Единый мессенджер и «социальный индекс»: какими будут соцсети будущего

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
В будущем социальные медиа могут заменить онлайн-магазины, поисковики и кинотеатры. Кажется, звучит не слишком реалистично, но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Рассмотрим пять основных трендов

Об эксперте: Ольга Фролова, директор по экосистемным продуктам «ВКонтакте».

1. Единый мессенджер

По оценкам Hootsuite, в России 70 млн человек используют соцсети и мессенджеры — и на каждого приходится в среднем семь аккаунтов на разных площадках. Часто таким образом люди решают разные задачи: в одном приложении общаются с друзьями, в другом — с родителями, а в третьем — с коллегами. В это время сами платформы развиваются отдельно, каждая по своим правилам.

Соцсетей и мессенджеров становится больше, но у пользователей не прибавляется свободного времени, а на смартфонах не остается свободного места. Поэтому не исключено, что в будущем для соцмедиа введут единые стандарты — и поклонник Telegram сможет легко написать своему приятелю в Viber. Так уже работает электронная почта: мы получаем e-mail независимо от того, каким сервисом пользуемся. Каждый выбирает инструмент по душе, а не исходя из предпочтений друзей и коллег.

Возможно, инициатива примет обязательный характер: еще несколько лет назад в Евросоюзе предлагали ввести закон о едином стандарте обмена сообщениями. Но перед этим владельцам платформ предстоит решить немало вопросов:

  • недостаточно просто договориться о правилах переписки. Общение сегодня — это не только текст, но и разнообразные вложения: голосовые сообщения, фото, видео, аудио, истории. Если я отправляю маме стикер «ВКонтакте», как она получит его в «Одноклассниках»? Чтобы это произошло, крупным игрокам рынка нужно будет договориться о единых технических стандартах;
  • еще один вопрос — личное пространство. Границы между соцсетями сотрутся. Человеку не удастся отключиться от работы в отпуске, просто удалив Slack: рабочая переписка все равно его настигнет, пусть и в другом мессенджере.

Из-за этих и других причин единый мессенджер, скорее всего, не появится в ближайшей перспективе. Намного реалистичнее консолидация платформ, когда большие корпорации, владеющие сразу несколькими продуктами, начнут их объединять. Например, уже сейчас так делает Facebook: компания наладила обмен сообщениями в Instagram c Facebook Messenger, на очереди — WhatsApp. По словам руководства, это поможет упростить общение пользователей. И, вероятно, именно эта интеграция может стать новым стандартом на рынке.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Яндекс Go, WeChat, Uber: почему компании переходят на суперприложения

Как это повлияет на его игроков? Возможно, из-за острой конкуренции мессенджеров станет меньше: выживут только самые крупные и сильные. А может, количество платформ останется прежним, но работать они будут на основе единых технических стандартов. Еще один сценарий — развитие нового вида сервисов, супермессенджеров, которые объединят все инструменты на одной площадке. Разработки уже ведутся, пример — приложение Beeper.

2. Еще больше покупок

Онлайн-шопинг стал привычной частью нашей жизни, а сейчас все больше популярности набирает и социальная коммерция. По мнению экспертов, 76% российских онлайн-продавцов используют соцсети — и они приносят почти 40% выручки.

Соцмедиа уже начали развивать инфраструктуру e-commerce и становятся плацдармом для расширения аудитории брендов. Постепенно интеграция электронной торговли с соцсетями станет еще более плотной, и для многих брендов именно соцмедиа окажутся основным каналом продаж. Площадки активно поддерживают продавцов, предлагая удобные инструменты для продажи и продвижения продукта. Сейчас можно пройти весь путь, от размещения до получения отзыва на товар, не выходя из социальной сети. Так компании оказываются максимально близко к своим клиентам. И в итоге бизнесу легче получить целевую аудиторию, а потребителю — нужный ему продукт.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Книжный магазин во «ВКонтакте»: как развивать бизнес в социальной сети

В будущем сообщества брендов в соцсетях смогут легко становиться полноценными интернет-магазинами: чтобы начать работу, не придется создавать целый сайт. Для старта не понадобится сложная разработка и большие бюджеты, что важно для малого бизнеса.

3. Преобладание видеоконтента

Для 68% пользователей лучший способ узнать о новом продукте — короткое видео. Но этот тренд — не только о продажах: изменения коснутся всего контента социальных сетей.

Уже сейчас объем видеоконтента бьет все рекорды, и в будущем он будет доминировать. По прогнозам Cisco, на его долю уже в 2021 году придется 79% всего интернет-трафика. А с ростом популярности смартфонов на первый план выходит удобный для них формат — короткие вертикальные видео. Это доказывает и наш собственный опыт: за полгода работы Клипов «ВКонтакте» короткие видео посмотрели почти 31 млрд раз.

Но чем больше видео, тем серьезнее конкуренция. Клипы снимают и наши друзья, и начинающие блогеры, и популярные звезды. А результат их работы на равных конкурирует за время пользователя. Граница между любительским и профессиональным контентом стирается — во многом благодаря доступности качественных камер. И зритель все чаще попадает в ситуацию, когда может выбирать между ток-шоу известной студии или передачей, снятой студентами на смартфон.

Перемены ждут и сферу авторских прав. Творчество блогеров пока слабо защищается законом, при этом они сами обязаны использовать музыку или фрагменты из фильмов, шоу и сериалов исключительно легально. Вполне вероятно, что в будущем и интернет-пользователи будут защищены от плагиата и другого некорректного заимствования их работ.

Фото:jurgenfr / Shutterstock, Tingey Injury Law Firm / Unsplash
Социальная экономика Зачем платить за воздух: выживет ли авторское право в цифровой экономике

4. Безопасность данных

Интернет-компании уделяют все больше внимания безопасности пользовательских данных. Сегодня в каждой социальной сети можно найти раздел, где рассказано, какую информацию собирает платформа и для каких целей она может использоваться (такие есть «ВКонтакте» и в Facebook). Например, чтобы предлагать потенциально интересные посты или видео, рекомендовать новую музыку, показывать релевантную рекламу.

При этом и сами интернет-пользователи начинают лучше понимать, как работают онлайн-сервисы и как хранятся их данные. Исследования говорят, что сегодня почти треть россиян обладает навыками цифровой грамотности. Скорее всего, речь идет об очень базовых знаниях, но в будущем цифровая грамотность должна стать одним из базовых умений каждого человека. Учитывая этот тренд, можно смело предполагать, что в соцсетях будет появляться все больше инструментов, позволяющих самостоятельно управлять своими данными и при желании дополнительно защитить свою конфиденциальность.

Постепенно на рынке формируются общие этические правила. Пока на уровне отдельных компаний и сообществ, но практика точно распространится шире: мы еще увидим появление единого кодекса, который объединит самых разных игроков. Отличный пример показывает сфера искусственного интеллекта. Здесь появляются некоммерческие партнерства крупных компаний, одна из их главных задач — разработка этических рекомендаций для использования информации в ИИ-исследованиях. Примеры есть не только в других странах, но и в России: полтора года назад Mail.ru Group, «Яндекс», «Сбер» и еще несколько компаний создали отечественный альянс для развития искусственного интеллекта.

В мире уже появились первые примеры государственного регулирования и защиты личной информации. Еще три года назад в силу вступил GDPR — регламент Евросоюза по работе с персональными данными. В его основе лежат несколько ключевых принципов: к примеру, данные могут использоваться только для заявленных целей и в минимально необходимых объемах. А еще пользователь может запросить всю информацию о себе, хранящуюся в соцсети, и получить архив данных. Регламент распространяется на все сервисы, у которых есть европейские пользователи.

Индустрия 4.0 Кто и зачем собирает большие данные?

5. Синергия соцмедиа с поисковиками

Сейчас на первых позициях поисковой выдачи — сайты с лучшей оптимизацией. Чаще всего это крупные порталы, на которые активно ссылаются другие источники. Но иногда контент из соцсетей оказывается более релевантным поисковому запросу. А еще более свежим и актуальным, просто потому, что никакая другая площадка не может обновляться так быстро.

Чтобы пользователи получали лучшие ответы на свои запросы, поисковые гиганты будут использовать условный «социальный индекс». Тогда на первые строчки выдачи смогут попадать популярные публикации из соцмедиа. Загуглив локальное событие, можно будет сразу увидеть релевантные публикации других пользователей, а не только новости СМИ. Но это непростая задача: записи в соцсетях появляются слишком быстро и хуже поддаются разметке.

В то же время поисковым технологиям внутри самих социальных платформ есть куда расти. На площадках так много контента, и он публикуется с такой скоростью, что его трудно систематизировать — и, как следствие, находить. Сейчас посты размечаются разными методами: самими пользователями, с помощью специальных экспертов, модераторов или искусственного интеллекта. Но действительно качественных инструментов для решения этой задачи пока нет. Именно поэтому поисковые гиганты потенциально могут помочь соцмедиа справиться с этой задачей сообща. Кстати, от ее решения зависит и индексация записей в поисковой выдаче — все тесно переплетено.

Соцсети уже делают самостоятельные шаги для улучшения навигации в море контента. Например, разделяют его по блокам — создают ленты рекомендаций или новостей по отдельным темам. Позже каждому посту может быть присвоен свой тип: например, рецепты, новости, бизнес, мероприятия. В результате пользователям будет намного легче найти нужную информацию.

Обновлено 30.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть