«МегаФон» — всероссийский оператор цифровых возможностей. Предоставляет услуги мобильной и фиксированной связи, мобильного и широкополосного доступа в интернет, цифрового телевидения и OTT видеоконтента, инновационных цифровых продуктов и сервисов. Выручка в 2020 году — ₽332 млрд.
Задача
Предложить рынку удобный инструмент для управления коммунальным хозяйством и инженерными системами объектов, взаимодействия с поставщиками ресурсов.
Предпосылки и мотивация
Российские города постепенно осваивают высокотехнологичные решения для управления ЖКХ. Во многом этот тренд развивается благодаря госпрограмме «Умный город», которая предусматривает внедрение цифровых технологий в том числе в коммунальное хозяйство.
По мере перехода городов на новые системы управления растет спрос на ИТ-продукты в этой сфере, отмечают в «МегаФоне».
К созданию таких продуктов компания приступила несколько лет назад. В 2017 году оператор внедрил «умные» счетчики в жилых домах Иннополиса в Казани. Это был первый в России проект по запуску интернета вещей в ЖКХ на основе технологии NB-IoT — стандарта сотовой связи для устройств телеметрии.
Решение
Оператор предложил рынку комплексное федеральное решение «Умное ЖКХ» на основе технологии интернета вещей.
Реализация
Сервис для ЖКХ «МегаФон» запустил в середине 2019 года, в общей сложности компания реализовала 30 пилотов.
Решение включает в себя систему сбора и передачи данных со счетчиков и удобный веб-интерфейс. Оно полностью автоматизирует получение показаний по четырем ресурсам — воде, газу, электричеству и теплу. Все данные поступают автоматически без обхода помещений сотрудниками и передачи информации в ручном режиме. Дополнительно к системе можно подключить датчики протечки, возгорания, движения.
Продукт позволяет предприятиям ЖКХ экономить средства — прежде всего, за счет отказа от ручного сбора информации и более точного учета ресурсов. При этом организации получают возможность отслеживать аномальное потребление и аварийные ситуации, сокращая потери.
Все данные, независимо от модификации и года выпуска счетчиков, отображаются в личном кабинете. Пользователи могут выбирать или создавать свои формы отчетов, чтобы увидеть целостную картину потребления ресурсов. В «Умное ЖКХ» встроена система аналитики, которая оценивает техническую исправность объектов.
«Умное ЖКХ» работает на базе собственной NB-IoT сети «МегаФона». Этот стандарт предполагает малые объемы передачи данных, позволяет использовать автономные источники питания и управлять энергопотреблением устройств.
Основные пользователи нового продукта — управляющие компании, застройщики, поставщики энергоресурсов и муниципальные власти. Кроме того, решение подходит торговым центрам и промышленным предприятиям.
В 2020 году «МегаФон» запустил специальный продукт для автоматизации холодного водоснабжения и водоотведения — «Онлайн-мониторинг воды». С его помощью можно в режиме онлайн получать детальную информацию о работе объектов, удаленных друг от друга на многие километры. Продукт позволяет контролировать объемы поставки воды, упростить контроль за ее качеством, отслеживать падение давления в трубах, оперативно выявлять прорывы, неправомерные подключения и хищения. Причем все эти опции доступны в круглосуточном режиме.
Весной 2021 года оператор начал внедрять услугу на «Нижегородском водоканале», выиграв тендер на реализацию проекта по цифровизации и сбору данных с общедомовых приборов учета воды.
До начала проекта коммунальное предприятие отмечало несколько проблем:
- нехватка точной и актуальной информации из-за отсутствия регулярного сбора данных;
- высокие трудозатраты на сбор показаний в отчетный период, когда информацию с тысяч приборов учета нужно получить за несколько дней;
- отсутствие инструментов для сведения балансового учета по потребленным ресурсам.
В рамках проекта «МегаФон» оснастит модулями автоматического сбора и передачи показаний 2 050 домов, подключит приборы к информационной системе и интегрирует биллинг водоканала со своей IoT-платформой. На ней все собранные данные будут объединяться, а затем поступать в систему расчетов с жителями.
По словам «МегаФона», проект для Нижегородского водоканала является единственным в России масштабным коммерческим контрактом с крупным клиентом по внедрению «умного» учета на базе IoT.
Результаты
По итогам реализации проекта с «МегаФоном» Нижегородский водоканал получит целый ряд новых возможностей:
- сможет автоматически проверять правильность показаний приборов учета и сводить баланс потребления;
- снизит объемы ручных операций по обработке данных и их занесению в информационную систему;
- уменьшит количество спорных ситуаций с управляющими компаниями и ТСЖ;
- будет получать аналитические отчеты, позволяющие предотвращать нештатные ситуации, потери на сети и воровство ресурсов.
Расчеты оператора показывают, что использование сервиса «Умное ЖКХ» для подомового учета позволяет экономить около ₽95 тыс. в месяц на обслуживании каждых 100 домов. В поквартирном учете экономия составляет ₽73,4 тыс. ежемесячно в расчете на 20 тыс. квартир.
Планы и перспективы
Оператор планирует расширять зону покрытия NB-IoT в российских регионах и аудиторию нового сервиса. В компании уверены, что «Умное ЖКХ» будет внедряться в масштабах всей страны, повышая удобство управления отраслью и снижая издержки.
IoT-связь от «МегаФона»:
- База M2M «МегаФона» составляет 10 млн SIM-карт;
- Зона покрытия сети NB-IoT от «МегаФона» — 66 регионов;
- До 10 тыс. устройств можно подключить к одной базовой станции по технологии NB-IoT.