Глобальные тренды, локальные решения: как ESG меняет российский ретейл

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Волна переосмысления принципов ESG для российских компаний сменилась планомерной работой по достижению долгосрочных целей. Рассказываем, какой характер носит устойчивое развитие в крупном продуктовом ретейле

Глобальные тренды, локальные решения: как ESG меняет российский ретейл

Об эксперте: Мария Подкопаева, директор по устойчивому развитию X5 Group

Об особенностях внедрения принципов ESG в России

ESG в России развивается в русле глобальных трендов, адаптированных под локальные реалии. Основных драйверов этой повестки четыре: импортозамещение и технологическая устойчивость, энергоэффективность и углеродное регулирование, социальная ответственность, а также государственное регулирование в области стандартов и устойчивого финансирования.

Развитие сдерживается нехваткой технологий и компонентов одновременно с их высокой стоимостью на фоне санкций, а в финансировании крупных ESG-проектов есть ограничения, которые усугубляются высокой ключевой ставкой. Однако мы считаем, что отрасль устойчивого развития будет расти, и не последнюю роль в этом сыграет взаимодействие бизнеса и государства. Крупнейшие российские компании, в частности X5 Group, работают над развитием отрасли в рамках Национального альянса ESG, который выполняет функцию медиатора.

Не меньшую роль будет играть и грамотная государственная политика. В первую очередь нужны четкие, прозрачные нормы ведения бизнеса с точки зрения ESG. Важна и дополнительная поддержка ESG-проектов посредством государственных гарантий, включение критериев устойчивого развития в госзакупки.

О ситуации в продуктовом ретейле

Для нас приоритетные направления ESG связаны с устойчивой цепочкой поставок (упаковкой, качеством, сертификацией), работой с отходами и вторичной переработкой ресурсов. Мы также уделяем большое внимание корпоративному управлению и блоку HR. Повышение зарплат уже не гарантирует лояльности, необходимы дополнительные смыслы. Наши исследования показывают, что и для покупателей социально-экологическая ответственность бизнеса становится важным аспектом при выборе магазина.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Четыре вызова в продвижении ESG в России: ловушки устойчивости

Мы уверены, что работает комплексный подход. Например, в сентябре 2025 года вступит в силу запрет на некоторые виды упаковки. В связи с этим мы регулярно обновляем рекомендации для поставщиков, чтобы полностью перейти на экологичную тару в срок. А за счет внедрения ресурсосберегающего оборудования в рамках проекта «Зеленый магазин» получается тратить меньше тепловой энергии и электричества.

Среди проектов в социальном направлении особое место для нас занимают «Центры местного сообщества» — площадки для культурных и социальных инициатив местных жителей на базе магазинов «Пятерочка». Мы регулярно замеряем ESG-лояльность покупателей и видим, что благодаря этому проекту ключевой показатель уровня лояльности — индекс Net Promoter Score — вырос на 8%.

Важным шагом для Х5 в 2024 году стал запуск собственного благотворительного фонда «Выручаем», который объединил все социальные инициативы компании, чтобы вывести их на системный уровень.

Фото:Freepik
Зеленая экономика «Зеленое» для богатых: чего не хватает бизнесу для устойчивого развития

О перспективных направлениях

В ближайшие годы будет особенно востребован ряд направлений. Это, например, снижение углеродного следа за счет углеродных квот, использование искусственного интеллекта для управления экологическими рисками, оптимизация логистики. Также будут развиваться решения для защиты от изменений климата и устойчивый транспорт, работающий на электрической и водородной энергии. Вырастут инвестиции в проекты, повышающие качество жизни в регионах.

Большой потенциал мы видим в работе с российскими розничными инвесторами: ESG-продукты для инвесторов, ориентированных на долгосрочную доходность и снижение рисков, повысят лояльность клиентов, а донастройка необходимой регуляторной базы вызовет дополнительный интерес.

ESG в России продолжит развитие с акцентом на локальных прагматичных инициативах. Компании, внедряющие устойчивые практики, получают конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 06.12.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть