YouTube: история самого известного видеохостинга

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Этот сервис прошел путь от стартапа до крупнейшего видеохостинга в мире. «РБК Тренды» рассказывают, как появился YouTube и что с ним сейчас происходит

Содержание:

Что такое YouTube

YouTube — это платформа для обмена видео, которая была создана в 2005 году. Здесь пользователи могут загружать видеоролики, просматривать их и комментировать. Это могут быть разные форматы — от развлекательных видео и блогов до образовательных материалов и клипов, максимальная продолжительность роликов — 12 часов.

Название YouTube можно интерпретировать как «Твой телевизор». Оно состоит из двух частей. You означает «ты» или «вы». Tube — это сленговое название для телевизора на английском, так же называются электронно-лучевые трубки в старых аппаратах. [1]

По данным на август 2024 года, на YouTube зарегистрировано более 2,7 млрд активных пользователей, ролики выкладывают почти 114 млн каналов, а ежедневно на сайт загружают 720 тыс. часов нового контента [2].

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Кто создал Google: история успеха компании, изменившей мир

Когда появился YouTube и кто его создал

YouTube зарегистрировали 14 февраля 2005 года. Его основатели — три бывших сотрудника PayPal:

  • Чад Херли, первый генеральный директор YouTube, отвечал за общий вид и пользовательский интерфейс сайта;
  • Стив Чен, технический директор YouTube;
  • Джавед Карим, автор первого видео на YouTube — короткого ролика Me at the zoo.

Основатели YouTube: Стив Чен, Чад Херли, Джавед Карим
Основатели YouTube: Стив Чен, Чад Херли, Джавед Карим (Фото: founderoo.co)

Во время работы в PayPal Чен, Херли и Карим наблюдали рост популярности онлайн-видео. Однако в то время не было подходящей платформы, где пользователи могли бы легко делиться видео, а существующие методы загрузки роликов в интернет были слишком сложными. Сервис стали разрабатывать на основе технологии Flash Video (FLV), позволяющей быстро загружать ролики длиной до десяти минут.

Изначально YouTube задумывали как сайт знакомств. Предполагалось, что там будут публиковать видеоанкеты, но пользователи стали активно загружать туда другие видео, например из семейного архива. Поэтому создатели сменили вектор развития и стали разрабатывать видеохостинг. [3]

Продажа YouTube

В течение первого года YouTube быстро набрал популярность. К концу 2005-го сайт уже привлекал миллионы пользователей, к концу 2006 года число просмотров на платформе достигло сотен миллионов в день. Такой стремительный рост привлек внимание крупных технологических компаний, включая Google.

В ноябре 2006 года основатели продали YouTube компании Google за $1,65 млрд. Эта сделка позволила Google значительно расширить свое присутствие на рынке видеоконтента и обойти конкурентов, в частности Yahoo и Microsoft, а основатели YouTube стали миллионерами.

Херли, Чен и Карим после продажи продолжили заниматься разными проектами и инвестировать в новые стартапы. Херли оставался генеральным директором YouTube до 2010 года и помогал интегрировать видеохостинг в Google. [4]

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Apple: кто основал, история компании, продукция, логотип

История YouTube

23 апреля 2005 года: первое видео

23 апреля 2005 года на новой платформе был опубликован первый ролик — Me at the zoo («Я в зоопарке»). Это 18-секундное видео из зоопарка Сан-Диего: Карим стоит перед вольером со слонами и говорит о том, как здорово, что у слонов такие длинные хоботы.

Скриншот первого ролика
Скриншот первого ролика (Фото: YouTube)

Май 2005 года: открытие YouTube для публичного доступа

YouTube официально стал доступен для широкой публики. Это позволило любому пользователю загружать и просматривать видео. В сентябре одно из видео на платформе набрало первый миллион просмотров — это была реклама Nike с Роналдиньо. Футболисту вручали Golden Boots — «Золотую бутсу», награду за наибольшее количество голов в турнире или сезоне. [5]

Первоначальный вид домашней страницы сайта
Первоначальный вид домашней страницы сайта (Фото: officetimeline.com)

Июль 2006 года: партнерство с NBC

В феврале 2006 года телекомпания NBC потребовала удалить один из клипов, ссылаясь на нарушение авторских прав. Спустя полгода она изменила свою позицию и предложила YouTube продвигать свой контент. Партнерское соглашение с NBC способствовало легализации размещения контента от крупных медийных компаний на платформе. [6]

Май 2007 года: запуск партнерской программы

YouTube запустил программу, которая позволила авторам контента размещать рекламу в видео и зарабатывать на этом деньги. [7]

Ноябрь 2008 года: введение HD-видео

Поддержка видео в формате HD (720p) позволила значительно улучшить качество видеоконтента. [8]

Фото:Unsplash
Социальная экономика Не работает YouTube: 5 аналогов популярного видеосервиса

Ноябрь 2010 года: смена руководства

В ноябре 2010 года пост генерального директора занял Салар Камангард после ухода из компании Чада Херли. До того как возглавить YouTube, Камангард занимался разработкой и запуском рекламной платформы Google AdWords.

