Президент «Медси» — о ситуации на рынке частной медицины в эпоху пандемии

Фото: «Медси»
Фото: «Медси»
Коммерческим клиникам, которые ведут борьбу с COVID-19, пришлось перестраивать работу, отмечает президент ГК «Медси» Елена Брусилова. В интервью РБК Трендам она рассказала, как пандемия изменила частную медицину

Новый вызов

— Борьбу с пандемией принято ассоциировать с государственным здравоохранением. Повлияла ли она на частные медицинские компании?

— Пандемия трансформировала рынок медицины. Вся система здравоохранения сейчас находится под высокой нагрузкой, включая и частный сектор. На сегодня стационарное лечение в «Медси» прошли более 10 тыс. человек, мы осуществили более 350 тыс. выездов на дом, сделали более 600 тыс. ПЦР-тестов.

Изменился и пациент. У людей появилась мотивация быть здоровыми, заботиться о себе и близких. Мы наблюдаем эффект отложенного спроса.

Как в крупных городах, так и в регионах главный критерий выбора клиники пациентом — профессиональная медицинская компетенция, доверие к врачу и высокая сервисная составляющая. Частная медицина способна удовлетворить этот запрос.

«Медси» работает на рынке уже давно: в начале ноября нам исполнилось 25 лет. Сейчас у нас 54 клиники в России, более 9,5 млн посещений в год.

— С какими рисками столкнулись частные организации? Что поменяла пандемия в стратегиях и подходах компаний?

— Для бизнес-моделей всех передовых игроков рынка пандемия стала серьезной проверкой. «Медси» первой среди частного сектора открыла инфекционный стационар на 500 коек, включая реанимацию, на базе Клинической больницы в Отрадном и начала принимать пациентов с коронавирусом.

Мы решали огромное количество задач: закупка ИВЛ, средств индивидуальной защиты для врачей, лекарств. Совместно с врачами из государственных медучреждений и с зарубежными коллегами разрабатывали протоколы лечения. Пришлось полностью изменить работу всех активов, заново обучать персонал и построить эффективный бизнес процесс.

Но появился мощный импульс для внедрения технологий и инноваций. Мы разработали целый комплекс решений по борьбе с COVID-19, стали активно использовать технологии искусственного интеллекта.

Чекапы, персонализация, ИТ

— Пандемия стала катализатором для роста рынка телемедицины: за год с начала первого локдауна он вырос в несколько раз. Как вы оцениваете ситуацию на рынке и перспективы его развития?

— Телемедицина развивается стремительно. Спрос на наше приложение SmartMed в 2020 году вырос на 300%, число скачиваний сервиса уже превысило миллион. На мой взгляд, это лучшее приложение на рынке. Консультации врачей доступны 24/7 в любой точке мира. Все назначения, история болезни, результаты анализов хранятся в смартфоне, работает оплата онлайн. Приложением можно воспользоваться в том числе в случаях, когда требуется второе экспертное мнение.

Очевидно, что медицина будет и дальше идти в «цифру», поэтому нужна законодательная база. Сейчас мы участвуем в эксперименте, который проводится по инициативе Минэкономразвития. Он предполагает оказание телемедицинских услуг в расширенном формате. Мы будем не только консультировать, но и ставить диагнозы удаленно. Уверена, что эксперимент себя оправдает, как только получит правовой статус.

Фото:Jochen Tack / imago / ТАСС
Экономика инноваций Что такое телемедицина?

Желание пользователя упростить коммуникацию с врачом и получать больше услуг в своем телефоне, быстро и без потери качества — это тренд, который становится неотъемлемой частью оказания медицинской помощи. Так что в России спрос на телемедицину в ближайшие 2–3 года будет только расти.

— Помимо развития дистанционных решений, какие главные тренды на рынке частной медицины сейчас можно выделить?

— Превентивная медицина и забота о своем здоровье. Пандемия наглядно показала, как важно следить за состоянием организма. Как следствие — спрос на генетику, диетологию, биохакинг, чекапы, проекты ранней постановки диагноза, онконастороженность, программы реабилитации после ковида.

На основании медицинских данных мы осуществляем персональный подход к лечению каждого пациента. В режиме реального времени у него всегда есть доступ к врачу и качественному сервису.

Сильная ИТ-составляющая, технологии искусственного интеллекта, цифровые сервисы — все это дает конкурентное преимущество медицинскому бизнесу.

Технологии будущего

— Какие технологии будут определять развитие частной медицины в ближайшие годы?

— Прежде всего, применение искусственного интеллекта. Эта технология служит подсказкой для врачей, при этом она значительно повышает операционную эффективность и качество оказания медицинской помощи. Бывают сложные случаи, когда требуется второе и третье мнение для постановки диагноза.

Во время пандемии мы запустили целый комплекс «умных» решений, которые позволяют осуществлять круглосуточный мониторинг пациентов с высоким процентом поражением легких, правильно их маршрутизировать, следить за их состоянием и течением болезни.

Мы смотрим все health-стартапы на рынке, тестируем их на практике, дорабатываем алгоритмы. На горизонте пяти-восьми лет первичное звено медицинской помощи будет трансформироваться в сторону удаленного мониторинга и превенции. В каком-то смысле это — ключевой тренд будущего.

Индустрия 4.0 Виртуальный диагноз: как телемедицина меняет традиционный образ врача

— Каким образом медицинские компании могут сотрудничать с производителями оборудования и разработчиками технологий? И что это сотрудничество даст потребителям?

— Мы выстраиваем долгосрочные стратегические отношения с партнерами, выбирая лидеров рынка. Речь не только о поставках оборудования: нам важен высококлассный сервис, ИТ-составляющая, обмен идеями.

К примеру, мы реализовали очень сильные проекты в лучевой диагностике с компанией Philips, одним из главных наших стратегических партнеров. Благодаря их решению IntelliSpace Portal мы стали получать максимально достоверные данные о вирусном поражении легких у пациентов с COVID-19. Объем поражения определяется с точностью до доли процента.

Это критически важно для постановки верного диагноза, назначения правильного лечения и отслеживания динамики выздоровления.

— Новый технологический уровень требует дополнительных компетенций. Как обеспечить ими врачей в ситуации, когда технологии постоянно меняются?

— Задача управленцев — сделать так, чтобы сотрудники были всегда мотивированы в повышении своей профессиональной квалификации. Особенно врачи, медицинский персонал. Я всегда говорю, что данная профессия требует непрерывного обучения. Особенно в первичном звене, когда от компетенции специалиста зависит правильность постановки диагноза.

У нас есть Медицинская академия «Медси», где не только сотрудники, но и сторонние слушатели имеют возможность учиться, совершенствовать навыки, знакомиться с опытом зарубежных коллег и мировыми трендами оказания помощи.

Фото:Philips
Индустрия 4.0 Что ждет системы здравоохранения в будущем

Стратегия развития

— Многие частные компании работают в рамках программы ОМС. Насколько это выгодно для участников рынка?

— Участие в системе ОМС не является экономически выгодным. Низкие тарифы не позволяют частным компаниям заработать. Иногда тарифы просто убыточны и не покрывают даже себестоимость оказанных услуг. При этом у нас есть дорогостоящее оборудование и все необходимые медицинские компетенции, чтобы лечить сложные заболевания. Нужны лишь честные правила игры: упрощение доступа частников к системе госгарантий и повышение прозрачности ценообразования в ОМС.

Мы работаем по ОМС и в Москве, и в регионах. Выполняем все объемы, которые выделяются нам по системе госгарантий. Пока это небольшие объемы, но мы рассчитываем на их дальнейшее увеличение.

— Во время пандемии много говорили о разнице в уровне лечения, которое обеспечивает столичное и региональное здравоохранение. На ваш взгляд, есть ли перспективы у частной медицины в регионах?

— Чтобы рынок в регионах развивался, государство и медицинские организации должны сотрудничать. Строить современные клиники, закупать лучшее оборудование, повышать уровень квалификации врачей.

Мы активно растем в Москве и Московской области, в других субъектах России. Ведем переговоры с регионами, где планируем открывать клиники под те виды медицинской помощи, в которых они испытывают наибольший дефицит. Пора уже перестать делить нас на частные или государственные и сосредоточиться на здоровье пациента.

Обновлено 18.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть