Зачем цифровизировать ЖКХ
ЖКХ — одна из самых сложных отраслей российской экономики. Исторически здесь сложился целый комплекс проблем: высокий износ фондов, который достигал в 2021 году 70%, убыточность и непрозрачность расчетов. Чтобы решить их, коммунальные предприятия начали передавать в частные руки через концессию: бизнес инвестирует средства в инфраструктуру предприятия и зарабатывает благодаря повышению его эффективности, то есть работает над сокращением потери ресурсов, улучшением энергоэффективности и оптимизацией внутренних процессов. По данным Национального центра государственно-частного партнерства, всего к концу 2022 года частные инвесторы вложили в коммунальную сферу практически ₽1 трлн — ₽985,2 млрд.
Чтобы повысить управляемость и прозрачность предприятий сферы ЖКХ, а также сократить расходы и потерю ресурсов, государство делает ставку на цифровизацию. В рамках нацпроектов «Цифровая экономика» и «Жилье и комфортная среда» запущен проект «Умный город», он предполагает масштабную цифровизацию отрасли. Среди его основных принципов — технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда. Государство выделило на проект ₽13 млрд и планировало наращивать финансирование.
В целом Минстрой оценивал расходы на цифровизацию ЖКХ в ₽375 млрд. При этом государство не готово повышать тарифы и пытается простимулировать компании в сфере ЖКХ к большей инвестпривлекательности и внедрению технологий. Например, в жилых домах и на бизнес-объектах с 2025 года начнут устанавливать умные счетчики воды и тепла.
«Цифровизация ЖКХ позволяет наглядно видеть, что происходит на распределенной сети, а также автоматизировать процесс передачи данных с тысяч устройств. Больше не нужно вручную обходить и переписывать показания, — объясняет директор по развитию облачных и инфраструктурных решений «МегаФона» Александр Осипов. — Благодаря передаче данных автоматизируются и все расчетные операции, значительно повышается скорость реакции на аварии, появляется возможность на основе данных прогнозировать ремонт оборудования и контролировать его качество. Все это существенно повышает операционную эффективность участников рынка ЖКХ и удовлетворенность граждан».
Жилищно-коммунальные услуги — потенциально очень привлекательная сфера для российского бизнеса. Объем этого рынка оценивается в 5,5% ВВП, или около ₽5,4 трлн. Кроме того, здесь есть стабильная клиентская база. Тем не менее отрасль остается сложной, и в правительстве признают, что поставщики коммунальных услуг страдают от низкого уровня цифровизации.
Что получает рынок ЖКХ благодаря цифровым технологиям
Чтобы быть эффективными, участникам рынка ЖКХ нужно детально отслеживать потребление ресурсов и оптимизировать системы учета.
«ЖКХ — важнейший потребитель решений на базе технологии интернета вещей в России наряду с транспортом и энергетикой. На базе этой технологии построено наше комплексное решение по работе с инфраструктурой и ресурсами. Оно позволяет видеть объективную картину происходящего на сетях и общую эффективность их эксплуатации», — отмечает Осипов.
IoT-платформа «МегаФона» позволяет закрыть всю цепочку мониторинга поступления и расходования ресурсов. Так, для ресурсоснабжающих организаций и муниципальных властей разработан сервис «Онлайн-мониторинг воды», а для управляющих компаний, застройщиков и предприятий — сервис «Умное ЖКХ».
«Онлайн-мониторинг воды»
Возможности сервиса: контроль объемов производства и поставки воды, контроль режимов работы оборудования, контроль параметров давления и температуры в трубах, оперативное выявление прорывов и утечек на трубопроводах холодного, горячего водоснабжения и теплоснабжения, неправомерных подключений и хищений. Все опции доступны в круглосуточном режиме.
Благодаря «Онлайн-мониторингу воды» предприятия сокращают затраты на эксплуатацию и техобслуживание объектов. Например, в 2021-м «МегаФон» внедрил систему на «Нижегородском водоканале», оснастив общедомовыми счетчиками 2050 домов. Это позволило предприятию экономить около ₽95 тыс. в месяц на обслуживании каждых 100 домов.
В июле 2023 года «МегаФон» автоматизировал мониторинг системы водоснабжения в Геленджике. Умные счетчики установили на 100 объектах — гостиницах, частных и многоэтажных домах. В итоге компания, управляющая коммунальной инфраструктурой города, уже увеличила выручку от реализации воды более чем на 10%.
«Умное ЖКХ»
Возможности сервиса:
- экономия ресурсов и снижение затрат. Современные системы мониторинга и умные счетчики позволяют точно учитывать потребление ресурсов и оптимизировать их расходы;
- мониторинг нештатных ситуаций. Система сразу реагирует при отклонении параметров от нормы, пользователя оповещают по телефону или e-mail;
- оптимизация бизнес-процессов. Благодаря интеграции с помощью API данные попадают сразу в нужные информационные системы, а ошибки, связанные с человеческим фактором, исключаются;
- выполнение требований государства. В частности, IoT-решения облегчают работу с ГИС «ЖКХ». Ожидается, что через эту систему жители смогут проводить все оплаты и контролировать расходы ресурсоснабжающих организаций;
- реализация проектов под ключ. «МегаФон» может реализовывать сложные внедрения, начиная от обследования имеющегося оборудования и инфраструктуры до внедрения и технической поддержки своих решений.
«Управляющим компаниям сервис помогает автоматизировать оплату ЖКХ и анализировать потребление ресурсов без регулярного обхода домов. Застройщикам — повысить привлекательность жилья для потенциальных покупателей благодаря установке умных приборов еще на этапе строительства», — комментирует Александр Осипов.
Сервисом могут также воспользоваться промышленные компании: установленные на инженерных узлах приборы помогут отследить отклонения показателей от нормы, а также выявить неполадки в работе оборудования и вовремя их устранить. Агропромышленные компании могут контролировать водные резервуары и подачу ресурсов, ресурсоснабжающие организации — инфраструктуру, оборудование и расчеты с потребителями.
Что будет дальше
По итогам 2022 года меньше всего прибыльных компаний было именно в сфере ЖКХ. Цифровизация поможет им более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, сократить издержки и повысить прибыль.
Потенциально каждая управляющая, сервисная и ресурсоснабжающая организация — пользователи IoT и других высокотехнологичных решений. Представители отрасли начинают понимать, какие выгоды несут в себе такие решения. Так, согласно исследованию РИР, в последнее время коммунальные предприятия наращивают закупки российских решений для цифровизации.
В целом, ожидается, что цифровизация ЖКХ и внедрение IT-сервисов позволят снизить издержки отрасли на ₽50 млрд.