Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

«Умные» комбайны и дроны-геологи: как цифровизация меняет экономику

Фото: Jens Schlueter / Getty Images, Maël BALLAND / Pexels
Фото: Jens Schlueter / Getty Images, Maël BALLAND / Pexels

Внедрение цифровых технологий кардинально изменило бизнес-модель компаний практически во всех основных индустриях. К примеру, в медиаиндустрии стриминговая модель распространения контента практически уничтожила бизнес по продаже физических носителей и сейчас уверенно отнимает долю рынка у кинотеатров. Даже в более традиционных отраслях, например в сельском хозяйстве, внедрение цифровых решений становится неотъемлемой частью развития бизнеса: появляются управляемые искусственным интеллектом «умные» теплицы, аналитика больших данных помогает предсказывать засуху и другие природные катаклизмы. Эти и другие решения оптимизируют расходы, упрощают управление, увеличивают прибыль.

По данным исследования McKinsey, в мире только 4% корпораций вышли на уровень, когда все бизнес-процессы полностью цифровизованы. Лидирует индустрия медиа и развлечений, где уровень цифровизации составляет 62%. К числу наименее цифровизованных относятся финансы (39%), автопроизводители (32%) и производство потребительских товаров (31%). Среди наиболее широко используемых технологий — традиционные интернет-технологии, их используют 85% компаний-респондентов, и облачные сервисы (81%). Наименее распространенные — трехмерная печать, которую используют только 13% опрошенных компаний, и технологии дополненной реальности — их начали использовать 15% компаний. РБК вместе с «МегаФоном» изучил, какие решения оказываются наиболее востребованными в реалиях российского рынка, в каких индустриях они применяются и какая роль в цифровизации у решений, созданных на базе IoT-устройств.

Содержание:

Сельское хозяйство

Компания PwC разработала концепцию точного земледелия, подразумевающую использование большого числа цифровых решений для управления почти всеми аспектами сельского хозяйства вплоть до определения оптимального времени сбора урожая. В частности, засев планируется исходя из рельефа местности, качества почвы и степени ее минерализации. Уровень влажности и света, сила ветра контролируются с помощью дронов, спутниковой картографии и решений интернета вещей. Планирование механизмов полива и удобрения почвы ведется на основании почасового прогноза погоды. Они не должны совпасть с падением температуры или затяжными дождями, иначе расходы на удобрения и выезд техники на поля будут понесены компанией впустую.

Будущее агропромышленного комплекса: тренды до 2120 года

«Например, IoT-решение из области так называемого точного земледелия — это когда специальные метеостанции, которые стоят в полях, с помощью сенсоров собирают данные (температура, влажность) и с помощью передающих радио-GSM-модулей отправляют их на IoT-платформу. На ней посредством алгоритмов big data происходит обработка собранной с сенсоров информации и строится высокоточный почасовой прогноз погоды. Клиент видит его в интерфейсе на компьютере, планшете или смартфоне и может оперативно принимать решения. Все вместе — это один IoT-продукт, который может также дополняться решениями по безопасности передаваемого трафика: клиент получает выделенную точку доступа для сбора трафика, передаваемая сенсорами информация остается в контуре компании», — отмечает руководитель по IoT «МегаФона» Павел Иванченко.

В целом применение концепции точного земледелия, по данным PwC, позволяет сократить затраты на 10% и на столько же увеличить урожайность. Внедрение IoT-решений в животноводстве и земледелии позволяет снизить затраты на 15–20% и добиться сокращения гибели скота на 15%. В животноводстве также используются технологии больших данных и машинного обучения, которые позволяют на ранних стадиях выявлять заболевания скота и другие потенциальные факторы риска. «МегаФон» начал предоставлять решение по мониторингу крупного рогатого скота на основе IoT-технологии в середине 2019 года. Техническое решение выполнено в виде ушной бирки. Помимо местоположения животного оно определяет температуру тела и реагирует на активность. Все параметры мониторинга отображаются в личном кабинете клиента.

Также в сельском хозяйстве используются «умные» теплицы, где температура, уровень влажности и другие параметры регулируются автоматически, в каких-то случаях с использованием технологии искусственного интеллекта. «Умные» фермы используют интернет вещей, чтобы отслеживать передвижение и здоровье животных.

Сельское хозяйство — одна из сфер, где беспилотные транспортные средства могут показать максимальную эффективность. К примеру, российская компания Cognitive Technologies совместно с компаниями «Ростсельмаш» и КамАЗ разработали программное обеспечение Agro Pilot для беспилотного вождения комбайнов. Технология уже была протестирована на полях Ростовской области. Тестовая эксплуатация показала, что беспилотная техника способна работать в ночных условиях, что позволяет повысить производительность и свести к минимуму человеческий фактор. В результате качество уборки зерновых культур повысилось на 30%.