Декабрь 2011 года: перезапуск интерфейса

В конце 2011 года YouTube представил новый, более современный и удобный интерфейс. Пользователи смогли добавить описание канала, появилась вкладка «Продвигаемые видео», в отдельную вкладку вынесли информацию о последних событиях канала: новые видео, комментарии, лайки. [9]

Декабрь 2012 года: первый миллиардный просмотр

Первым видео на YouTube, которое набрало миллиард просмотров, стал клип на песню Gangnam Style южнокорейского исполнителя PSY. Из-за этого пришлось обновлять счетчик просмотров до 64-битного целого числа. После этого клипа узнаваемость YouTube выросла, а формат музыкальных видео на платформе стал более популярным. На август 2024 года у клипа 5,2 млрд просмотров.

Клип на песню Gangnam Style набрал первый миллиард просмотров
Клип на песню Gangnam Style набрал первый миллиард просмотров (Фото: YouTube)

Февраль 2014 года: Сьюзан Войжитски стала CEO YouTube

Сьюзан Войжитски сменила на посту генерального директора Салара Камангарда. Войжитски была одной из первых сотрудников компании Google и до назначения CEO YouTube руководила отделом рекламы и была инициатором покупки YouTube.

Под ее руководством были расширены возможности монетизации, улучшен пользовательский опыт и развиты сервисы.

Она занимала пост генерального директора почти десять лет, дольше всех в истории видеохостинга.

2015 год: введение 360-градусных видео и запуск YouTube Premium

YouTube начал поддерживать 360-градусные видео, которые можно смотреть с помощью специальной гарнитуры. Введение этой технологии открыло новые возможности для создателей контента, особенно в области виртуальной реальности и интерактивного видео [10]. Также в 2015 году на сервисе появилась возможность публиковать ролики с разрешением 4К и 8К.

В 2015 году создали сервис YouTube Red, позже переименованный в YouTube Premium. Он предложил пользователям платную подписку без рекламы, доступ к эксклюзивному контенту и другие преимущества [11]. Также разработчики запустили детскую версию YouTube Kids.

2017 год: запуск YouTube TV и смена логотипа

В феврале 2017 года YouTube запустил YouTube TV — стриминговый сервис, который предоставляет доступ к прямым трансляциям телевидения и спортивным каналам [12]. Также в 2017 году сменился логотип: у части названия убрали красный фон, а в начало вынесли красный значок Play.

Логотипы YouTube
Логотипы YouTube (Фото: 1000logos.net)

2018 год: YouTube становится второй по популярности социальной платформой в мире

По данным на начало 2018 года, YouTube занял второе место среди социальных платформ по числу пользователей, после Facebook (принадлежит компании Meta, с 21 марта 2022 года решением суда организация признана в России экстремистской и запрещена) и третье место среди самых посещаемых сайтов, после Google и Facebook. [13] Через год он будет уже на втором месте рейтинга самых посещаемых сайтов в мире. [14]

2021 год: удаление дизлайков и введение YouTube Shorts

В июне YouTube запустил YouTube Shorts — платформу для коротких вертикальных видео. Это ответный шаг сервиса на растущую популярность формата коротких видео на других платформах, таких как TikTok.

C конца 2021 года YouTube начал скрывать количество дизлайков под видео, чтобы уменьшить негативное влияние и преследование пользователей на платформе. При этом саму кнопку дизлайка не удалили. Количество отрицательных оценок может видеть только создатель видео [15].

2023 год: Нил Мохан стал CEO YouTube

В 2023 году Войжитски покинула пост генерального директора. Руководить YouTube стал Нил Мохан. Ранее он занимал должность директора по продукту и отвечал за разработку и реализацию YouTube TV, YouTube Music и YouTube Premium.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Что такое «TikTok-мозг»: как просмотр коротких видео влияет на человека

Когда YouTube появился в России

В 2007 году были запущены версии YouTube для разных стран, в том числе и для пользователей из России.

Российская версия сайта отличалась только тем, что на главной странице были подборки роликов, связанные с Россией и на русском языке. Первое видео из России на сайт загрузил музыкант Петр Налич — это был клип на его песню Guitar.

Параллельно в России в это же время шла работа над созданием собственного видеохостинга — RuTube. Его запустили в 2006 году.

Сервис похож на YouTube по функционалу — на платформе популярны форматы развлекательных шоу, онлайн-трансляции, стримы ТВ-каналов, блоги, телепередачи, кино. Также RuTube производит оригинальный контент. [16]

По данным на июнь 2024 года, YouTube — четвертая по популярности интернет-платформа в России: каждый день на сайт заходят 55,6 млн человек, ежемесячная аудитория — 95,56 млн человек. [17]

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Почему платить за контент — это новая норма

Что с YouTube в России сегодня

  • В 2022 году компания прекратила обслуживание части серверов на территории Российской Федерации, это оборудование позволяло улучшить качество видео и снизить затраты операторов.
  • Также в марте 2022 года Google отключила показ рекламы российским пользователям, а позже монетизацию просмотров на YouTube для российской аудитории. Однако тогда мера не затронула аудитории из других стран. В связи с этим видеоблогеры говорили, что потери «некритичны», просто монетизации будет «в два раза меньше».
  • 12 июля 2024 года «Газета.Ru» сообщила, ссылаясь на источник в администрации президента, что осенью 2024 года YouTube планируют заблокировать на территории России [18].
  • В середине июля 2024 года «Ростелеком» предупредил о сбоях YouTube, связывая это с проблемами с оборудованием Google в России. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что власти не собираются запрещать YouTube.
  • В конце июля 2024 года пользователи YouTube стали жаловаться на работу сервиса. «Ростелеком» отметил, что замедление связано с тем, что Google с 2022 года не занимается обслуживанием оборудования.
  • Депутат Александр Хинштейн заявил, что скорость загрузки YouTube на стационарных компьютерах может замедлиться на 70% и «деградация» сервиса — вынужденный шаг из-за «антироссийской политики хостинга». Затем депутат дополнил свое заявление: по его словам, в ближайшие дни российские data-центры, сотрудничающие с Google, намерены прекратить работу по серым схемам, что и приведет к падению скорости загрузки до 70%.
  • В начале августа компания Google заявила, что сложности с доступом к видеохостингу у россиян «не являются результатом каких-либо технических проблем или действий» с ее стороны.
  • В августе Google разослала письмо российским блогерам о прекращении монетизации аккаунтов, зарегистрированных в России. Это значит, что российские блогеры теряют оставшуюся монетизацию просмотров из-за рубежа.
  • В середине августа абоненты более 135 региональных операторов связи начали разрывать договоры из-за сбоев в работе YouTube и других сервисов Google. Ассоциация «Ростелесеть» попросила Минцифры и Роскомнадзор официально объяснить причины замедления работы сервисов и их «неравномерной деградации» у разных компаний.
  • В конце августа российские операторы попытались ускорить работу YouTube. Они стали перенаправлять пользовательский трафик с российских серверов на европейские. В начале сентября Роскомнадзор предупредил интернет-провайдеров, применяющих технологии обхода ограничений доступа к сайтам, что они могут лишиться лицензии [19].
  • В августе 2024 года среднее количество времени, которое россияне проводят на видеохостинге, сократилось с 52 до 38 минут по сравнению с данными на конец июля.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 История компании Nvidia: кто основал и чем занимается

В каких странах YouTube запрещен

На сентябрь 2024 года в некоторых странах мира YouTube заблокирован из-за жесткой государственной цензуры и контроля над интернет-контентом. Среди них:

  • Китай. В Китае YouTube запретили в 2009 году. В стране используют собственные альтернативы, например Youku и Bilibili [20].
  • Северная Корея. В этой стране доступ к интернету ограничен, в том числе полностью заблокирован YouTube. Страна жестко контролирует информацию, поступающую извне [21].
  • Иран. В Иране YouTube блокировали несколько раз с 2006 года на фоне политических протестов, затем блокировку снимали. Но с 2012 года доступ к платформе ограничен из-за провокационного трейлера к фильму о пророке Мухаммеде, который вызвал отрицательную реакцию мусульман [22].
  • Туркмения. В этой стране видеохостинг недоступен с 2009 года [23].

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Поиск, видео, чаты: 6 популярных китайских сервисов

Что сейчас с YouTube

По данным на 2024 год, YouTube по-прежнему занимает второе место в мире среди социальных платформ по числу пользователей, после Facebook, и является вторым по популярности сайтом, после Google [24]. Каждый месяц сайт видеохостинга посещают порядка 2,5 млрд человек [25].

В команде YouTube работают более 2 тыс. сотрудников. Он входит в число самых дорогих медиабрендов в мире. В 2024 году его стоимость составила $31,7 млрд. [26]

Самый популярный блогер на YouTube — американский предприниматель Джимми Дональдсон, известный под никнеймом Mr Beast. На его канал (по информации на сентябрь 2024 года) подписаны 314 млн пользователей [27]. В России самый популярный блогер — Влад Бумага, он публикует в своем канале контент, рассчитанный на детскую аудиторию. По данным на сентябрь 2024 года, количество его подписчиков составляет 66,2 млн человек [28].

Читайте также:

Обновлено 09.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть