Соцсети как цифровые кладбища
На Земле живет почти 8 млрд людей. Это много, но все относительно, ведь за время существования человечества умерло гораздо больше: около 110 млрд. Раньше покинувшие мир люди оставляли в нем тела, личные вещи и долги. С появлением интернета к этому списку добавился и внушительный цифровой след. Каждую минуту в Instagram (с 21 марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда) появляются 700 тыс. сториз, на YouTube загружаются 500 часов видеоконтента, а по электронной почте пересылаются 200 млн писем.
Наивно полагать, что все это сразу же удаляется. К концу 2021 года аудитория крупнейшей в мире социальной сети достигла 2,9 млрд. пользователей. В то же время, каждый день умирают 8 тыс. юзеров Facebook (с 21 марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда), а общее количество действующих аккаунтов мертвых людей эксперты оценивают не менее чем в 30 млн. Если ничего не делать, то уже к 2050 году количество профилей мертвых превысит количество профилей живых и достигнет 1,4 млрд. И это большая проблема, которую онлайн-бизнесу, государствам и самим пользователям только предстоит решить. Что делать со всем этим цифровым наследством?
Законодательной базы нет, все в руках сервисов
Цифровое наследство может быть очень разным: аккаунты в соцсетях, профили в интернет-магазинах, переписки в мессенджерах, игровые профили, собственный блог и даже криптовалюта. Разумеется, наследование последней пока не регулируется практически никак. Если умерший человек не оставил близким данные для доступа к цифровым активам, то их можно будет считать такими же безнадежно утраченными, как и «потерянные» биткоины. К слову, это 20% или каждая пятая «монета».
Почти так же непросто дела обстоят с данными о людях, которые по запросу отображают поисковые системы. Даже в самом прогрессивном на данный момент законе о защите персональных данных (GDPR в Европейском союзе) явно указано, что он не распространяется на тех, кто уже умер. Однако документ позволяет членам ЕС устанавливать собственные правила обработки данных мертвых, и во многих странах близкие могут получить к ним доступ или потребовать их удаления. Во Франции свою волю относительно цифрового следа можно указать в завещании. В Италии, Испании, Эстонии и Словакии данными умершего человека могут распоряжаться наследники. В России, к сожалению, «закон о праве на забвение» тоже явно привязан к прямым требованиям «гражданина (физического лица)», то есть — живого человека. Однако есть немногочисленные прецеденты, когда родственникам и близким все же удавалось получить решение суда на удаление данных об умерших людях. Правда, это скорее истории про защиту репутации.
В результате администрирующим данные пользователей компаниям приходится брать дело в свои руки, и это постепенно становится правилом хорошего тона. Facebook позволяет назначить хранителя аккаунта. Он может поменять фотографию профиля, скачать весь контент, перевести страницу в памятный статус и так далее, но не сможет читать переписки, добавлять и удалять друзей и напрямую зайти в профиль умершего. Также в соцсети есть функция «удалить в случае смерти» — администрация закроет страницу, когда кто-то из родственников об этом сообщит. Интересно, что у входящего в тот же холдинг (Meta Platforms, признана экстремистской организацией на территории РФ) Instagram другие правила: хранителей тут нет, аккаунты умерших переводятся в памятный статус по запросу друзей и родственников.
В конце 2021 года функцию передачи данных после смерти в своих гаджетах реализовала Apple. И тут есть принципиальное отличие: наследника человек должен выбрать еще при жизни, и ему обязательно нужно передать специальный ключ доступа. Гаджетами Apple для этого владеть не нужно, наследнику не потребуется даже Apple ID. С кодом и свидетельством о смерти он должен будет обратиться в Apple, и после этого компания на 3 года выдаст доступ ко всем данным из iCloud (фото, заметки, почта, контакты, календари, напоминания, сообщения, файлы и так далее), истории звонков и резервным копиям.
Google самостоятельно отслеживает активность всех аккаунтов и через некоторое время после того, как пользователь перестает в них заходить, сначала пытается «достучаться» до него письмами и SMS. После этого профиль автоматически блокируется. Однако можно вручную задать до 10 электронных адресов, на которые компания в такой ситуации пришлет ссылку на скачивание всех данных, относящихся к сервисам Drive, YouTube и почте.
Российские крупнейшие социальные сети — «ВКонтакте» и «Одноклассники» — добавили отметки о том, что владелец страницы умер, только в конце 2020 года. Оба сервиса делают это лишь по прямому запросу близких в службу поддержки, а в качестве подтверждения обязательно требуют скан свидетельства о смерти. Если решение положительное, то страницу можно либо закрыть, либо перевести в мемориальный статус. Доступ к данным, включая переписки, не выдается, и это общие правила и российских, и зарубежных соцсетей. Однако иногда законы отдельных стран оказываются выше их. В 2018 году Федеральный верховный суд Германии обязал Facebook предоставить родителям погибшей девочки доступ ко всей информации и сообщениям из ее профиля. Его приравняли к бумажным архивам, которые по закону страны передаются по наследству.
Отдельный случай — аккаунты в онлайн-играх и сервисах цифрового распространения компьютерных игр. Стоимость привязанных к ним внутриигровых покупок или проектов может исчисляться тысячами или десятками тысяч долларов. Но правила неумолимы: они прямо запрещают использовать сервисы кому-либо, кроме самого владельца профиля. Похоже, что исключений на момент публикации материала не делает никто — даже завещание едва ли поможет.
Ключ от мессенджера — SIM-карта
С мессенджерами дела обстоят тоже довольно сложно. Самые популярные в России решения — WhatsApp, Telegram, Viber — строго привязаны к номерам мобильных телефонов их владельцев. Если у наследников остался пароль от телефона умершего, то технически они могут получить доступ к чатам, но формально это действие попадает под статью 138 УК РФ, поскольку нарушается тайна переписки третьих лиц.
Если действовать официально через операторов сотовой связи, то вновь придется вспомнить нормы российских законов. К сожалению, SIM-карта и телефонный номер не являются имуществом, а значит их нельзя получить в наследство. В 2020 году Госдума рассматривала поправки к закону «О связи», которые бы признали их таковым, но в итоге их отклонили. Для наследников остались лишь два варианта — пользоваться SIM-картой неофициально и незаконно, либо просить оператора переоформить номер на себя на основании свидетельств о смерти и праве на наследство. Второй документ здесь ключевой, причем некоторые операторы требуют, чтобы номер был в нем прямо указан, либо присутствовала фраза о наследовании всего имущества.
Но даже если номер удалось переоформить на себя, это не дает стопроцентной гарантии доступа к данным из мессенджеров. Например WhatsApp через 45 дней неактивности пользователя будет по умолчанию считать, что его номер теперь принадлежит другому человеку. А в Telegram может быть включена двухфакторная авторизация, когда помимо SMS-кода для входа с нового устройства нужно ввести заранее заданный пароль.
Единственная гарантия — самостоятельная подготовка
Пока единой законодательной базы о цифровом наследстве не существует, а каждая управляющая данными компания устанавливает собственные правила работы с ними, единственный надежный способ точно передать их кому-то — заранее позаботиться об этом самому еще при жизни. Однако по последним данным регулярно проводящегося организацией Digital Legacy Association опроса более 90% людей никогда не документировали данные о доступах к аккаунтам в социальных сетях с целью передачи кому-то после смерти. А еще люди гораздо менее охотно делятся с кем-то паролями от аккаунтов в соцмедиа, электронной почты и других онлайн-платформ, включая банковские, чем паролями от личных компьютеров и телефонов.
Все рекомендации сводятся к двум общим моментам. Во-первых, нужно явно обозначить свою волю относительно аккаунтов и прочих цифровых активов. Во-вторых, нужно сделать так, чтобы нужные люди без проблем получили к ним доступ после смерти владельца. Решение — создание защищенного документа с логинами и паролями. Конечно, есть и более продвинутые решения вроде DGLegacy. Компания хранит данные клиента в зашифрованном виде за $6–10 в месяц и, в случае смерти владельца, передает их заранее назначенным людям. Есть и варианты с расширенной функциональностью. Например, LifeLedger не только хранит данные о профилях пользователя для передачи близким, но и может рассылать уведомления о смерти по заданному списку адресов и даже списку организаций: в банки, страховые компании, коммунальные компании и не только.
Есть и еще одна возможность для близких умершего человека — это сервисы, которые создают чат-ботов на основе загруженной в них информации об усопшем. В начале 2021 года такую технологию запатентовала Microsoft. А до этого идея вживую была реализована в одной из первых версий сервиса Replica AI. Разработчики проекта (кстати, они из России) создавали его с целью увековечить память их погибшего друга — они хотели, чтобы бот мог говорить в похожем стиле. Правда, с тех пор концепция менялась несколько раз, и теперь Replica AI больше похож на ИИ Саманту из фильма «Она», бот позиционируется как ИИ-друг для улучшения настроения.
Впрочем, техническая возможность сделать бота, который будет отвечать на вопросы от лица давно умершего человека и использовать его фразы, есть. Недавно РБК в партнерстве с «МегаФоном» сделали бота по имени Черчилль, который говорит фразами из книг великого британского премьера. Можно ли так поступить с обычным человеком? Если он действительно этого хотел сам, то, пожалуй, да. Но если прямого согласия не было, то такой вопрос сразу переходит в разряд очень сложных этических дилемм.