Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Дмитрий Марченко — об опыте цифровой трансформации Microsoft

Фото:из личного архива
Фото: из личного архива
Что такое цифровая трансформация и какие изменения в бизнес-процессах она подразумевает, рассказывает директор по маркетингу и операционной деятельности Microsoft в России Дмитрий Марченко

Термин «цифровая трансформация» уже стал привычным для многих. В определении, которое мы используем в Microsoft, — это способность и желание изменить основные составляющие бизнеса — создание продукта, взаимоотношение с клиентами, процессы и работу команды — и текущую бизнес-модель в целом при помощи современных технологий. В результате цифровой трансформации компания обретает дополнительные конкурентные преимущества.

Что такое цифровая трансформация? Фото:Simon Dawson / Bloomberg

Как проводить цифровую трансформацию и зачем

С точки зрения Microsoft трансформация затрагивает все области бизнеса и дает наибольший эффект, если задействованы каждая из них:

  • Продукт станет цифровым и превратится в услугу

  • Клиенты будут больше вовлечены в процесс создания товаров и услуг, смогут влиять на их качество

  • Процессы станут более гибкими, эффективными и управляемыми. Структуры управления будут трансформироваться от иерархических к Agile

  • Команда повысит эффективность сотрудников, а также их роль в принятии важных для бизнеса решений. Они будут больше вовлечены, будут разделять успехи компании, равно как и ответственность за ее развитие. И тут крайне важны средства командной работы, которые помогают вовлекать в эти процессы сотрудников.

Цифровая трансформация нужна для сохранения непрерывности, а иногда и жизнеспособности бизнеса. Например, она позволяет выполнять наиболее важные функции в дистанционном режиме. Для этого необходимо не только иметь настроенную и функционирующую технологическую платформу, но и изменить культуру компании так, чтобы необходимость перехода на дистанционную работу не вносила дополнительный стресс.

Как проводить цифровую трансформацию и зачем Фото:Thomas Kronsteiner / Getty Images

Существуют ли компании, которым не нужна цифровизация?

Изначально казалось, что цифровая трансформация необходима только традиционным компаниям, чтобы они могли успешно конкурировать с теми, кто сразу строил свой бизнес на основе информационных технологий. Однако технологии в наше время развиваются так стремительно, что даже тем компаниям, которые были основаны как цифровые (born digital) необходимо трансформироваться.

К примеру, даже такой самый технологичный сектор, как ИТ-разработка, тоже проходит трансформацию. Сейчас все большее распространение получает концепция InnerSource, особенно в сегменте крупных клиентов. По сути, это применение философии OpenSource к корпоративной разработке, когда за счет сотрудничества и кооперации различных команд разработчиков компании добиваются качественного роста своих возможностей по созданию ПО и сервисов. Это включает в себя повышения качества кода, ускорение разработки сервисов и функций, и, наконец, поощрение повторного их использования другими командами, вместо того чтобы разрабатывать эти функции с нуля.

С другой стороны, цифровая трансформация затронула и сельское хозяйство, хотя это очень традиционная отрасль производства. Хороший пример — сервис по управлению молочным производством. Это цифровой двойник с возможностью прогнозирования репродукции стада, объемов молока и заболеваний животных не на семь месяцев, как это происходит сейчас на срок беременности коров, а на один-два года и более. Сервис позволяет не только снизить расходы, связанные с поддержанием здоровья коров, затратами труда и воспроизводством, но и решать стратегические задачи бизнеса по расширению производства, открытию новых подразделений.

Будущее агропромышленного комплекса: тренды до 2120 года

Основным двигателем цифровой трансформации является конкуренция. Цифровая трансформация помогает решить основные задачи бизнеса — увеличить прибыль и повысить капитализацию, а также снизить расходы. Если еще пару десятков лет назад в пятерку самых дорогих в мире компаний входила лишь одна технологическая, то сейчас их — пять из пяти. Традиционный бизнес все чаще задумывается, может ли он получить преимущества, которыми обладают игроки цифрового рынка, и стоит ли начинать этот процесс.

Чтобы принять решение, необходимо:

  • проанализировать, есть ли возможность запустить новый цифровой продукт;

  • легко ли заменить текущий продукт цифровым сервисом;

  • каков порог входа на рынок;

  • как выстроить мультиканальное взаимодействие с покупателями.

Если конкуренция очень высока, то без цифровой трансформации не обойтись.

Помощь в цифровизации российского бизнеса

Компания Microsoft сама является хорошим примером глобальной цифровой трансформации. Корпорация сегодня — это не только Windows, Office и игровая платформа Xbox. За последние годы Microsoft значительно трансформировала свой бизнес, создав глобальную облачную платформу Microsoft Azure и дополнив продуктовую модель бизнеса ассортиментом постоянно развивающихся облачных сервисов Microsoft 365 и Dynamics 365. Новая стратегия позволила Microsoft создать открытую и надежную платформу, которая предоставляет для цифровой трансформации необходимые инструменты «интеллектуального облака» и «интеллектуальных устройств». Трансформировавшись сами, мы хотим и можем помогать меняться и другим компаниям.

Одно из ключевых, основополагающих направлений нашего бизнеса в России и в мире — это облачная платформа Microsoft Azure как основа для цифровой трансформации бизнеса наших заказчиков. 95% компаний из рейтинга крупнейших мировых компаний Fortune 500 используют Azure.

Вычислительные облака полезны для любых организаций, а в сложные времена — особенно. Во-первых, они могут выдержать пиковую нагрузку, в разы превосходящую то, что мы имеем в обычных условиях. Многие важные организации могут перейти в облака в считанные дни. Например, этой весной образование в Европе стало онлайновым буквально за неделю. Трудный опыт. Но десять лет назад на это ушло бы больше года.

Как будет меняться онлайн-образование в условиях пандемии

Microsoft также имеет разработки в области ИИ. На данный момент мы занимаем лидирующую позицию в мире по числу патентов в области искусственного интеллекта и владеем 20% всех мировых патентов в этой области.

Мы заключили ряд партнерств, в ходе которых будем помогать заказчикам трансформироваться. Например, мы подписали соглашение с сетью «Магнит». Стратегическое сотрудничество предполагает цифровизацию розничной сети с использованием ИИ для создания новых персонализированных клиентских предложений, построение быстрой коммуникации между подразделениями и оптимизацию бизнес-процессов.

Мы видим большой интерес к решениям по цифровой трансформации со стороны ретейла, финансовой индустрии, промышленного сектора и других отраслей экономики.

Мы работаем с клиентами, чтобы совместно создавать технологии, которые делают их успешными и конкурентоспособными. Совместно со Сбербанком мы запустили программу совместных исследований в области ИИ и робототехники. В результате проекта будет усовершенствована система управления робототехническим комплексом, созданным для увеличения производительности труда в процессе пересчета монет. Она призвана облегчить труд и обеспечить безопасность оператора кассово-инкассаторского центра при разгрузке мешков с монетами с передвижной тележки, что приведет к повышению эффективности работы банка.

Давид Рафаловский: «Весь мир уже в облаке, и Россия там будет»

То есть с одной стороны, мы помогаем заказчикам проходить цифровую трансформацию, предоставляя им новейшие инструменты из облака Microsoft, а также наши компетенции и экспертизу, а с другой — мы поддерживаем наших партнеров, стимулируя создание решений, которые помогут российскому бизнесу цифровизироваться. Такой мы видим нашу роль в трансформации российских компаний.

Как мы трансформировали сознание сотрудников

Изменение культуры компании и цифровизация команды играет огромную роль в успешности всего процесса трансформации бизнеса. Нам удалось изменить культуру в компании. В ее основе лежит ставка на рост и развитие (growth mindset). Мы отталкиваемся от идеи, что совершенству человека нет предела, что потенциал не предопределен и его нужно стимулировать и развивать, и это может каждый. Задача лидера в том, чтобы помочь каждому сотруднику проявить свои лучшие качества, так чтобы любой находил в своей работе глубокий смысл и вкладывал в нее максимум своих способностей. Мы должны быть неугомонными, любопытными и постоянно чему-то учиться.

За какими технологиями будущее

Как я уже сказал, первичны не технологии, а переосмысленная бизнес модель, соотнесенная с бизнес-стратегией. Только тогда технологии будут служить той платформой, которая позволит реализовать задуманные изменения.

Мы видим большой интерес наших заказчиков и партнеров к таким технологиям, как искусственный интеллект, интернет вещей, облачные технологии, блокчейн. Именно они, на наш взгляд, открывают действительно новые возможности для цифровизации бизнеса и экономики в целом.

Выбираем решения для удаленной работы: подробный гайд

Большинство заказчиков, как в мире, так и в России, для решения своих задач предпочитают использовать облако не одного, а нескольких производителей. Это могут быть публичные облака, облака локальных сервис-провайдеров и частные облака. Рост потребности в гибридных и мультиоблачных средах — это основная тенденция развития направления, как в мире, таки в России.

Приоритетным направлением разработки Microsoft Azure всегда было обеспечение гибридных возможностей. Два года назад мы представили решение Azure Stack, позволяющее работать с облачными сервисами в локальной инфраструктуре. Недавно мы создали сервис Azure Arc. Он предоставляет возможность управления наиболее востребованными сервисами Azure — виртуальными машинами, сервисами обработки данных и контейнерами в любой инфраструктуре, включая облака от разных производителей, таких как Amazon и Google, локальные серверы и устройства граничных вычислений. Для самых критических обстоятельств, например, районов природных катастроф, мы предоставляем тактические облачные центры Azure Stack Edge, которые можно разместить в автомобиле или положить в рюкзак. В них могут быть запущены многие обычные облачные сервисы. Например, такое устройство может использовать наши когнитивные сервисы для поиска с помощью дронов людей под завалами или в условиях наводнения.

Как людям мирно сосуществовать с машинами

Исследование IDC показало: в компаниях Центральной и Восточной Европы, внедряющих облачные технологии, потребность в специалистах, обладающих ИТ-квалификацией, на 35% выше по сравнению с остальными компаниями. И в результате бизнес уже сталкивается с дефицитом опытных кадров: только 3,5% сотрудников в этих странах сегодня полностью соответствуют требованиям к ИТ-квалификации. Если не принять меры, то существующий разрыв между спросом и предложением будет только увеличиваться.

Цифровая трансформация способствует увеличению спроса на высококвалифицированных сотрудников, поэтому мы в Microsoft видим своей задачей помочь в подготовке этих кадров. Так, например, в прошлом году мы запустили магистерские программы в российских ВУЗах по самым перспективным направлениям (ИИ, машинное обучение).

Факультет нужных вещей: какие кадры требуются цифровой экономике Фото:РБК Тренды

Позиция Microsoft, озвученная Сатьей Наделлой, состоит в том, что люди и машины будут работать сообща, чтобы решать глобальные проблемы человечества, такие как болезни, бедность и безграмотность. Мы инвестируем огромное количество времени и ресурсов, чтобы обеспечить ответственное использование ИИ как внутри компании, так и в рамках рыночной экосистемы. В рамках этого направления я бы хотел упомянуть несколько структур:

  • Внутренний комитет Microsoft по этике (AETHER) — группа, состоящая из специалистов разных ролей и разных департаментов, которые изучают этические и социальные аспекты применения технологии с целью принимать ответственные и взвешенные решения.
  • «Partnership on AI», в который входит Microsoft, — альянс крупнейших технологических компаний, исследовательских институтов и НКО для изучения вопросов разработки и ответственного использования ИИ, который насчитывает более 90 партнеров из 13 стран.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: