В июне 2020 года стало известно о том, что попытки Apple заменить роботами сборщиков iPhone окончились неудачей. Компания восемь лет пыталась полностью автоматизировать производство, но пока что роботы справляются хуже, чем люди. Еще в 2012-м Тим Кук планировал внедрить 1 млн роботов через два года, вдохновившись экспериментальной линией Foxconn по сборке планшетов iPad.
Для этих разработок Apple специально открыла лабораторию, которая должна была сократить число сотрудников в два раза. В итоге даже спустя семь лет число машин на сборке составило всего 100 тыс., а сама лаборатория закрылась. К примеру, роботы так и не научились аккуратно наносить клей и закручивать мельчайшие винтики. Позже роботам пытались доверить сборку MacBook 12, но и это закончилось провалом — а также убытками на миллионы долларов: из-за недостатков конструкции модель пришлось снять с продажи.
Разумеется, опыт одной компании — хоть и лидера рынка — еще ни о чем не говорит. Однако это повод задуматься: что еще не так с роботами? И не слишком ли мы уповаем на них?
Как ИИ и роботы управляют людьми
Роботизацией увлеклись и другие американские корпорации, причем роботов там используют, чтобы сотрудники работали лучше.
К примеру, в Amazon роботы следят за эффективностью рабочих с помощью чек-листа и подгоняют отстающих, а то и способствуют увольнению. На складе работает 300 сотрудников и два руководителя, которые просто не успевают отслеживать каждый случай — и полагаются на систему.
В call-центрах роботы заставляют операторов принимать больше звонков и сокращать паузы, в службах доставки — прокладывают оптимальный маршрут, чтобы доставить больше посылок. Даже обычных офисных работников специальные алгоритмы вынуждают как можно меньше отвлекаться на перекусы и посторонние сайты.
Итог закономерный: сотрудники работают быстрее, но хуже, страдают от постоянного давления и стресса, получают травмы. В конце концов, многие просто увольняются.
Только за 2018 год в том же Amazon из-за подгоняющих алгоритмов физически пострадали 10% сотрудников на 23 складах. У большинства рабочих начались хронические боли из-за перенапряжения мышц и суставов. В итоге компания поставила на складах автоматы с обезболивающим.
В 2019-м сотрудники Amazon вышли протестовать против условий труда, которые им навязывают машины и которые они считают нечеловеческими. Во всех смыслах. К примеру, алгоритмы считали простоями перекусы, минуты отдыха, походы в туалет и регулярные молитвы.
Вскрылась и другая проблема: роботы не обладают эмпатией, поэтому им сложно распознавать эмоции. В случае со звонками в call-центр это — очень важный критерий, который алгоритм полностью игнорирует. К примеру, система может принять громкий голос или специфическую манеру речи оператора за негатив и агрессию.
Другими словами, роботы хорошо следят за темпом работы и числовыми KPI, но не умеют адекватно оценивать качество человеческого труда.
Этические и юридические проблемы
Роботы ошибаются, не справляются с форс-мажорными ситуациями или просто выходят из строя — все это большие проблемы, но далеко не единственные. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос: кто будет отвечать, если робот травмирует или даже убьет человека?
Один из трех главных законов робототехники писателя-фантаста Айзека Азимова гласит: «Робот не может причинить вред человеку». При этом еще в 1968 году в фильме «2001: Космическая Одиссея» Стенли Кубрика показан сюжет о том, как искусственный интеллект вступает в схватку с экипажем космического корабля.
Первый реальный случай был зафиксирован в Китае в 2016-м: на выставке China Hi-Tech Fair в Шеньжэне робот Little Chubby начал крушить стенд и даже повредил ногу одного из сотрудников. Последнего госпитализировали.
В 2018 году беспилотник Uber в США сбил велосипедистку, которая перебегала дорогу в неположенном месте. После длительного разбирательства вину за это возложили на всех: компанию, водителя-оператора, пешехода и даже власти штата.
Все это, конечно, не добавляет доверия к роботам и ИИ. Начиная с 2012 года жители ЕС все более скептически относятся к роботам в медицине, присмотре за детьми, уходе за больными и стариками, а также в офисах. Россияне думают примерно так же: роботу-сиделке доверили бы 19% опрошенных, а хирургу — 14%. То есть все, что касается жизни и здоровья человека мы считаем сферой, куда роботов допускать не стоит.
Пока что законодательно у нас начинают прорабатывать все, что касается дронов и квадрокоптеров. В 2019 году вышел закон, который требует регистрировать беспилотные летательные аппараты и возлагает ответственность за несчастные случаи на их владельцев. В отношении роботов же многое до сих пор остается спорным.
Алиса Конюховская, исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники:
«Законодательство адаптируется, чтобы поддерживать людей. У нас есть инициатива, чтобы обезопасить людей. Но даже те кейсы, которые связаны со смертью людей на предприятиях, в промышленной робототехнике — это последствие того, что именно люди в первую очередь нарушали технику безопасности и входили в зону действия робота, когда этого делать было нельзя».
Андра Кей, управляющий директор Silicon Valley Robotics:
«Страхование — та сфера, которая в большей степени будет отвечать за это. Вам нужно будет убедить страховое агентство в том, что вы изобрели нечто очень безопасное, и тогда они поддержат этот продукт. Также у нас есть судебная система для несчастных случаев, включая не совсем обычные. Но главная опасность в том, что регулирование может иметь политическую мотивацию и часто является ответом на требования избирателей, а не результатом конструктивного выбора для всего общества».
Так ли выгодно сотрудничество людей и роботов?
В 1990 году капитализация трех крупнейших компаний Детройта составляла $36 млрд c выручкой $250 млрд на 1,2 млн сотрудников. В 2014 году три крупнейшие компании Кремниевой долины зарабатывали $1,09 трлн, из них $247 млрд чистой прибыли, при этом в них трудилось всего 137 тыс. чел. Этот пример наглядно показывает, как работает автоматизация процессов в бизнесе.
Возвращаясь к Amazon: здесь роботы экономят компании от $22 млн в год на каждом складе. Сами склады оптимизировали на 50%.
В 2015 году Adidas перенесла производство из Китая и открыла автоматизированную фабрику Speedfactory в немецком городе Ансбах. Так компания решила сократить издержки не только на производство, но и на логистику. На фабрике всего 120 сотрудников, всю основную работу выполняют роботы.
Больше всего в роботизацию вкладывают развитые страны: США, Китай, Западная Европа. И дело не только в том, что у них есть для этого ресурсы. Но и в том, что человеческий труд — вместе со всеми налогами и страховыми выплатами — здесь стоит дорого: до $12 в час в США и Германии, тогда как роботы обходятся примерно в $6 в час.
Но для Восточной Европы, где труд стоит $2 в час и меньше, роботизация уже не так выгодна.
Алиса Конюховская:
«Сейчас зачастую какие-то низкоквалифицированные повторяющиеся операции выполняет рабочая сила из ближнего зарубежья. Это одна из причин того, почему у нас не так экономически выгодно внедрять роботов. Те проекты, которые в Европе окупятся за 1 год, у нас — порядка трех лет. При этом один промышленный робот обходится от 5 млн до 10 млн руб».
Цифровизация экономики требует не только сокращать издержки, но и ускорять все процессы, чтобы выдержать конкуренцию. Вот почему роботы так разгоняют людей в корпорациях. Однако мы уже выяснили, что это приводит лишь к травмам, перенапряжению и текучке кадров. К тому же, слишком интенсивный рабочий график не приносит и ожидаемой прибыли — это видно по исследованию в компании Gap.
Конечно, роботы и ИИ только учатся работать с человеком, совершенствуясь с каждым шагом. Важно, чтобы это обучение и настройка не сопровождались жертвами — физическими и моральными.
В конце концов, возвращаясь к примеру Apple, роботам все же нашли отличное применение: например, один из них разбирает смартфоны на запчасти за минуту.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.