15 правил нетикета: как правильно вести себя в сети

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Соблюдение правил сетевого этикета (нетикета) не менее важно, чем обычного. Следуя основным принципам поведения в сети, вы сможете сохранить свою репутацию как в интернете, так и за его пределами

Теории коммуникаций

«Теории коммуникаций исходят из неких идеальных условий общения и из стремления людей их создавать. Однако большинство людей до сих пор в цифровых форматах не стремятся максимально экономить время или уважать чувства адресата», — комментирует Татьяна Каминская, профессор департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве РФ.

Евгений Королев, политолог, кандидат политических наук, отмечает — существует стереотип, что хулиганством в интернете занимаются в основном школьники. Это не так. Многие взрослые люди, пользуясь относительной анонимностью и виртуальной безнаказанностью, используют интернет-коммуникацию в качестве онлайн-боксерской груши, безопасно сливая накопившуюся агрессию.

«Однако в отличие от реальной боксерской груши, в интернете, как правило, следует не расслабление, а ответный более жесткий удар. Конфликт эскалируется, обрастает негативными эмоциями и превращается в неконтролируемый «снежный ком», что в итоге порождает неврозы и психологический дискомфорт у всех участников коммуникации», — говорит эксперт.

Правила этикета в интернете призваны именно сохранять личные границы и помогать нам демонстрировать наше отношение к собеседнику.

Юлия Загитова, медиа-исследователь, секретарь Союза журналистов России:

«Сегодня это особенно важно для социальных сетей, в которых 24/7 создается контент, поэтому у некоторых пользователей создается впечатление, что и мы сами открыты круглосуточно. Нетикет как раз показывает уровень воспитания, интеллекта и осознанности».

Юлия Шелыгина, директор по маркетинговым коммуникациям iConText Group, дополняет, что по сути общение в сети — такое же реальное, как и общение оффлайн. Более того, некорректно-сформулированный текст сообщения, может быть воспринят не с тем смыслом, который вкладывался в него автором, и это может привести к весьма негативным последствиям.

Социальная экономика Блог мне судья: зачем нужен цифровой этикет

Татьяна Каминская убеждена, что ничего лучшего за последние полвека в своей лапидарности и конкретности с момента возникновения принципа кооперации Герберта Пола Грайса и принципа вежливости Джеффри Лича не было предложено в мировой коммуникативистике. Эти максимы применимы и для виртуальной коммуникации любого рода.

Четыре максимы Герберта Пола Грайса или основные правила, которые делают общение удобным для всех сторон («кооперативным»):

  1. Количество (общение должно содержать не больше и не меньше информации, чем нужно).
  2. Качество (высказывание должно быть истинным — не следует говорить то, на что нет достаточных оснований).
  3. Отношение (ответная реакция на общение должна быть адекватна тому, что побудило к общению; нельзя уклоняться от темы).
  4. Способ (следует выражаться ясно, избегать непонятных фраз, неоднозначности, многословия; слушателю должен быть понятен любой вклад в общение).

Джеффри Линч сформулировал принцип вежливости, который раскрыл в шести максимах:

  1. Максима такта — соблюдение дистанции (нельзя без желания собеседника затрагивать темы, касающиеся его личной жизни, предпочтений, религиозных убеждений, зарплаты и т.п.).
  2. Максима великодушия — стремление создать для собеседника комфортные условия (нельзя обременять его обязательствами, ставить в неудобное положение).
  3. Максима одобрения — позитивная оценка других, стремление к совпадению позиций по отношению к миру, людям.
  4. Максима симпатии — доброжелательность, отказ от безучастного контакта.
  5. Максима согласия — отказ от конфликтной позиции, снятие конфликта путем взаимной коррекции поведения.
  6. Максима скромности — неприятие похвал и лести в свой адрес, реалистическая самооценка.

ТОП-15 правил нетикета

Реальные люди в приоритете

Как говорит в своей статье для Very Well Mind Элизабет Хартни, постоянная проверка электронной почты, сообщений в мессенджере или социальной сети дает понять, что вам нет никакого дела до окружающих. Если во время офлайн-встречи кто-то пытается поговорить с вами по мобильному телефону, планшету или компьютеру, прекратите свои действия и уделите внимание человеку рядом с вами. Все, что происходит онлайн, может подождать. Если же вы ожидаете важного звонка, электронного письма или сообщения, заранее предупредите об этом собеседника и извинитесь за возможность прерванного разговора.

Проявляйте уважение к людям и в общественных местах, таких как рестораны, транспорт, магазины и лифты: старайтесь не разговаривать по телефону и отключать звук уведомлений.

Уважительный язык

Всегда нужно помнить, что вы общаетесь с человеком. Недопустимы ни в реальной жизни, ни в сети любые оскорбления, словесные войны, ругательства и заведомо обидные умозаключения — то есть все то, что вы не стали бы говорить в лицо любому человеку, кто может увидеть написанное. Это относится к соцсетям, форумам, чатам и сообщениям электронной почты. Помните, что за оскорбления в интернете могут привлечь к ответственности.

Неуважительным также может считаться не только то, что вы пишите, но и то, как вы это делаете. Например, текст, набранный заглавными буквами, обычно воспринимается как крик. Не забывайте обращаться к незнакомым людям на «вы», здороваться, говорить «пожалуйста» и «спасибо», когда это уместно.

Осторожность во имя безопасности

Не публикуйте в интернете свои фотографии в обнаженном или пьяном виде, а также другие фото, демонстрирующие вашу личную жизнь. Например, некоторые сообщения могут вызвать дисциплинарные меры со стороны работодателя, если его сочтут дискриминационным по своему характеру.

Любая частная информация, будь то любимый цвет, первая машина или имя домашнего животного, ценна для мошенников. Проявляйте осторожность в соцсетях делясь такими, на первый взгляд ничего не значащими подробностями, которые могут быть использованы в качестве ответов на секретные вопросы на ваших личных счетах.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Что такое даркнет и почему там продаются наши данные

Личное пространство

Некоторые люди предпочитают не добавляться в большие групповые чаты или группы в социальных сетях. Хороший нетикет подразумевает, что вы должны сначала получить их разрешение на это, чтобы убедиться, что они не против. А если у вас есть локальная шутка, которой вы хотите поделиться, лучше ее отправить в личном сообщении, а не всей группе.

Друзья в сети

В социальной сети прежде чем отправить запрос на добавление человека в друзья или принять подобное приглашение, следует хорошенько подумать. Если вы не хотите поддерживать с кем-то долгосрочную связь, хорошим нетикетом будет не добавлять его в друзья. Вполне допустимо удалить кого-то из друзей, если отношения разорваны и не подлежат восстановлению.

Чтобы оставаться на связи с коллегой, не добавляя его в друзья, скажите ему, что вы используете эту соцсеть только для близкой личной дружбы. Предложите ему подключиться, например, к Telegram или другому мессенджеру, чтобы оставаться на связи.

Уважение к частной жизни

Не пересылайте присланную вам информацию. Это относится к копированию и вставке текстов или отправке скриншотов. Недопустимо отправлять в такой форме важную информацию, например, логины, пароли, ссылки, номера телефонов и карт.

Следует помнить, что некоторые люди не хотят, чтобы их имена или адреса электронной почты были опубликованы для тех, кого они не знают. То же самое касается загрузки в интернет фотографий или видеороликов с участием других людей.

Соблюдение сетевой чистоты

Распространение слухов, нелепое искажение информации и другие формы дезинформации нарушают правила сетевой чистоты. Если вы не уверены в фактах, стоящих за историей в интернете или сообщением в социальных сетях, репост лучше не делать. Лучший вариант — провести небольшое расследование через поисковики и подключить критическое мышление, чтобы узнать, правдиво ли сообщение или это мошенничество.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Фейк-ньюс и пропаганда: как не поддаться на манипуляции сознанием

Избегать спама

Термин «спам» применяется к получению любого нежелательного сообщения: электронное письмо, текстовое сообщение в мессенджере или социальных сетях, телефонный звонок. Большинство из нас знакомы со спам-звонками или спам-письмами от компаний, которым мы не давали разрешения связываться с нами. Но нас также могут спамить родственники и друзья.

Избегайте таких действий со своими контактами, и это поможет сохранить ваши отношения. Если вы хотите поделиться информацией, спросите разрешения, прежде чем отправить сообщение. Один этот шаг поможет уберечься от блокировки.

Не открывайте также электронные письма или сообщения в соцсетях от незнакомых людей, особенно если они содержат файлы, требующие загрузки.

Ответ на сообщения

Находите возможность ответить на сообщение в течение нескольких часов, особенно если это сообщение от семьи или друзей. Если это займет больше времени, сообщите об этом, чтобы они знали и не ждали вашего ответа.

Избегание ответа на сообщение не только не приведет к его исчезновению, но даже может вызвать стресс. Не допускайте этого и отвечайте максимально быстро, насколько это возможно.

Обновление информации

Не оставляйте неточную информацию в сети, особенно при активном поиске работы в интернете. Если потенциальные работодатели обнаружат устаревшие данные на вашей странице в социальной или профессиональной сети, они могут предположить, что вы недостаточно серьезно относитесь к этому вопросу, и сделать выводы не в вашу пользу.

Соблюдение установленных правил

На каждом форуме, в группе или чате существуют правила. Сейчас их принято выносить в закрепы, чтобы вновь прибывшие могли сразу ознакомиться и не отправиться в «бан» за их нарушение.

Орфография и пунктуация

Проверяйте написанное на предмет ошибок. Небрежно написанный текст может вызвать отторжение у собеседника или стать неверно истолкованным.

Формирование сообщения

Каждый раз, когда вы отправляете сообщение, у человека срабатывает сигнал уведомления. Поэтому не следует разбивать сообщение на отдельные слова или небольшие части.

Голосовые сообщения

Такой способ связи нравится далеко не всем. Хотя для прослушивания уже не требуются наушники — можно просто поднести смартфон к уху и прослушать сообщение в режиме обычного телефонного разговора, это иногда отнимает намного больше времени, чем просто прочитать текст. Автоматическая расшифровка же не всегда помогает отразить реальный текст из аудио. Лучший вариант для обмена голосовыми сообщениями — заранее договориться с собеседником, удобен ли ему такой формат.

Эмодзи и скриншоты

В интернет-переписке сложно понять интонацию собеседника, и здесь на помощь приходят смайлы. Однако нагромождение эмодзи затрудняет чтение и понимание того, что вы хотите сказать. Не заменяйте смайликами слова. Не вставляйте эмодзи там, где они неуместны, например, в деловой переписке. Используйте их в меру и тогда они помогут общению, а не превратят его в ребус.

Обновлено 07.06.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть