ESG-содружество: как развивается ESG в странах СНГ. Обзор № 8

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
«РБК Тренды» и Дирекция по ESG Сбера продолжают рассказывать о развитии ESG-практик в дружественных странах. На этот раз рассматриваем устойчивую повестку в странах СНГ

Дата публикации: 24.08.2023

Татьяна Завьялова, старший вице-президент по ESG Сбербанка:

«Страны СНГ, так же как и мир в целом, ориентированы на устойчивое развитие, хотя темпы этого процесса различаются в зависимости от страны. Решение задач в области климата и экологии невозможно без масштабных инвестиций в ресурсосберегающие и низкоуглеродные технологии и проекты, в том числе в сфере возобновляемой энергетики. И многие страны СНГ уже поставили перед собой конкретные задачи. Так, Казахстан взял на себя обязательство к 2060 году довести долю солнечной и ветровой энергии в стране до 46 и 33% соответственно. Узбекистан намерен вырабатывать не менее 25% электричества из возобновляемых источников к 2030 году. Эти планы и более верхнеуровневые цели по зеленому переходу стран СНГ открывают возможности вовлечения в реализацию проектов внешних партнеров, включая российские компании.

Для увеличения числа совместных устойчивых проектов в регионе проводится значимая работа со стороны Евразийской экономической комиссии — усилия направлены на унификацию регулирования в области устойчивого финансирования и климата, поддерживается развитие низкоуглеродного трека. В перспективе это позволит не только снизить барьеры, вызванные развитием углеродного регулирования, но и усилить обмен технологиями и обеспечить рост совместных проектов».

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан — страны, имеющие тесные экономические и логистические отношения с Россией. Расположение стран также накладывает отпечаток на их социокультурную жизнь, политические решения, траектории развития и ESG-практики. Среди рассматриваемых стран наиболее выделяется Казахстан, чье действующее регулирование в области устойчивого развития не только уже достаточно глубоко развито, но и в какой-то степени опережает российские практики. На основе исследований Сбера рассказываем, как развивается устойчивая повестка в наиболее активных странах СНГ.

На пути к устойчивости

Планы по выходу на углеродную нейтральность сегодня определены не у всех рассматриваемых государств. Армения и Киргизия намерены достичь «чистого нуля» к 2050 году, Казахстан — к 2060-му, а Узбекистан планирует перейти к углеродно нейтральному производству электроэнергии к 2050 году. В свою очередь, Азербайджан, Беларусь, Таджикистан и Туркмения подобных сроков перед собой не ставили. Климатические цели во многих рассматриваемых странах все еще не считаются приоритетными, на первый план выходят проблемы социального развития и повышения устойчивости местных экономик, требующие решений здесь и сейчас.

Тем не менее в каждой из стран есть определенные предпосылки для снижения воздействия на климат. Так, например, в Киргизии и Таджикистане имеется огромный потенциал для развития гидроэнергетических мощностей. Сегодня в этих странах более 90% первичной электроэнергии уже вырабатывается за счет гидроресурсов, однако в перспективе они могут нарастить объемы выработки в десять и 25 раз соответственно, что позволит им стать крупными экспортерами возобновляемой энергии.

Страны Центральной Азии также перспективны для развития солнечной генерации. Потенциал Казахстана по выработке данного вида энергии — около 2,5 млрд кВт·ч в год. А в Узбекистане уже успешно реализуются программы развития солнечной энергетики, в том числе при поддержке многосторонних институтов развития. Первая — с Азиатским банком развития, в рамках которой в Шерабадском районе Узбекистана было построено две станции суммарной мощностью 1 ГВт. Вторая — программа Всемирного банка по масштабированию солнечной энергетики IFC Scaling Solar: при ее поддержке возводятся еще две фотоэлектрические станции. Также солнечные ВИЭ в Узбекистане строят отдельные компании — Total Eren в Самаркандской области (100 МВт) и ACWA Power в Навоийской и Бухарской областях (500 и 1000 МВт). Также высоким потенциалом в области солнечной энергетики обладают Туркмения и Киргизия.

Однако пока рассматриваемые экономики можно назвать углеродоемкими: в энергобалансах некоторых стран значительную долю занимает ископаемое топливо. 67% энергии вырабатывается за счет угля в Казахстане, в Киргизии — 27%, в Таджикистане — 25%. Тем не менее в Казахстане цели по декарбонизации энергетических систем приняты на государственном уровне. Согласно стратегии достижения углеродной нейтральности, там планируют снизить использование угля практически до нуля к 2055 году — ожидается, что ему на смену придут солнечные и ветровые электростанции.

В энергетической системе Узбекистана, напротив, доля угля — всего 17%. При этом Узбекистан также установил цель по исключению субсидирования энергии ископаемого топлива: утверждено Постановление о мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Узбекистана на зеленую экономику до 2030 года.

Узбекистан также активен в развитии ВИЭ: закреплены планы по выработке не менее 20% электричества из возобновляемых источников к 2025 году и не менее 25% — к 2030-му. Все эти планы и государственные цели открывают возможности по реализации проектов в области зеленой энергетики для российских компаний.

Активна в этом направлении и Армения: сегодня страна зависит от импортируемого ископаемого топлива, поэтому развитие ВИЭ закреплено в Энергетической стратегии страны на 2021–2040 годы. К 2026-му Армения планирует увеличить долю производства солнечной энергии до 10% в общем объеме энергобаланса. В прошлом году было объявлено, что Евразийский банк развития (ЕАБР) выделит до $37 млн на финансирование строительства 11 солнечных электростанций в Армении общей мощностью до 65 МВт. А в этом году появились новости о том, что страна рассматривает возможность производства зеленого водорода совместно с Германией.

В Беларуси действуют льготы при создании и эксплуатации установок ВИЭ. Предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию страны установок, комплектующих и запасных частей к ним по использованию 26 видов ВИЭ и освобождение от земельного налога участков, занятых объектами и установками ВИЭ, а также участков, предоставленных на период строительства (реконструкции) объектов и установок по использованию ВИЭ.

Кроме этого, Беларусь, Армения, Туркмения и Узбекистан делают упор на потребление природного газа. Для целей диверсификации источников выработки электроэнергии и повышения энергетической безопасности страны наращивать газовую энергогенерацию планирует также Киргизия.

Развитие ESG-финансирования

Сегодня в рассматриваемых странах практики устойчивого финансирования только формируются, а существующие трансформационные программы реализуются при поддержке многосторонних институтов развития. Наиболее активно в этом участвует Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В Азербайджане он инвестирует в зеленые проекты сельскохозяйственного производителя H&M Agro. Выделенные компании кредитные средства в размере $2 млн помогут установить больше эффективных и экологичных гидропонных теплиц — за счет этого H&M Agro добьется более высоких урожаев и сможет снизить воздействие на окружающую среду благодаря эффективному использованию земли, воды и удобрений. В Таджикистане Программа финансирования зеленой экономики (GEFF) ЕБРР предоставляет финансовую и техническую помощь, а также инвестиционные гранты частному сектору для содействия переходу к зеленой экономике. Сегодня стране выделено $25 млн на внедрение энерго- и ресурсоэффективных технологий.

Стоит отметить, что в 2021 году Узбекистан первым в СНГ и одним из первых в мире разместил государственные облигации, направленные на финансирование целей устойчивого развития. Объем выпуска составил $635 млн (первый транш) и $235 млн (второй транш). Значительное участие в финансировании узбекистанских устойчивых проектов осуществляет ЕБРР. В 2022 году банк организовал два синдицированных кредита на сумму $520 млн для строительства двух ветровых электростанций суммарной мощностью 1 ГВт. Этот энергетический проект является крупнейшим для ЕБРР. А еще в прошлом июне местный межотраслевой фонд энергосбережения при Министерстве энергетики Узбекистана подписал с Ипотека Банком соглашение о предоставлении зеленых потребительских кредитов на сумму $5 млн для приобретения энергосберегающих технологий и оборудования ими домохозяйств.

В Казахстане первые ESG-облигации появились в 2020 году — всего было размещено восемь выпусков зеленых и социальных облигаций на $170 млн. Также в 2020–2021 годах было выдано три крупных зеленых кредита на общую сумму $62 млн. Несмотря на снижение объемов выпусков устойчивых облигаций во всем мире в 2022 году, в Казахстане сохранялся обратный тренд: объем новых размещений ESG-облигаций увеличился на 14%. Всего на казахстанской бирже за три года зарегистрированы зеленые, социальные облигации, а также облигации устойчивого развития на сумму $308 млн, из них размещено $189 млн.

Важную роль в развитии зеленых финансов в Казахстане и Центральной Азии играет Центр зеленых финансов Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). Центр оказывает поддержку по вопросу подготовки к выпуску зеленых облигаций на Бирже МФЦА, а также покрывает расходы эмитентов, связанные с предоставлением обязательного внешнего обзора зеленых облигаций.

В Киргизии объем рынка ESG-финансирования составляет $257 млн, объем выпуска ESG-облигаций в 2021 году — $188 млн. В стране работают над созданием зеленой финансовой корпорации, которая позволит привлекать климатическое финансирование в банковский сектор. Кроме того, в 2022 году на площадке Киргизской фондовой биржи состоялась презентация компании GFC Bishkek. Она будет продвигать лучшие практики, выработанные Центром зеленых финансов Международного финансового центра «Астана», поддерживать выпуск зеленых и социальных облигаций на Киргизской фондовой бирже, а также займется проведением исследований в области зеленых финансов, формированием регулирования в области ESG-отчетности, внедрением практик исламского финансирования для финансового сектора.

В Армении в 2020 году Америабанк разместил зеленые облигации в евро на сумму, эквивалентную $50 млн, для финансирования проектов, способствующих экологической устойчивости, в соответствии с концепцией зеленых облигаций страны. Также в 2020-м была запущена программа по содействию сельскохозяйственной сфере — «Инициатива ЕС по зеленому сельскому хозяйству Армении». Цель — помогать развитию устойчивого, инклюзивного, инновационного и рыночного агробизнеса, в частности в северных областях Армении (Лори, Тавуше и Шираке). Общий бюджет программы — €11,7 млн. Для поддержки компаний агропромышленного сектора учреждено Национальное агентство сельскохозяйственных страховщиков. Оно субсидирует от 50 до 60% стоимости сельскохозяйственных страховок по климатическим рискам. При оформлении страховки ставка по кредитам для фермеров сокращается. Эта программа помогает существенно снизить уязвимость фермеров к последствиям изменения климата.

Беларусь в конце прошлого года одобрила концепцию государственных зеленых облигаций. На Белорусской валютно-фондовой бирже были размещены внутренние зеленые гособлигации на сумму 5 млрд российских рублей сроком на три года со ставкой процентного дохода 12,5% годовых. Выпуск полностью приобретен белорусскими и российскими инвесторами.

В процесс финансирования проектов устойчивого развития в регионе также вовлечен Евразийский банк развития. Банк планирует инвестировать $600 млн в проекты возобновляемой энергетики в течение следующих трех лет.

Развитие ESG-регулирования

В рассматриваемых странах пока что нет сложившегося трека ESG-регулирования. В этих юрисдикциях действуют отдельные точечные ESG-требования, рекомендации и инициативы. Исключением является Казахстан, имеющий наиболее сформированную систему регулирования. При этом важно отметить, что на развитие регулирования в странах СНГ активно влияют ESG-требования в Китае и государствах Европейского союза. Это связано как со значительной долей финансирования проектов в странах СНГ китайскими и европейскими структурами, так и с активной работой со стороны европейских ведомств по формированию политик и «дорожных карт» в рамках двустороннего взаимодействия со странами СНГ. Кроме того, ввиду наличия в рассматриваемых странах развитых отраслей добывающей промышленности к принятию углеродного регулирования страны СНГ подталкивает скорое введение со стороны Европейского союза CBAM.

В частности, среди рассматриваемых стран наиболее сформированной системой регулирования выбросов парниковых газов и углеродного квотирования выделяется Казахстан. Углеродная биржа ETS-KZ действует с 2013 года. А с 2021-го в силу вступил новый экологический кодекс Казахстана, предусматривающий сокращение бесплатных квот для предприятий. Под него попало 128 основных организаций-«загрязнителей» страны. Это предприятия электроэнергетической, нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической, химической, а также обрабатывающей промышленности в части производства цемента, извести, гипса и кирпича. Объем квотируемых выбросов парниковых газов для них превышает 20 тыс. т СО2 в год.

Государство будет планомерно увеличивать объем продаж через аукционы, чтобы в результате полностью исключить бесплатные квоты. Так, спрос на свободные углеродные единицы повысится — как и их цена. В предыдущие годы цена на углерод составляла около $1,1, однако ожидается ее рост до $16,9 за тонну CO2-эквивалента в 2023–2025 годах и до $50,8 за тонну в 2026–2030 годах. Из-за отсутствия регулирования выбросов СО2 в других странах СНГ (и в России, в частности) крупным промышленным компаниям может стать невыгодно производить продукцию в Казахстане.

Аналогичный тренд касается и развития устойчивых практик фондовых бирж рассматриваемых стран. Поскольку объем размещений устойчивых ценных бумаг пока невелик, то и активное развитие правил функционирования ESG-секций бирж и оборота устойчивых бумаг пока ограничено. Тем не менее биржи Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана и Киргизии присоединились к инициативе ООН «Биржи за устойчивое развитие» (Sustainable Stock Exchanges, SSE).

Активнее всего устойчивую повестку продвигает казахстанская биржа (KASE). Еще в 2016 году она выпустила руководство по ESG-отчетности для компаний, основанное на методологии SSE. Также в прошлом году правительство Казахстана приняло концепцию инвестиционной политики до 2026 года. Согласно изложенным в ней положениям, в стране планируется провести глубокий анализ ESG-практик и методов зеленого финансирования. В этом году должны быть разработаны предложения по внедрению принципов ESG в систему государственного планирования и проведен анализ мер поддержки компаний, которые их используют. К декабрю 2024 года планируется разработать требования к содержанию годовых отчетов по ESG для листинговых компаний. Кроме того, Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка планирует к концу 2025 года ввести для банков требования по внедрению системы оценки ESG-рисков и ESG-раскрытий: сперва на уровне рекомендаций, затем — на уровне обязательных требований.

Более того, в рамках Astana Finance Days 7 июня 2023 года анонсированы планы Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка относительно принятия Руководства для банков и финансовых организаций по раскрытию ESG-информации, которое станет обязательным к внедрению с 1 января 2024 года.

ESG-инициативы в рамках ЕАЭС

Важно отметить потенциал взаимодействия стран СНГ в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС: Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь), где сотрудничество в сфере экологического регулирования может стать новым вектором развития и углубления торговых связей. В октябре прошлого года был принят первый пакет мероприятий («дорожная карта»), в рамках которого подразумевается выстраивание сотрудничества государств — членов ЕАЭС в сфере климатической повестки.

Одно из направлений совместной работы — таксономия зеленых проектов стран ЕАЭС. Модельная таксономия была утверждена в начале этого года, ее разработчики — госкорпорация ВЭБ.РФ и Центр зеленых финансов Международного финансового центра «Астана». Таксономия призвана упростить доступ компаний — инвесторов стран ЕАЭС к рынкам капитала стран-участниц через размещение инструментов финансирования на биржах членов ЕАЭС. Определяя критерии, согласно которым проекты могут считаться зелеными, специалисты проанализировали лучшие мировые практики, а также учли национальные подходы к достижению климатических целей. Теперь сформулированные в рамках работы ЕАЭС подходы и критерии могут послужить основой для разработки или актуализации национальных таксономий других стран ЕАЭС.

Еще одна инициатива для совместной реализации — общий добровольный рынок углеродных единиц. Эту идею предложила Россия в 2023 году, приняв председательство в ЕАЭС.

По итогам Евразийского межправительственного совета, который прошел в июне этого года, правительствам стран ЕАЭС поручено разработать подходы по регулированию вопросов климатической повестки в рамках ЕАЭС, предусматривающих реализацию совместных климатических проектов, а также стимулирование низкоуглеродного развития. Ожидается, что также будут выработаны предложения по недопущению ограничений и барьеров, вызванных различным климатическим регулированием государств-членов, включая координацию и обмен информацией по планам декарбонизации экономик.


Несмотря на текущие геополитические сложности, сотрудничество стран СНГ для решения задач устойчивого развития является одним из наиболее актуальных направлений развития взаимодействия и возможной интеграции. Рассматриваемые страны нуждаются в привлечении инвестиций в низкоуглеродные технологии и зеленые проекты, включая ВИЭ, энерго- и ресурсосберегающие технологии, модернизацию водно-энергетического комплекса, мелиорационные проекты, борьбу с опустыниванием и восстановление лесов.

Существует множество возможностей для реализации подобных природоохранных и устойчивых проектов — и ими могут воспользоваться не только иностранные инвесторы, но и российские компании. Именно поэтому содействие развитию ESG-практик и регулирования, включая формирование единых подходов в рамках интеграционных объединений, может иметь значительный положительный эффект, будет содействовать привлечению дополнительного финансирования в устойчивые проекты, создаст основу для запуска совместных проектов.

Узнать подробнее об особенностях ESG-политик каждой из стран можно в аналитических обзорах Сбера.

Больше материалов о ESG-практиках в разных регионах — в проекте «Мир через призму ESG».

Реклама: ПАО «Сбербанк», erid: 4CQwVszH9pUkKdhQLDz

Обновлено 06.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть