Как службы внутреннего контроля помогают инвесткомпаниям и их клиентам

Фото: пресс-служба «БКС Мир инвестиций»
Фото: пресс-служба «БКС Мир инвестиций»
Какие задачи в инвесткомпаниях решают службы внутреннего контроля, зачем их усиливать во время кризиса и что это дает клиентам — рассказала Татьяна Хмелевская из холдинга «БКС Мир инвестиций»

Об эксперте: Татьяна Хмелевская, заместитель президента — председателя правления по внутреннему аудиту и контролю финансового холдинга «БКС Мир инвестиций».

Внутренний контроль и аудит в компаниях позволяет оценивать, насколько эффективно и правильно работают ключевые процессы в организации — от управления до документооборота. Как правило, службы внутреннего контроля и аудита анализируют три основных аспекта:

  • эффективность деятельности компании и ее разных подразделений;
  • достоверность отчетности, прежде всего финансовой;
  • соблюдение законов и разного рода нормативных актов.

Интуиция и риск-менеджмент

— Прошлый год был предельно сложным для всего инвестиционного рынка. Что помогало компаниям справиться с ситуацией?

— Мы находились в состоянии неопределенности. В такой ситуации многое зависит от команды управленцев и того, насколько они способны принимать грамотные, эффективные решения, иногда даже интуитивные. Когда очень много неизвестных, ты вынужден отчасти полагаться на интуицию. Это приходит только с большим опытом.

Очень важна была проактивная стратегия. Например, многие компании впоследствии столкнулись с проблемой блокировки активов. Те, кто быстро успел среагировать, смогли перевести активы в правильное место хранения.

Четко структурированная и надежная система риск-менеджмента также помогала быстрее реагировать на изменения внешней среды, подстраиваться под новые реалии. Все это работало в комплексе.

— Может ли клиент со стороны определить, устойчива ли инвесткомпания к внешним шокам?

— Конечно, может. Прежде всего стоит изучить репутацию компании. Всегда можно ознакомиться с отзывами других клиентов, с историей, новостями, сейчас все есть в интернете. Главное — принимать во внимание не «желтые» ресурсы, а подтвержденные факты. Думаю, это первое, что делает человек, выбирая инвесткомпанию, — изучает, что о ней есть интересного в доступных информационных источниках.

Стоит обратить внимание на финансовые показатели — баланс, капитализацию, уровень долга, ликвидность, финансовые результаты.

Нужно понимать и квалификацию управляющей команды — кто стоит у руля, насколько эти люди опытные, в каких профессиональных сообществах участвуют, какая у них репутация.

Также клиенты могут оценить, эффективна ли система управления рисками в компании. И исходя из этого сориентироваться, стоит ли этой организации доверять.

Возможные ошибки и баланс рисков

— Как оценить извне, насколько хорошо работает управление рисками в инвесткомпании?

— Обратить внимание на репутацию, историю, ознакомиться с новостями — об этом я уже упоминала. Если у компании были какие-то серьезные потери, имеется существенная просроченная задолженность и прочие проблемы, все это может говорить нам о неэффективности системы управления рисками, потому что она позволила появиться проблемам, о которых клиент узнал из интернета. Повторюсь, факты должны быть подтвержденными.

Также можно оценить, насколько компания открыта для вопросов и готова предоставить информацию о своей системе управления рисками.

Опять же, квалификация персонала в области управления рисками, их репутация на рынке.

— Получается, все должно быть гладко? Но ведь так не бывает.

— Конечно, не бывает. Чем больше компания, тем выше вероятность тех или иных операционных ошибок. Это нормально: все ошибаются. Но в том и состоит наша задача, чтобы минимизировать риски возникновения самых разных ошибок и недостатков. В итоге это оказывает большое влияние не только на устойчивость бизнеса, но и на качество обслуживания клиентов.

Крупные инвестдома стараются выстроить сильную систему внутреннего контроля и риск-менеджмента, чтобы эффективно управлять рисками и находить баланс между ними и бизнесом. И если компания хочет успешно развиваться в долгосрочной перспективе, то она будет выделять значительное количество ресурсов для развития этого направления. Именно это делает БКС.

— Как должна выглядеть эффективная система внутреннего контроля и управления рисками?

— Система внутреннего контроля представляет собой трехуровневую защиту бизнеса.

Первая линия — владелец любого процесса в компании и все, кто в нем участвуют. Они обеспечивают безопасность и управление рисками внутри этого процесса.

Вторая линия защиты состоит из служб внутреннего контроля, риск-менеджмента и других контрольных подразделений. Эти подразделения разрабатывают концепции управления рисками и постоянно мониторят, насколько качественно владелец процесса этими рисками управляет.

Третья линия защиты — внутренний аудит, который анализирует эффективность работы первой и второй линий и системы управления рисками в целом. И если все три линии гармонично взаимодействуют между собой, понимают цели компании и помогают их достигать, тогда систему внутреннего контроля можно назвать эффективной.

— Какие основные сложности есть в работе систем внутреннего контроля и аудита?

— Эти сложности особенно ярко проявляются в период турбулентности. И здесь важно не просто оперативно реагировать на ситуацию, а стараться предугадывать, прогнозировать потенциальные риски. Да, такое возможно не всегда, «черных лебедей» никто не отменял. Но мы делаем все, чтобы держать руку на пульсе и думать на много шагов вперед.

Например, начиная с конца февраля прошлого года службы внутреннего контроля и аудита координировали подразделения в условиях новых требований регулятора, которые за несколько дней изменили всю работу профучастников.

У всех подразделений возникали вопросы, как осуществлять свою деятельность в текущих условиях, чтобы соответствовать букве закона, минимизировать потери клиентов и компании. Приходилось пересматривать все основные процессы почти каждый день и часто буквально за несколько часов продумывать новые стратегии.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Как трансформируется бизнес инвестиционных компаний

Ежедневный аудит и помощь от ИИ

— Как меняется роль контрольных служб в кризисные периоды?

— Она неизбежно усиливается, потому что во время кризисов мы сталкиваемся с новыми рисками и вызовами со стороны внешней среды. А внутренний контроль и аудит должны ими эффективно управлять и быстро к ним адаптироваться.

— Как такое усиление выглядит на практике?

— В 2022 году мы выделили наиболее критичные процессы внутри компании, которые, по нашему мнению, нужно было аудировать постоянно. И настроили онлайн-аудит — его мы делаем каждый день. Программа все проверяет, а люди анализируют результаты этой проверки. Таким образом, нам не потребовалось увеличивать штат сотрудников, мы добились хорошего результата через автоматизацию контроля и продолжим усиливать это направление.

— Какие процессы потребовали аудита в ежедневном режиме?

— Как я уже отметила, с прошлого года у нас очень сильно поменялось нормативное регулирование инвестиционной сферы. Мы понимали, что не можем привлечь столько человеческого ресурса, сколько бы требовалось для выполнения всех новых задач в ручном режиме. Да и, наверное, неэффективно было бы отслеживать все вручную. Поэтому мы решили максимально все автоматизировать и настроить систему, которая позволяет соответствовать новым требованиям и снизить риски нарушения нормативных актов.

Кроме того, во внутреннем контроле у нас уже несколько лет функционирует система искусственного интеллекта. В прошлом году мы ее доработали, модернизировали, обучили. И сейчас она покрывает огромный блок, связанный в том числе с регуляторной частью.

— Насколько высоким должен быть уровень автоматизации?

— Я вообще за то, чтобы внутренний контроль был максимально автоматизирован. Это повышает его эффективность и, главное, дает клиентам уверенность, что компания четко выполняет все законодательные требования, а интересы инвесторов находятся под надежной защитой. Потому что мы аудируем процессы не только с точки зрения устойчивости и эффективности нашего бизнеса, но и смотрим, насколько соблюдаются интересы наших клиентов. Это очень важный момент.

Фото:из личного архива
Экономика инноваций Меньше эмоций, больше фондов: как сделать венчурные инвестиции доступнее

Будущее риск-менеджмента и кризис без потерь

— Как вы думаете, усиление систем внутреннего контроля и аудита на рынке временное или их роль продолжит расти?

— Это точно не временное явление. Еще три года назад большинство брокеров, управляющих компаний не имели служб внутреннего аудита, поскольку это было необязательным на уровне закона. У финансового холдинга БКС такая служба была уже давно, для нашего акционера это важно. Но на рынке это считалось необязательным. А в конце 2020 года требование о наличии функции внутреннего аудита появилось в законе.

Кризисные явления тоже повлияли на ситуацию. Сначала была пандемия, потом события 2022 года. Все это привело к тому, что бизнес стал больше внимания уделять системам внутреннего контроля и аудита. Участники рынка поняли, насколько эти службы важны и нужны. Поэтому их роль будет только расти.

— У российского инвестрынка достаточно большой опыт прохождения кризисов. Извлекли ли компании какие-то новые уроки именно из 2022 года?

— Мы действительно пережили очень много кризисов: в июне БКС исполнилось 28 лет, это очень серьезный опыт. Конечно, из каждого кризиса мы извлекаем определенные уроки.

В 2022-м мы видели, насколько важно в ежедневном режиме поддерживать клиентов, и очень много ресурсов направили на совершенствование клиентского сервиса.

Нагрузка на наши системы возросла колоссально. Тем не менее я считаю, что мы хорошо справились и в техническом, и в управленческом плане. В частности, в несколько раз увеличили пропускную способность критически важных систем.

Также мы стремимся к тому, чтобы клиенты в максимально сжатые сроки получали исчерпывающие ответы на все свои вопросы. Более того, во многом мы эти вопросы предвосхищаем, выстраивая эффективные коммуникации по всевозможным каналам, включая наше интернет-издание «БКС Экспресс», ежедневные выпуски программ на нашем канале в YouTube. Наш контент смотрят и слушают ежемесячно около 1,5 млн пользователей. Мы запустили социальную сеть «Профит», где инвесторы могут общаться с аналитиками и между собой. Качественная экспертиза в текущее время важна для клиентов как никогда. Все это сильно помогло снизить общую тревожность инвесторов из-за возникшей на рынках турбулентности.

Мы достаточно хорошо вышли из последнего кризиса, но понимаем, что нет предела совершенству. Поэтому будем и дальше улучшать систему риск-менеджмента и внутреннего контроля в целом. Это позволяет проходить встряски без существенных потерь.

— Каким образом система риск-менеджмента будет совершенствоваться?

— Прежде всего через усиление автоматизации всех контрольных систем. Это позволит быстрее прогнозировать какие-то вещи, обрабатывать огромные массивы информации и оперативно давать бизнесу всю картину. Я уверена, что в автоматизацию контрольных служб нужно вкладываться, и наш акционер поддерживает такую работу.

Обновлено 20.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть