Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Что такое стратегия Cloud Only и почему она подходит не всем компаниям

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Какому именно бизнесу выгодно использовать стратегию Cloud Only и почему будет меняться отношение к этому подходу?

Об эксперте: Евгений Колбин, генеральный директор облачного провайдера SberCloud и вице-президент «Сбера».

Cloud-first и Cloud Only: в чем разница

  • Cloud-first

Когда разговор заходит о миграции в облако, обычно говорят о стратегии Cloud-first. Следуя этой стратегии, компания использует возможности облачных технологий, чтобы решить задачи своего бизнеса, но при этом сохраняет собственные ИТ-системы. Например, облако помогает быстрее вывести цифровые продукты на рынок, протестировать маркетинговые гипотезы, оптимизировать затраты на вычислительные мощности и многое другое.

  • Cloud Only

В рамках этой стратегии организация размещает все вычисления и данные в облаке. Такая компания пользуется всеми плюсами облака — высокой скоростью вывода на рынок цифровых продуктов (time-to-market), быстрым масштабированием или сворачиванием вычислительных ресурсов при волатильности трафика, возможностью сэкономить деньги за счет модели Pay As You Go (пользователь платит только за фактически использованные ресурсы) и сэкономить время разработчиков за счет использования сервисов PaaS. При этом компания полностью отказывается от собственного центра обработки данных (ЦОД), а значит, и от всех сопутствующих затрат: закупки оборудования, содержания обслуживающего персонала и так далее.

Time to market: почему показатель важен в кризис и при чем тут облако Фото:Shutterstock

Звучит актуально, но пока такая стратегия подходит не всем компаниям, какими бы прогрессивными они ни были.

Почему Cloud Only подходит не всем

Есть объективные факторы, из-за которых некоторым компаниям приходится продолжать строить и содержать собственные ЦОДы:

  • Неразвитая инфраструктура

Некоторые облачные решения требовательны к каналу передачи данных, его надежности и пропускной способности. В большинстве крупных городов эти требования легко соблюсти, чего не скажешь об отдаленных уголках России. Если предприятие, к примеру, разрабатывающее месторождение, хочет хранить и обрабатывать данные со своего оборудования, но там плохая связь, то оно будет вынужден разворачивать локальные сети с нужной пропускной способностью и строить свой ЦОД.

  • Сверхчувствительность к скорости передачи данных

Некоторые индустрии крайне чувствительны к скорости передачи данных. Например, финансовые биржи, где задержка в 2–3 мс считается недопустимой. И если офис такой компании расположен во Владивостоке, а дата-центры облачного провайдера — в Москве, то менеджерам придется тщательно анализировать, какие сервисы и данные стоит перенести в облако, а какие — оставить в собственном центре обработки данных. Однако российский облачный рынок активно растет, и провайдеры заинтересованы в том, чтобы строить свои ЦОДы в разных регионах страны.

Почему облачный рынок растет на фоне всеобщего кризиса Фото:Unsplash, Pexels

  • Цикл жизни ЦОДов

Цикл использования физического вычислительного оборудования обычно длится 3–5 лет — как правило, по истечении этого срока компания обновляет свои мощности и амортизирует предыдущие. Если компания вложила ресурсы в ЦОД недавно и цикл еще не завершился, то мигрировать в облако может быть невыгодно.

Вашей компании нужен Cloud Only, если…

Стратегия Cloud Only будет выгодна тем компаниям и отраслям, для которых актуальны два и более из этих факторов:

  • Высокая конкуренция

Под отраслями с высокой конкуренцией я подразумеваю те, где критически важно сэкономить даже 1–2% расходов. Классический пример такой индустрии — ретейл, в котором одним из первых начали внедрять облачные технологии, так как это позволяет сокращать значительные издержки.

Найти свою нишу: пять бизнес-моделей будущего в ретейле Фото:Eva Plevier / Reuters

Облака помогают выигрывать конкуренцию не только с точки зрения экономии, но и с точки зрения скорости разработки и вывода продуктов на рынок. Прямо сейчас мы наблюдаем всемирную гонку компаний по разработке беспилотного транспорта: на равных сражаются или заключают партнерства автопроизводители и ИТ-компании. Свежий пример — партнерство GM и Microsoft. Принадлежащий GM стартап Cruise получил технологии и мощности Microsoft Azure, чтобы побороться с беспилотниками Waymo, которые используют Google Cloud.

  • Высокая оборачиваемость средств

Если компании необходимо поддерживать высокую оборачиваемость средств, то она не может себе позволить расходовать единовременно большие суммы на покупку или обновление железного ЦОДа. Такие крупные разовые расходы делают ее менее конкурентоспособной. В таком случае намного выгоднее использовать облака по модели Pay As You Go и платить за используемые ресурсы по мере потребления.

  • Высокие требования к непрерывности бизнеса

Бизнес все сильнее зависит от ИТ, и каждая минута технических неполадок стоит компании денег. Чем крупнее бизнес, тем дороже обходится каждая минута простоя. Облачные системы ускоряют аварийное восстановление — с помощью облачного резервного ЦОДа можно не только в течение нескольких минут восстановить утерянные данные, но и развернуть на его мощностях резервную ИТ-инфраструктуру. Такой подход обеспечивает возобновление штатной работы ИТ-систем в разы быстрее, нежели восстановление, приобретение или перенос в другой ЦОД серверов и систем хранения данных.

Что такое непрерывность бизнеса и как она связана с облаками Фото:Unsplash

  • Сезонная или тяжело прогнозируемая нагрузка

Трафик одного и того же интернет-магазина будет кардинально отличаться 29 декабря и 1 января. Если бизнес зависит от сезона, ему выгодно выносить инфраструктуру в облако. Так можно оптимизировать и автоматизировать объем ресурсов под функционирование сервисов.

Другой пример — онлайн-кинотеатры, у которых нагрузка зависит от того, насколько популярным оказался новый сериал и вышел ли новый эпизод. Из-за высокой волатильности нагрузки сервисы вроде Netflix используют облачную инфраструктуру как основную: это позволяет автоматически масштабировать ресурсы в случае резкого скачка просмотров.

  • ИТ не является основой вашего бизнеса

Если ИТ является только вспомогательным звеном бизнеса, то расходы на создание собственного ЦОДа сказываются на рентабельности. Облако, в свою очередь, снижает издержки: бизнесу не нужно думать об эксплуатационных расходах и лицензиях. Современные провайдеры предлагают большой пул IaaS, PaaS и SaaS, которые можно подключить одним нажатием кнопки, и сэкономить время сотрудников.

Кроме того, если компания понимает, что она регулярно использует один и тот же объем вычислительных ресурсов, то может перейти от Pay As You Go к модели зарезервированных мощностей. В этом случае провайдер получает гарантию потребления и готов ощутимо дисконтировать стоимость.

  • Стартапы

Индустрия стартапов начала активно развиваться в том числе благодаря облакам. Задача стартапа — как можно быстрее проверять бизнес-гипотезы. Облако, благодаря доступности и платформенным сервисам, ускоряет срок вывода на рынок продуктов в десятки раз. Кроме того, оно избавляет от необходимости закладывать капитальные затраты на закупку и эксплуатацию железных мощностей. Облака позволяют быстро и дешево запустить высокотехнологичный продукт — сегодня есть PaaS, которые позволяют использовать, например, технологии искусственного интеллекта без необходимости разработки.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: