, предназначенные для перевозки сырых нефтепродуктов в неограниченном районе плавания. Спрос на такие танкеры растет по всему миру: они меньше, чем супертанкеры, потому могут входить во многие порты для разгрузки. В декабре 2023 года «Совкомфлоту» передано уже пятое судно этого типа. Возрождено производство быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях. С 2022 года серийно выпускается новый «Метеор 120Р», он может развивать скорость до 65 км/ч.

Продолжаются испытания пассажирского лайнера МС-21 с новыми отечественными двигателями ПД-14. В 2025 году должна начаться коммерческая эксплуатация самолета, который сможет заменить зарубежные Airbus семейства A320 и Boeing 737 в российских авиакомпаниях. Вместимость МС-21 — до 211 пассажиров в зависимости от компоновки.

Впервые в мире авиации в классе среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов крыло выполнено из углепластика, который также производится в России. Преимущество композитных материалов, доля которых в конструкции МС-21 доходит до 40%: они легкие и прочные, что помогает снизить массу без потери жесткости. А для самолета меньший вес означает сокращение расхода топлива — важный аспект для коммерческой эксплуатации.

В 2011 году началась эксплуатация лайнера «Суперджет», который стал первым массовым отечественным пассажирским самолетом с советских времен. С тех пор выпущено свыше 230 экземпляров, а уже в 2024-м должно начаться производство модернизированной версии. Кабина и авионика SSJ New унифицированы с МС-21, он также получит полностью отечественные двигатели ПД-8 взамен российско-французских.

В конце декабря 2023 года запустили первый импортозамещенный поезд «Ласточка», который переименовали в «Финиста». А с 2028 по 2032 год российский холдинг «Синара — транспортные машины» должен поставить 50 восьмивагонных составов для строящейся высокоскоростной железной дороги из Москвы в Санкт-Петербург. Они смогут разгоняться до 400 км/ч, время в пути между двумя столицами составит 2 часа 15 минут.

Фото:Unsplash
Экономика образования От поезда-пули до беспилотного автомобиля: кто создает транспорт будущего

Перспективное строительство

Платные автомагистрали М-4 «Дон» и М-11 «Нева» значительно сократили время пути из Москвы в Санкт-Петербург и в южные регионы страны, а в 2023 году запущено движение по трассе М-12 «Восток», причем от старта проекта до начала эксплуатации прошло меньше трех лет. А в 2025 году М-12 соединит столицу с Тюменью.

В Санкт-Петербурге завершено сооружение самого высокого здания в России и Европе — 462-метрового небоскреба «Лахта-центр». При его строительстве применялись инновационные решения, например надежность бурения скважин под каждую из свай проверялась видеокамерой, которую опускали на 85 м. А фундамент и вовсе попал в Книгу рекордов Гиннесса в 2015 году за непрерывное бетонирование основания: в течение 49 часов было залито 19,6 тыс. кубометров бетона. Среди других интересных решений — в ночное время, когда нагрузка на электросети невелика, в башне работают генераторы льда. Накопленный холод помогает снизить нагрузку на кондиционирование и уменьшить расход электричества на 15%. Пневматическая подземная система удаления мусора повышает комфорт и гигиеничность.

В 2016 году состоялся первый пуск ракеты-носителя с нового российского космодрома Восточный, расположенного в Амурской области. В апреле 2024 «Роскосмос» планирует осуществить здесь первый пуск ракеты «Ангара». Это российское семейство ракет-носителей включает аппараты в диапазоне грузоподъемности от 3,5 до 38 т на низкой околоземной орбите.

Как устроен космодром «Восточный»
(Видео: youtube.com)

Цифровизация и искусственный интеллект

Во всем мире сейчас идет активное внедрение искусственного интеллекта в разных отраслях. Например, в медицине ИИ повышает точность диагностики (особенно на ранних стадиях развития патологий, когда человеческий глаз может просто не заметить мельчайшее изменение), помогает подобрать оптимальный метод лечения в короткие сроки и автоматизирует работу врача.

ИИ помогает также выявлять дефекты продукции на промышленных предприятиях, прогнозировать возникновение пожаров, обеспечивать работу систем распознавания лиц и даже организовывать дорожное движение: нейронные сети используются для «умного» управления транспортными потоками с помощью светофоров, а ГИБДД использует ИИ для фиксации правонарушений.

Реклама. Рекламодатель: АНО «Дирекция Выставки Достижений «Россия»

erid: 4CQwVszH9pWvoB7Nmr2

Обновлено 26.01.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть