Почему российский бизнес остается верен ESG-повестке

Фото: Freepik
Фото: Freepik
24 октября подведут итоги конкурса «Дело в людях» для компаний с лучшими практиками корпоративной социальной ответственности и реализованными проектами в области устойчивого развития. Рассказываем, кто вошел в шорт-лист

Зеленая повестка или ESG (экология, социальная политика и корпоративное управление) — и сейчас один из главных трендов как для мирового, так и российского бизнеса. Основные принципы ESG — это ответственность и экологичность. Им уже следуют многие средние и крупные отечественные предприятия, для которых приоритетными факторами успешного развития являются нематериальные активы: человеческий капитал, накопленные знания, надежные партнерские отношения и социальная репутация.

С 2008 года бизнес-сообщество объединяет комплексный проект «Дело в людях» (ранее — People Investor). Он включает в себя конкурс лучших практик ESG и корпоративно-социальной ответственности, а также ежегодный форум, в рамках которого ведущие эксперты делятся опытом реализации принципов устойчивого развития и ответственного подхода к бизнесу. В разные годы участниками проекта «Дело в людях» стали более 700 компаний из самых разных секторов экономики. Представительство многих из них на форуме уже стало традицией.

В 2023 году у конкурса «Дело в людях» в дополнение к традиционным пяти номинациям появились две новые — «ESG-коммуникации» и «Вклад в создание общества равных возможностей». Награждение призеров, а также обладателя Гран-при конкурса состоится 24 октября 2023 года в рамках XVI Всероссийского форума «Дело в людях: компании, инвестирующие в будущее», который состоится в Центре событий РБК на Космодамианской набережной в Москве.

Организатор конкурса — Ассоциация Менеджеров — представляет некоторые интересные проекты, вошедшие в шорт-листы каждой из семи номинаций.

Кадры на вырост

В шорт-лист номинации «Управление человеческими ресурсами» вошла компания «Русал Ачинск» с городским профориентационным проектом «Академия будущих метALлургов». Целью проекта стала помощь ученикам десяти школ города Ачинск (Красноярский край) в осознанном выборе профессии. В рамках проекта с января по июнь 2023 года для школьников провели Фестиваль металлургической отрасли и экскурсии на отраслевые промышленные предприятия, включая производство Ачинского глиноземного комбината.

Ученики городских школ также приняли участие в десяти инженерных ивентах по технологическим процессам производства глинозема, углубленно изучали химию, физику и математику. Кроме того, в рамках проекта «Академия будущих метALлургов» для ачинских школьников организовали олимпиаду по направлению «Металлургия цветных металлов». В результате в городе сформировался образовательный кампус естественно-технологического направления, а более 50 учеников местных школ сделали свой выбор в пользу профессии металлурга.

Культура металлургии

Один из проектов, вошедших в шорт-лист номинации «Развитие местных сообществ» — «Выкса-фестиваль» от Объединенной металлургической компании (ОМК). За 12 лет этот проект превратил небольшой моногород Выкса в Нижегородской области в один из центров развития искусства и культуры в России. Каждое лето программа «Выкса-фестиваля» включает в себя все направления современной культуры — театр, перформанс, музыку, спорт и паблик-арт. Последний сделал фестиваль в Выксе по-настоящему известным: в городе появилось около 100 произведений уличного искусства.

Всю фестивальную программу — спектакли, концерты, выставки и произведения уличного искусства — создают жители Выксы вместе с известными художниками, музыкантами, актерами, режиссерами и фотографами. Благодаря «Выксе-фестивалю» выросло целое поколение, активно участвующее в жизни города. В текущем году в Выксе открылся Локальный продюсерский центр: он позволяет привлекать инициативных горожан к созданию собственных культурных и социально-значимых проектов, а также формировать в городе кадровое ядро.

Зеленый щит Байкала

В шорт-лист номинации «Экологическая эффективность» вошла комплексная программа «Мир со знаком плюс», которую холдинг «Эн+» реализует с 2011 года. Цель программы — защита озера Байкал и заповедных территорий от неблагоприятных экологических воздействий. Одна из главных составляющих «Мира со знаком плюс» — это волонтерский экологический проект «360», запущенный 12 лет назад. За это время 153 тыс. волонтеров убрали более 4600 т мусора на берегах Байкала и на водных объектах в городах, где базируются предприятия «Эн+».

Участники проекта «360» не только убирают мусор, но и высаживают цветы и деревья, а также создают пикниковые зоны для туристов. Еще одно направление «Мира со знаком плюс» — это грантовый конкурс экологических проектов, направленный на поддержку местных природоохранных инициатив, а также обучение и повышение квалификации экоактивистов. В рамках конкурса 81 проект был одобрен экспертным советом и получил финансовую поддержку «Эн+», а 1690 активистов прошли стажировку в специальной образовательной программе.

Ретейл равных возможностей

В шорт-лист номинации «Вклад в создание общества равных возможностей» (это новая номинация конкурса «Дело в людях») вошел проект компании «Ашан»: за два с лишним десятилетия туда устроились 5200 слабослышащих сотрудников. Весь персонал компании в обязательном порядке знакомят с инклюзивной политикой, для слабослышащих сотрудников проводят обучение в понятном и доступном формате, а также адаптируют их к работе в коллективе. Важную роль в этом процессе играет техника безбарьерного общения — смарт-часы и коммуникаторы, которые в «Ашане» предоставляют сотрудникам с нарушениями слуха.

В случае чрезвычайных ситуаций персонал получает сообщения об эвакуации от директора, а смарт-часы вибросигналом оповещают о них слабослышащих сотрудников. Корпоративные коммуникаторы позволяют при необходимости оперативно вызвать сурдопереводчика для помощи в общении слышащих и неслышащих людей. Такой подход позволяет «Ашану» повышать лояльность клиентов и сотрудников, расширять пул кандидатов, вносить свой вклад в копилку ESG-проектов, а также дает статус привлекательной компании для инклюзии на рынке.

Устойчивые коммуникации

В шорт-лист номинации «ESG-коммуникации», которая в 2023 году впервые появилась на конкурсе «Дело в людях», вошел «Сбер», который опередил ближайших конкурентов из трех групп — «Банки», «Экосистемы», «Крупнейшие компании» — по тематике устойчивого развития в 2022 году. Общее количество публикаций на тему ESG и устойчивого развития с упоминанием «Сбера» в СМИ (по оценкам компании-конкурсанта) составило 298,8 тыс., а в социальных медиа — 305,8 тыс.

Кроме того, МедиаИндекс «Сбера» по ESG составил 2,331 тыс. — это первое место в российской ESG-повестке. МедиаИндекс — это метрика, разработанная сервисом «Медиалогия»: она показывает качественное состояние информационного поля, которое СМИ формируют вокруг объекта — персоны, компании или бренда. Чем выше значение МедиаИндекса, тем ярче и позитивнее присутствие объекта в СМИ.

ESG-повестка «Сбера» была представлена на более чем 60 конференциях и форумах, включая ключевые мероприятия — например, Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), Восточный экономический форум (ВЭФ) и AI Journey-2022. Кроме того, 45 тыс. сотрудников компании приняли участие в различных экологических акциях, а запуск социального сервиса «Сберегаем то, что любим. Вместе», который поддерживает и объединяет людей, привлек более 700 тыс. уникальных пользователей. Цель сервиса — соединить тех, кто нуждается в помощи, с теми, у кого есть возможность оказать поддержку. На платформе есть данные об актуальных продуктах, рекомендациях и инструментах для решения тех или иных задач в самых разных категориях — от «Работы и развития» до «Заботы о природе».

От фермы до офиса

Маркетплейс «Свое Родное», созданный в рамках социального проекта «Россельхозбанка», вошел в шорт-лист номинации «Выстраивание отношений с партнерами и клиентами». «Свое Родное» — торговая площадка, объединяющая фермеров России. Благодаря маркетплейсу они получили возможность создавать свои интернет-магазины и продавать натуральные продукты через мобильное приложение, а покупатели теперь могут приобретать товары от фермеров без переплат. На сегодняшний день в приложении «Свое Родное», запущенном в сентябре 2020 года, зарегистрированы 11 тыс. фермеров, размещено 100 тыс. товаров, а товары на площадке приобрел 1 млн. покупателей.

Все продукты, доступные на маркетплейсе, свежие, качественные и выращены при помощи экологически безопасных методов. Их можно заказать домой, в офис или в ближайший пункт самовывоза в любое удобное время. При этом покупатели приобретают товары напрямую у фермеров: маркетплейс «Свое Родное» блокирует посредников и исключает любые наценки. А специальное приложение «Я — фермер» позволяет продавцам площадки быстро и просто управлять как заказами, так и своими витринами продуктов.

Питание на отлично

В шорт-лист номинации «Здоровый образ жизни» вошел проект компании «Агроторг» (сеть магазинов «Пятерочка») под названием «Уроки правильного питания в школах». Его цель — изменение пищевых привычек россиян через обучение детей с раннего возраста основам здорового питания. Сегодня, по данным ВЦИОМ, почти половина россиян сегодня питается неправильно. При этом, согласно информации Росстата, 50% взрослых жителей страны имеют лишний вес. Эксперты Роспотребнадзора утверждают, что до 60% смертей в России связаны именно с неправильным питанием.

В первом полугодии 2023 года «Агроторг» запустил пилотные проекты по здоровому питанию в Перми, Сыктывкаре и Нижнем Новгороде. Они охватили 25 школ в этих городах: там прошли 307 уроков, в которых приняли участие более 2 тыс. школьников. В рамках уроков, которые провели 45 педагогов, прошедших специальную подготовку, ученики получили знания об основах здорового питания, и стали применять их на практике. Педагоги высоко (на 4,88 из 5 баллов) оценили практическую полезность программы для детей.

Реклама. МОО Ассоциация менеджеров; erid: 4CQwVszH9pUnJpjeVyA

Обновлено 20.10.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть