Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.
Гости выпуска:
- Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер,
- Геннадий Тарасов — психотерапевт,
- Вячеслав Прохоров — руководить команды внешнего продвижения и digital-евангелист «ВКонтакте».
Таймлайн беседы:
1:09 — Что случилось с домашними телефонами
7:45 — Почему мы боимся точек и не доверяем смайликам в сообщениях
12:05 — Почему никто не любит голосовые и видеосообщения
32:29 — Что делать, чтобы общение стало комфортным
40:27 — Как изменится наше общение в будущем
Хайлайты разговора:
Что случилось с домашними телефонами
Домашние телефоны без сомнения уходят в прошлое, говорят эксперты. Стиль человеческого общения изменился во многом благодаря увеличению мобильности и росту городов: быть на связи нужно всегда и носить с собой телефон с катушкой и блокнот для записи информации не совсем удобно, особенно когда есть мобильный.
Почему мы боимся телефонных разговоров
Относительно недавно в мире появилась телефонофобия — страх принимать звонки или звонить самостоятельно. Боязнь поднимать телефон, особенно с незнакомых номеров, Вячеслав связывает с неизвестностью того, что несет такой звонок. Геннадий уверен, что самое большое напряжение возникает в тот момент, когда человек осознает, что ответ нужно будет дать прямо в момент разговора — сообщения в чате позволяют подумать и сформулировать мысли.
Чем отличается общение по телефону и в чате
Коммуникация по телефону — это более личностное общение, говорит психотерапевт. Чаты позволяют выстроить и отстоять свои границы. Вячеслав подчеркивает, что существует два вида речи — устная и письменная. У каждой — свои законы, формальные и неформальные правила.
Например, точку в конце предложения часто считывают как претензию. Дружелюбные смайлики тоже иногда вызывают вопросы: скобка в конце уже не является исчерпывающим показателем положительной эмоции. Она, по словам Геннадия, скорее выражает общее намерение к дружелюбному общению, нежели эмоциональное подключение.
Иногда разговор по телефону достаточно сложно прервать, говорит Вячеслав. Многие не могут повесить трубку, даже во время рекламных и спам- звонков, потому что боятся показаться невежливыми.
Почему никто не любит голосовые и видеосообщения
У голосовых и видеосообщений есть несколько явных недостатков:
- Информацию, которую отправляет собеседник, невозможно найти с помощью поиска в чате.
- Такие сообщения чаще всего больше отвлекают получателя от того, что он делает: особенно, если собеседник слушает музыку или смотрит фильм.
Вячеслав рассказал, что в деловой среде есть свой этикет общения: если вам что-то нужно, то лучше всего написать собеседнику текстом, но если собеседник просит вас о чем-то, вы можете ответить в любом удобном формате.
Будем ли мы общаться больше в виртуальном мире
Эксперты сомневаются, что все общение переместится полностью в виртуальную среду: все-таки многие технологии, в том числе VR, требуют синхронности присутствия и подключения, поэтому вряд ли выйдут в массы.