Главные тренды российского MedTech-рынка

Фото: Pexels
Фото: Pexels
За последние полтора года в цифровую медицину было вложено почти столько же средств, сколько за весь период становления отрасли. Дистанционные консультации, ИИ и робот в качестве помощника — уже реалии здравоохранения

Об эксперте: Денис Швецов, CEO цифрового медицинского сервиса «Доктор рядом».

Тренд 1. Увеличение инвестиционного интереса к сфере MedTech со стороны государства и бизнеса

За последние полтора года (то есть, с начала 2020 года) в проекты по цифровому здравоохранению в России было инвестировано свыше $77 млн. Это почти столько же, сколько вложили в эту сферу за все предыдущие годы. Показатель 2020 года ($47 млн) превысил уровень 2019 года в три раза.

Конечно, на развитие рынка той же телемедицины сильно повлияла пандемия. С одной стороны, увеличился спрос на консультации у врачей. С другой, во время локдауна и после него попасть на прием ко многим специалистам было физически невозможно. К тому же доступность многих сфер медицины снизилась — все силы государства были брошены на борьбу с коронавирусом. Это спровоцировало активное развитие MedTech.

Телемедицина — это не замена «традиционной» медицины. Это в первую очередь один из инструментов для пациента. С его помощью человек может получить помощь без личного присутствия у врача, а клиника — оставаться на связи с пациентом и регулярно общаться с ним.

Не у каждого есть возможность и время ехать к врачу без серьезного повода — например, если человек живет на отдаленной территории и ближайшее медицинское учреждение находится во многих километрах от него; или в условиях пандемии, когда пребывание в стенах медучреждений чревато риском заразиться COVID-19. Благодаря телемедицине пациенты могут, не выходя из дома, связаться с врачами-терапевтами и узкопрофильными специалистами, задать интересующие вопросы, получить консультации по результатам анализов, узнать рекомендации о дальнейших действиях.

Фото:Jochen Tack / imago / ТАСС
Экономика инноваций Что такое телемедицина?

По данным компании Webiomed, в 2020–21 годах на российском рынке MedTech инвесторы — как частные, так и в лице государства — вкладывались в телемедицинские сервисы, сервисы для онлайн-записи на прием к врачу, системы медицинского страхования, системы анализа медицинской информации на основе искусственного интеллекта, решения в области цифровой диагностики и другие цифровые продукты.

Тренд 2. Ускорение цифровизации медицины в регионах

Люди поняли, что телемедицина реально способна им помогать. Она позволяет им находиться «в контакте с врачом»: пациент получает оперативные консультации, что помогает ему избегать осложнений.

Распространение телемедицины в 2020 году — мировая тенденция. За прошедший год аудитория подобных сервисов во всем мире выросла примерно вдвое.

В России во время самоизоляции пациенты активно пользовались возможностью консультироваться с врачами по телефону или интернету. Эта тенденция сохраняется. В условиях роста востребованности дистанционных консультаций такую услугу стали предоставлять большинство крупных российских страховщиков — СОГАЗ, РЕСО, «Ингосстрах», «Росгосстрах жизнь», «Ренессанс Здоровье» и другие. В то же время все больше клиник — и государственных, и частных — стараются перевести в онлайн все взаимодействия с пациентом, которые не требуют личного присутствия.

Сейчас в шести регионах России — в Татарстане, а также в Нижегородской, Ивановской, Ульяновской, Сахалинской и Липецкой областях — запущены пилотные проекты по внедрению телемедицины в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Причем если в первых пяти регионах в проекте участвуют ограниченное количество медицинских учреждений и доступ к бесплатной телемедицине есть только у тех граждан, которые к ним прикреплены, то в Липецкой области, которая первой ввела телемедицину в ОМС, дистанционные консультации с июля 2021 года стали бесплатны для всех жителей этого региона.

Фото:Andrey_Popov / Shutterstock
Индустрия 4.0 Врач на удаленке: какие технологии делают телемедицину доступной

Услуги дистанционного консультирования с врачом выгодны государству. Врач может не выезжать на вызов домой, а пообщаться с пациентом в приложении. То же самое касается ведения пациентов с хроническими заболеваниями. Им не обязательно каждый раз в рамках контроля своего состояния приходить к врачу — часть консультаций можно проводить онлайн. Сейчас эти форматы тестируются в рамках пилотных проектов.

Здесь важно сделать уточнение: в России не существует единого регламента, где обозначены хронические заболевания, пациенты с которыми могут воспользоваться услугами по дистанционному наблюдению у врача. Перечни заболеваний определяют регионы. Ознакомиться с ними можно непосредственно в поликлинике. У «Доктор рядом» такая информация содержится в мобильном приложении. Например, в Липецкой области дистанционное ведение хронических заболеваний доступно пациентам, регулярно наблюдающимся у лечащего врача в поликлинике по месту жительства, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с заболеваниями ЖКТ, заболеваниями позвоночника и суставов, с артериальной гипертонией, варикозным расширением вен, с железодефицитной анемией, аутоиммунным тиреоидитом и другими заболеваниями.

Тренд 3. Появление принципиально новых продуктов

Сейчас на помощь врачам и пациентам приходят новые инструменты, которые помогают следить за состоянием здоровья, вовремя обращать внимание на тревожные симптомы и получать рекомендации о дальнейших действиях. В основе некоторых из них — искусственный интеллект.

Фото:rawpixel.com / Pexels
Экономика инноваций Врачи и нейросети: почему бизнес инвестирует в цифровую медицину

Один из новых продуктов цифровой медицины — чат-бот для сбора анамнеза пациентов, желающих посетить врача в поликлинике. Пока им могут воспользоваться только жители Москвы, записывающиеся к врачу через ЕМИАС (Единую медицинскую информационную систему). В процессе записи пациент с помощью этого чат-бота может передать врачу, которого он собирается посетить, информацию о том, на что он жалуется, еще до приема. Бот может задавать наводящие вопросы — что болит, как болит, каковы симптомы и так далее. Он «обучен» на медицинских картах реальных пациентов, поэтому может грамотно провести такой опрос.

Дальше эта информация поступает врачу. При приеме пациента, который уже пообщался с чат-ботом, доктор может не тратить время на «начальный опрос», а сразу задавать уточняющие вопросы. Бот не имеет права ставить диагноз (это должен делать только врач), но может его предсказывать на основе собранных симптомов и жалоб — эту информацию получает тоже врач.

Оценить преимущества чат-бота могут пока только терапевты, но в будущем система чат-ботов будет применяться и для приема у врачей других специальностей. Первые «на очереди» — гинекологи, урологи, педиатры и ЛОРы. Чтобы «обучить» бота новой специальности, потребуется от двух до пяти месяцев.

ИТ-продукты, которые уже применяются в телемедицине, часто направлены на профилактику. Их задача — помочь пользователям избежать серьезных болезней и выявлять их на начальной стадии. Один из таких сервисов — Webiomed — в частности, анализирует вероятность развития тех или иных заболеваний у пациентов из групп риска. На основе собранной информации он прогнозирует состояние пациента и помогает врачам принимать врачебные решения.

Тренд 4. Для дальнейшего развития телемедицины потребуется устранять законодательные и иные препоны

Активному развитию онлайн-медицины в России может помочь либерализация законодательной базы. Закон о телемедицине, принятый в 2018 году, запрещает врачам ставить диагнозы без личного осмотра пациента. То есть пациент в любом случае должен очно явиться на прием к врачу, чтобы он мог его осмотреть и озвучить диагноз. Даже если специалисту становится ясна картина происходящего во время телеконсультации и после получения результатов исследований. Российское законодательство консервативно в вопросах, касающихся приема пациентов.

В странах, где телемедицина быстро и эффективно развивается, например, в Англии, Франции, Эстонии, в некоторых штатах США, — запрета на постановку диагноза онлайн нет. Под влиянием пандемии дистанционную постановку диагноза разрешили в Бразилии. Эстония же считается самой продвинутой страной в части проникновения телемедицины — там ее используют едва ли не все жители.

В странах Европы и в США законы в сфере телемедицины фокусируются на защите персональных данных пациентов. Там особое внимание уделяется каналам передачи личной информации и ее конфиденциальности. Врачи в Европе работают по лицензии. И именно ее лишением чревато недобросовестное лечение или сопровождение пациента. Но врачи сами могут решать, каким образом им вести прием — очно или с помощью телемедицины.

Если врачам в России на законодательном уровне разрешат ставить пациенту диагноз во время телеконсультации, то это может привести к кратному росту телемедицинского рынка.

Другое препятствие для его развития — финансирование телеконсультаций в рамках ОМС. Сейчас дистанционный прием у врача оплачивается из подушевого тарифа (или норматива). В системе ОМС на каждого пациента, прикрепленного к конкретной поликлинике, каждый год выделяется определенный размер финансирования — тот самый подушевой тариф. Из этих средств складывается бюджет медицинского учреждения, в первую очередь из него финансируется текущая деятельность поликлиники, а вот на развитие дистанционного консультирования или привлечения сторонних сервисов средств зачастую не остается, несмотря на активную поддержку цифровизации здравоохранения со стороны местных властей. Поэтому телемедицину необходимо выводить из подушевого тарифа ОМС, иначе она не будет развиваться в системе ОМС.

Обновлено 02.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть