Об эксперте: Маркел Мартынов, режиссер и 3D-аниматор, более восьми лет опыта работы в сферах анимации и геймдева.
Что такое этническая анимация?
Этническая анимация — это отражение культуры и традиций разных народов в мультфильмах. Все больше кинематографистов и мультипликаторов обращаются к коренным культурам при создании своих произведений, что способствует расширению границ традиционной анимации и привлечению внимания к малоизученным культурам. Тенденция использования этнических мотивов в анимации только набирает обороты, и можно ожидать, что в будущем появятся новые произведения, отражающие уникальное культурное наследие разных народов. Это не только помогает сохранять и передавать традиции через поколения, но и способствует взаимопониманию и уважению между разными культурами.
С развитием доступного программного обеспечения (open source) малые студии по всему миру получили возможность создавать анимационные проекты мирового класса. Этническая анимация стала интересна международной аудитории благодаря ее уникальной способности рассказывать универсальные истории через призму конкретной культуры. Это способствует культурному обмену и лучшему взаимопониманию между разными народами.
Крупные студии также обратили внимание на этнические мотивы. Примером может служить успех таких фильмов, как «Тайна Коко» от Pixar: в основе сюжета — мексиканский праздник День мертвых. Или «Моана» от Disney, исследующий культуру коренных народов Океании. Эти фильмы не только популяризировали локальные культурные особенности на международном уровне, но и показали, что культурное разнообразие может стать ключом к коммерческому успеху в индустрии анимации.
Анимация воспринимается легче, чем кино, людьми всех возрастов. Часто анимационные фильмы расцениваются как менее реалистичные, более фантазийные. Поэтому через анимацию легче донести до массового зрителя даже экзотические традиции, незнакомая культура воспринимается более лояльно. В анимационных фильмах больше динамики, игры, больше художественных допущений — они понятнее и ближе массовому зрителю.
Этническая анимация как новый тренд в современных медиа
Этническая анимация в последние годы привлекает все большее внимание зрителей и критиков, превращаясь в заметный тренд. Это можно объяснить несколькими факторами.
Во-первых, глобализация способствует культурному обмену, поэтому растет интерес к этническим мотивам — к тому, что отличает один этнос, народ от других, к культурным особенностям и своеобразию уклада жизни, фольклора. Современные технологии позволяют создателям анимации черпать вдохновение из различных культур, смешивая традиционные элементы с современными приемами. Это делает анимацию более разнообразной и уникальной, что, в свою очередь, привлекает зрителей, ищущих новые и необычные впечатления.
Во-вторых, возросшая осведомленность о важности культурного разнообразия и инклюзивности подталкивает анимационные студии к созданию контента, отражающего многообразие мировых культур. Истории, основанные на этнических мифах и легендах, не только позволяют развлечь, но и способствуют расширению культурного кругозора зрителя.
Кроме того, этническая анимация часто обращается к вопросам идентичности и принадлежности, что особенно актуально в современном мире, где многие люди ищут свои корни и стремятся к самопознанию. Анимационные фильмы и сериалы, основанные на этнических мотивах, помогают зрителям осмыслить собственное культурное наследие и найти связь с прошлым.
Важно отметить, что этническая анимация нередко затрагивает социальные и экологические проблемы, актуальные для определенных культур и народов. Это делает такую анимацию не только развлекательным, но и социально значимым явлением.
Будущее этнической анимации
Этническая анимация, основанная на традициях и культуре различных народов, претерпела значительные изменения за последние годы — в основном благодаря глобализации медиа и развитию технологий. Она стала более видимой и доступной на международном уровне.
Несмотря на успехи, перед этнической анимацией все еще стоят вызовы, такие как необходимость уважительного отношения к традициям и точного отображения культурных особенностей. Это требует тщательных исследований и сотрудничества с представителями изображаемых культур, чтобы анимация была не только красочной и занимательной, но и фактически точной.
Этнические анимационные проекты представляют собой мост между прошлыми и новыми поколениями, а также между малоизвестными культурами и широкой публикой.
Интересные примеры этнической анимации: российские и мировые
В последние десятилетия выходит все больше анимационных фильмов, которые отражают уникальность и богатство традиций разных народов. Вот примеры этнической анимации (как российской, так и мировой), демонстрирующие, как культурное наследие разных народов находит свое выражение в анимационных фильмах. Здесь мы собрали как мультфильмы, вышедшие в прокат и получившие миллионные кассовые сборы, так и авторские проекты, которые показывались на закрытых фестивальных просмотрах либо выложены в открытый доступ.
Мировые проекты этнической анимации
«Моана» (2016, США)
Анимационный фильм студии Disney, основанный на мифах и легендах народов Полинезии. Главная героиня, Моана, отправляется в опасное путешествие, чтобы спасти свой народ и найти полубога Мауи. Фильм активно использует полинезийскую мифологию и культуру. Этот анимационный проект собрал в прокате $687,2 млн и вошел в список самых кассовых мультфильмов.
«Песнь моря» (2014, Ирландия)
Мультфильм режиссера Тома Мура, основанный на ирландском фольклоре. Главная героиня, Сирша, — последняя из селки (мифические существа, которые могут превращаться из тюленя в человека). Фильм исследует ирландские легенды и семейные ценности. Проект получил премию Европейской киноакадемии как «Лучший анимационный фильм» и был номинирован на «Оскар-2015» в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм».
«Кубо. Легенда о самурае» (2016, США)
Анимационный фильм студии Laika, вдохновленный японской мифологией и культурой. Главный герой, Кубо, отправляется на поиски магического доспеха своего отца-самурая. В фильме используются традиционные японские мотивы и сказочные элементы.
«Братец медвежонок» (2003, США)
Мультфильм студии Disney, основанный на мифах коренных народов Северной Америки. История о мальчике, который превращается в медведя и начинает понимать важность природы и семьи. Проект имел успех в прокате, и в 2006 году вышел «Братец медвежонок 2».
«Тайна Коко» (2017, США/Мексика)
Мультфильм студии Pixar рассказывает историю мексиканского мальчика по имени Мигель, который попадает в загробный мир во время праздника День мертвых (Día de los Muertos). Фильм глубоко погружает зрителя в мексиканскую культуру, традиции и музыку, демонстрируя важность памяти и семьи. На сайте Metacritic фильм имеет средневзвешенный балл — 81 из 100, основанный на 48 отзывах, что указывает на «всеобщее признание». Этот анимационный проект также вошел в список самых кассовых мультфильмов.
«Чико и Рита» (2010, Испания/Великобритания)
Этот анимационный фильм рассказывает историю любви между пианистом Чико и певицей Ритой на фоне Кубы 1940-х. В фильме представлены богатая музыкальная традиция Кубы, включая джаз и болеро, а также культурные и исторические аспекты этого периода.
«Легенда о Хранителе Врат» (2007, Нигерия)
Этот анимационный фильм режиссера Фолоруншо Алейно рассказывает историю мифического Хранителя Врат между мирами живых и мертвых в африканской культуре. Фильм использует традиционные африканские мотивы и легенды. Этот проект открывает зрителям таинственную и экзотическую африканскую этническую анимацию.
«Аила. Война с джунглями» (2018, Филиппины)
Анимационный фильм, основанный на филиппинских мифах и легендах, рассказывает о приключениях девочки Аилы, которая пытается спасти своих родителей, похищенных злыми духами джунглей. Фильм исследует филиппинскую культуру и народные верования.
Этническая анимация народов России
«Су анасы (Водяная)» (2010, Республика Татарстан)
Этот короткометражный мультфильм, созданный студией «Татармультфильм», основан на татарском фольклоре. Он рассказывает историю о водяной — мифологическом существе, живущем в реках и озерах. Мультфильм иллюстрирует традиционные татарские легенды и культурные особенности.
«Шурале» (2012, Республика Татарстан)
Анимация, основанная на произведении Габдуллы Тукая о лесном духе Шурале, который любит подшучивать над людьми. Мультфильм передает красоту татарских легенд и фольклора.
«Алдар и Серый волк» (2012, Республика Башкортостан)
Этот мультфильм основан на башкирских народных сказках о хитром парне по имени Алдар и его приключениях. Алдар — традиционный герой башкирских сказок, известный своей находчивостью и хитростью.
«Северные амуры» (2023, Республика Башкортостан)
История о пяти башкирах, которым предстоит пройти две войны — Русско-шведскую и Отечественную 1812 года. Французы прозвали их «северными амурами» в честь божества любви Амура, поскольку конники были вооружены луком и стрелами. Они неожиданно нападали на неприятеля и так же резко уходили в тыл, оставаясь неуловимыми.
«Легенда о золотом драконе» (2018, Республика Тыва)
Этот мультфильм основан на тувинских легендах о драконе, охраняющем золото. В фильме отражены традиционные мотивы и культура тувинского народа, включая его мифологию и обычаи.
«Кутх и мыши» (1985, чукотская сказка)
Кутх — воплощение духа ворона, традиционно почитающегося различными коренными народностями на Дальнем Востоке. Образ Кутха проявляется во множестве легенд — как ключевая фигура в сотворении мира (создатель земли), прародитель человечества, в образе могущественного шамана. Кутх — популярный герой в преданиях народов Чукотки и играет центральную роль в мифологии коряков и ительменов Камчатки.
Это старый мультфильм, но ситуация с ним вписывается в современный тренд на популярность этнической анимации: разные студии выкладывают его отреставрированную версию на YouTube и эти ролики неизменно набирают много тысяч просмотров.
Популяризация культуры малых народов — якутская этническая анимация
В последние годы интерес к этнической анимации растет во всех регионах России, особенно можно выделить Якутию. Современные якутские анимационные проекты — «Бык Холода» (2023) и «Мунха» (2024) от студии «Тундра» — помогают сохранять традиционные сказания Якутии, делая их доступными для новых поколений. Команда создателей анимационных фильмов «Бык Холода» и «Мунха» старалась рассказать увлекательные истории и глубоко погрузить зрителя в атмосферу якутской культуры и природы, применяя передовые технологии анимации.
В студии «Тундра» активно используют программу для 3D-анимации Blender, что позволяет создавать профессиональную современную анимацию мирового уровня без больших затрат. Это программное обеспечение дает все необходимые инструменты, возможность экспериментировать с различными анимационными техниками и стилями.
При создании анимационных фильмов «Бык Холода» и «Мунха» особое внимание уделялось детализации природных и культурных элементов, чтобы зрители из Якутии узнавали родные пейзажи и образы, а зрители из других городов и стран знакомились с ними. Работа над проектами включала тщательное изучение и воссоздание естественной окружающей среды, характерной для Якутии.
При визуализации природы Якутии особый акцент был сделан на реалистичном отображении зимних условий. Для сцен с пейзажами использовали технику матовой живописи, это помогло сэкономить на создании полноценных трехмерных пейзажей. А также помогло создать уникальные зимние пейзажи, знакомые многим якутским зрителям: когда земля покрывается снежным одеялом, а деревья — ледяной коркой.
Создатели мультфильма изучали, как свет преломляется через лед, что позволило создать реалистичную ледяную скульптуру «Бык Холода». Чтобы понять, каких изящных форм нужно добиться, аниматоры изучили тонны материалов, фото и видео — по 2D-референсу сделали 3D-модель ледяной скульптуры, ставили свет и только потом получили красивую трехмерную ледяную скульптуру.
Анимационный фильм «Бык Холода» победил в номинации «За лучший продакшен» на престижном международном кинофестивале коренных народов ImagineNative и является первым якутским мультфильмом, который удостоился награды на международном фестивале.
Кроме того, в мультфильмах активно используются различные элементы, знакомые жителям Якутии: привычная еда, интерьеры и экстерьеры деревянных домов и дворов, в сценах присутствуют машины и снегоходы, характерные для якутских поселков.
Большое внимание уделялось подбору одежды, которая отражала бы как характеры персонажей, так и климатические условия региона. Например, старик предстает перед зрителями в теплом ватном пальто, активный деревенский мальчик Айаала — в пальто с заплатками, а современный мальчик Мичиль — в красном пуховике. Благодаря трехмерным технологиям, таким как симуляция меха и текстурирование, получилось точнее и правдоподобнее показать персонажей, познакомить зрителей с национальной одеждой якутов.
При создании трехмерных персонажей аниматоры студии «Тундра» опирались на кукольную анимацию, с которой ранее работал креативный директор студии Александр Охлопков. Это оказало влияние на анимационную стилистику персонажей: они получились мягкими, как это было бы свойственно куклам. Также это помогло сделать повествование мультфильмов более целостным: сюжеты мультфильмов «Бык Холода» и «Мунха» добрые, без острых углов, без четкого разделения на черное и белое.
В мультфильме «Мунха» показана традиционная якутская рыбная ловля в начале зимы, когда всей деревней выходят на лед и принимаются за добычу рыбы. Это ежегодное событие становится настоящим праздником, объединяющим всех жителей, благодаря тому, что в нем участвуют все, от мала до велика, никто не остается без своей доли улова. Параллельно создатели мультфильма рассказывают историю о маленькой девочке, которая впервые в жизни попадает на рыбную ловлю, и зритель видит весь этот процесс ее глазами. Главную героиню переполняет желание помочь и быть полезной, но среди взрослых она чувствует себя неуклюжей. Семья поддерживает девочку, и она находит в себе силы и уверенность, учится тому, что каждый, даже самый маленький, может внести свой вклад в общее дело.