Как работает беспилотный комбайн Cognitive Agro Pilot

Стоит отметить, что в сельском хозяйстве актуальны задачи низкого энергопотребления используемых IoT-датчиков и сенсоров, а также длительная работа от батарейки, измеряемая не месяцами, а годами. Соответственно, зачастую используются решения класса LPWAN, или Low-power Wide-area Network.

«МегаФон» первым среди операторов начал внедрять специализированный стандарт класса LPWAN, специально разработанный GSMA-ассоциацией для таких задач, — NB IoT, или Narrow Band IoT. Narrow Band Internet of Things — стандарт сотовой связи для интернета вещей, ориентированный на устройства с низкими объемами обмена данными. Он позволяет подключать тысячи устройств к одной базовой станции, при этом он работает поверх обычных сетей связи, то есть не мешает разговорам абонентов. В тариф также входит доступ к платформе «M2M-Мониторинг». С ее помощью независимо от места нахождения клиенты смогут управлять сетью IoT-устройств и не задумываться о стоимости или перерасходе IoT/M2M-трафика», — говорит Павел Иванченко.

«Умные» города

Использование цифровых технологий в городском хозяйстве не менее эффективно, чем в крупных корпорациях. По данным McKinsey Global Institute, использование технологий «умного» города позволяет повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации на 20–35% и, как следствие, сократить число смертей от несчастных случаев на 10%. Также цифровые технологии позволяют сократить среднее время в пути на работу и с работы на 15–20% и снизить заболеваемость жителей города на 8–15%.

«Технологии «умного» города также дают возможность более эффективно решать локальные задачи. Например, счетчики воды на базе технологии интернета вещей позволяют жителям лучше контролировать свои расходы и не платить «за соседа», а управляющей компании — более эффективно планировать свои действия, избегать проблем в моменты пикового потребления и экономить средства, избегая дебиторской задолженности», — уверен Павел Иванченко.

Решение «Цифровой двойник города», созданное «МегаФоном», дает возможность спрогнозировать рост населения, учесть будущие потребности жителей и на основании предиктивной аналитики определить оптимальные модели строительства жилья, создания социальной и транспортной инфраструктуры и других систем. К такого же рода решениям относится сервис, который позволяет оценить объем туристических потоков в регион или город. Анализируя предпочтения туристов, город принимает решения о развитии туристической инфраструктуры в локациях, куда необходимо привлечь людей, об открытии новых туристических направлений, проведении массовых мероприятий и т.д.

Презентация созданного «МегаФоном» проекта «Цифровой Кронштадт»

Медицина

Несмотря на то что как наука медицина использует все самые передовые технологии, та ее часть, которая касается лечения людей, во всем мире остается достаточно консервативной — только недавно в некоторых странах врачи начали вести прием пациентов через интернет. Гаджеты с функциями мониторинга основных показателей организма уже давно стали неотъемлемой частью жизни большинства людей, увлекающихся спортом, но о том, чтобы использовать их для диагностики опасных заболеваний, люди задумались относительно недавно.

Фото: Justin Sullivan / Getty Images
Фото: Justin Sullivan / Getty Images

По данным компании Global Market Insights, глобальный рынок телемедицины в 2019 году составил $45,5 млрд, прогноз на 2026 год — $175,5 млрд (четырехкратный рост). Компания «Мобильные медицинские технологии» оценивала российский рынок в 2018 году в 2 млрд руб. Эксперты компании считают, что в ближайшие годы данный сегмент будет расти на 78% в год и к 2022 году достигнет 20 млрд руб.

Осторожность людей в отношении телемедицины связана с тем, что многие боятся доверять контроль за такой важной вещью, как здоровье, гаджетам и алгоритмам. Эта точка зрения не совсем верна, так как большинство подобных решений не заменяет врача, а лишь дополняет его компетенции. К примеру, «умные» часы могут отслеживать сердечный ритм и давление в режиме реального времени, а значит, врач сможет увидеть состояние человека не только во время визита в больницу, но и во сне, во время стресса, физических нагрузок.

Технологии полезны не только пациентам, но и врачам. Одной из сложнейших проблем в медицине остается быстрый доступ к необходимым знаниям. Число заболеваний, которым подвержены люди, крайне велико и продолжает расти. Отправлять пациентов к профильным специалистам в другой регион или даже в другую страну дорого и не всегда возможно. В этом случае решения в области виртуальной и дополненной реальности оказываются незаменимым инструментом. К примеру, российская компания MedVR создала проект «Виртуальная клиника». Врач надевает специальный ранец, датчики на руки и ноги, виртуальные очки и в результате полностью погружается в атмосферу врачебного кабинета, где могут присутствовать несколько специалистов, физически находящихся в разных странах. Такие технологии также незаменимы для обучения врачей работе с новыми, ранее неизвестными заболеваниями, включая COVID-19.

Виртуальный диагноз: как телемедицина меняет традиционный образ врача

Ретейл

По данным компании PwC, в 2018 году мировым лидером по развитию электронной коммерции был Китай, где продажи через интернет достигли 23% рынка ретейла в целом. В США этот показатель составлял 10%, в России — 4%. Несмотря на цифровую революцию в ретейле, обычные магазины по-прежнему остаются основным местом совершения покупок. Глобальные лидеры цифрового ретейла, такие как Amazon и AliExpress, фокусируются на интеграции потребительского опыта в офлайн-магазинах в их цифровую экосистему, пишут авторы отчета PwC.

Одним из основных конкурентных преимуществ электронной коммерции является возможность обратиться к покупателю адресно — интернет-компания знает конкретного человека, его историю покупок, во многих случаях также имеет доступ к другим данным, например из социальных сетей, позволяющим точно определить, какие товары будут наиболее актуальны в конкретный момент времени.

Что такое e-commerce? Фото:rupixen.com / Unsplash

Цифровые технологии делают подход к маркетингу в традиционном ретейле таким же адресным, как и в электронной коммерции. В частности, решение «МегаФон Таргет» использует данные сим-карт абонентов, которые обрабатываются при помощи алгоритмов аналитики больших данных, для запуска максимально таргетированных рекламных кампаний. А система фильтрации позволяет сделать наиболее корректную выборку и найти тех, для кого эта реклама будет наиболее актуальна.

Процесс доставки товаров в крупных сетях планируется поминутно: транспорт не должен образовывать очередей. С помощью интернета вещей ретейл круглосуточно решает вопросы быстрой и эффективной погрузки и разгрузки. Также IoT-технологии участвуют в работе онлайн-касс. Они оснащены фискальным накопителем и подключены к интернету, что позволяет передавать данные о покупках в Федеральную налоговую службу. Подключение к интернету также позволяет компаниям дистанционно управлять своим бизнесом, анализировать продажи и использовать облачные сервисы.

Одним из крупнейших игроков рынка онлайн-касс является клиент «МегаФона» ИТ-компания «Эвотор». Порядка 32 тыс. онлайн-касс «Эвотора» подключены на сим-карты «МегаФона». Мониторинг устройств осуществляется через платформу «М2М-Мониторинга». Она позволяет контролировать работоспособность оборудования, предотвращать внештатные ситуации и перерасход средств на связь благодаря возможности выставлять лимит по трафику и получать уведомление о блокировке сервиса при достижении порога отключения.

Как «Эвотор» внедряет «умные» онлайн-кассы в российский бизнес

Цифровые технологии позволяют не только прокачивать бизнес-процессы ретейлеров, но и давать качественно новые возможности покупателям. К примеру, российская компания разработала решение на базе indor-позиционирования для офлайновых магазинов: корзины для покупателей оборудуются недорогими планшетными компьютерами с картой магазина, информацией о товарах и скидках. Вместо того чтобы самому искать, где находится тот или иной товар, покупатель может выбрать его название в меню и система покажет маршрут до нужной полки. Более того, покупатель может выбрать в меню рецепт блюда, и система проведет его по маршруту, который позволит собрать все необходимые ингредиенты. Такое решение, в частности, внедрил финский ретейлер Kesko.

Важное значение имеет распределение товаров на полках внутри магазина. Разработанное «МегаФоном» решение на базе искусственного интеллекта позволяет оптимально распределять продукты на полках. Анализируя видеозаписи, оно видит, в каких частях торгового зала люди задерживаются чаще всего, и предлагает лучший вариант выкладки товара. Или же камера может в реальном времени с помощью нейросети обрабатывать изображение и выявлять скопления людей, чтобы предотвращать возникновение очередей и оперативно вызывать в зал дополнительных кассиров.

Фото: «МегаФон»
Фото: «МегаФон»

Добывающая отрасль

В секторе добычи полезных ископаемых компании сталкиваются с ростом конкуренции из-за глобализации мировых рынков и повышения требований к экологической составляющей производства. Оба этих тренда ведут к тому, что для компаний становится критически важным максимально бережное расходование ресурсов. К примеру, компания «Северсталь» внедрила систему на основе интернета вещей и аналитики больших данных для контроля потребления электроэнергии. Как говорят в компании, решение позволяет значительно повысить качество прогноза энергопотребления (на 20–25% ежемесячно) и сэкономить от $10 млн ежегодно за счет сокращения штрафов, оптимизации закупки и противодействия кражам электричества.

Как «Северсталь» использует интернет вещей для прогноза энергопотребления

Важнейшим бизнес-процессом для добывающих компаний является геологоразведка, где новые технологии позволяют добиваться недоступных ранее результатов. К примеру, компания «Евраз» использует дроны для маркшейдерской съемки на предприятиях своей «дочки» — Распадской угольной компании. Это повысило оперативность принятия решений и позволило сократить время простоя карьерной техники. А «Норильский никель» работает над созданием подземного дрона для шахт, который сможет автономно перемещаться под землей и в автоматическом режиме проводить их проверку.

Как правило, производственные технологии в добывающей отрасли связаны с высокими рисками аварий, причем каждый подобный эпизод может нести огромные финансовые и репутационные риски. Поэтому компаниям необходимо прилагать максимум усилий, чтобы минимизировать вероятность возникновения внештатных ситуаций. С помощью интернета вещей можно не только мониторить объекты экосистемы, но и управлять технологическими процессами, заранее запрограммировав реакцию системы на внештатные ситуации. В нефтегазовой промышленности из-за удаленности добывающих объектов это особенно важно. Поступающие сигналы о неисправности запускают нужную цепочку реагирования: аварийно остановить или дистанционно перезагрузить систему, вызвать ремонтную бригаду и др.

Также важную роль в цифровизации добывающей отрасли играют технологии дополненной реальности, повышающие эффективность работы технических специалистов. Нефтехимическая компания «Сибур Холдинг» развивает ряд проектов с применением дополненной реальности и разрабатывает собственную AR-платформу для эффективной коммуникации технических и ремонтных служб с удаленными экспертами.

Транспорт и логистика

Согласно исследованию компании Adroit Market Research, мировой рынок цифровых решений для транспорта и логистики может достичь показателя $145,28 млрд к 2025 году. По данным Forbes Insights, более 60% транспортных и логистических компаний в мире начали активное использование цифровых технологий, в том числе дронов, беспилотного транспорта, технологий IoT и NFC (беспроводная передача данных малого радиуса действия), аналитики больших данных и искусственного интеллекта.

К примеру, в начале текущего года крупнейший в стране логистический оператор «Почта России» запустил цифровую платформу мониторинга транспортных средств на основе big data. Она позволит отслеживать пробег автотранспорта, планировать сроки его технического обслуживания и ремонта, накапливать информацию для точного прогнозирования расхода топлива и переходу к автоматизированному фактическому учету его расхода. Реализация проекта позволит в перспективе снизить холостые и производственные пробеги транспортных средств более чем на 8%.

Разработанная «МегаФоном» система «Контроль грузов» позволяет логистическим компаниям, работающим с клиентами в сфере ретейла, контролировать свежесть продуктов. На коммерческий транспорт можно установить датчики температуры рефрижератора, расхода топлива и другие. С помощью GPS-трекера система определяет, насколько аккуратна манера вождения, и может подавать тревожный сигнал, в случае если водитель сильно устал или по каким-то причинам не способен корректно вести себя на дороге. Таким образом логистическая компания не только контролирует сохранность машин и грузов, но и страхует себя от непредвиденных имиджевых и юридических рисков.

Фото: Vitpho / Shutterstock
Фото: Vitpho / Shutterstock

Цифровая трансформация — сложное экономическое явление, которое не ограничивается только использованием самих цифровых инструментов. Это также процесс изменения всех базовых принципов бизнеса. В США данное явление также называют «эффектом Amazon», когда компания, которая торговала книгами через интернет, за несколько лет превратилась в глобальный диверсифицированный холдинг, который, в частности, оказывает услуги целым странам и влияет на жизнь миллиардов людей.

В России объем ИТ- и телеком-рынков и их доля в ВВП незначительно сокращается. В 2018 году доля ИКТ в ВВП, по подсчетам Высшей школы экономики, Минцифразвития и Росстата, упала до 2,6% по сравнению с 2,7% годом ранее. При этом, как отмечает компания McKinsey, совокупный экономический эффект от цифровой трансформации российских компаний составит к 2025 году 4,1–8,9 трлн руб., или 19–34% от ВВП.

«МегаФон» также отмечает проникновение цифровых решений, в частности, на базе интернета вещей в новые отрасли. «Если раньше основные запросы на IoT-решения были от логистических и транспортных компаний, то сейчас наблюдается заметный рост в финансовом секторе, где банки и лизинговые компании собирают данные о местонахождении и состоянии залоговых и лизинговых активов, производстве. Федеральные и муниципальные власти проводят комплексное обновление городской инфраструктуры, а значит, в ближайшие годы еще большую востребованность продемонстрируют решения для мониторинга устройств ЖКХ, общественного транспорта, видеоаналитики, систем видеонаблюдения», — замечает Павел Иванченко.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: