Для потребителей во всем мире становится важным не только качество продукции, которую они покупают, но и то, как она произведена и каких принципов придерживается производитель. Крупнейшие компании уже не только создают рабочие места и платят налоги — теперь бизнес стремится помочь обществу и экологии. Производители инвестируют в изменение технологических процессов, логистику и многое другое, чтобы снизить до минимума потребление природных ресурсов и влияние на окружающую среду. К тому же переход к зеленой экономике стимулирует государство: реализует информационные кампании, инвестирует в новые перерабатывающие предприятия и систему сортировки отходов.
Своим опытом реализации проектов в этом направлении в России с «РБК Трендами» поделилась компания PepsiCo — один из крупнейших в мире производителей продуктов питания и напитков, который к 2025 году пообещал сделать свою упаковку полностью перерабатываемой, компостируемой либо биоразлагаемой.
В рамках стратегии устойчивого развития в России предприятие не стало пересматривать объем инвестиций на 2021 год. Как объяснял в интервью РБК главный исполнительный директор «PepsiCo Европа» Сильвиу Попович, организация инвестирует даже больше, чем планировала до этого. Одно из ключевых направлений по инициативам в области устойчивого развития для компании сегодня — это упаковка.
Переработка упаковки
В современном мире потребления упаковке отводится особенная роль. Во-первых, она несет защитную функцию при транспортировке, сохраняя потребительские свойства продукции. Во-вторых, она нужна для маркетинга и продвижения. Отказываться от нее полностью нецелесообразно.
Как крупнейший производитель продуктов питания в России, PepsiCo использует для упаковки продукции множество различных материалов, в том числе и PET. Сегодня это наиболее распространенный материал для розлива напитков. Он легкий и прочный, а стоимость производства РЕТ-бутылки и перевозки готовой продукции достаточно низкая, что положительно сказывается на конечной стоимости для потребителя. В 2019 году PepsiCo начала в России пилотный проект по использованию переработанного пластика (rPET) в составе упаковки для напитков. В 2020 году количество rPET в упаковке удалось увеличить вдвое.
Сейчас rPET применяется не только в упаковке для напитков, но и для молочной продукции. Помимо упаковки из пластика (ПЭТ) компания использует вторичный материал в других видах упаковки, таких как стекло и алюминий. А гофрокартон для коробов уже практически полностью создан из вторичного сырья.
В 22 странах Европы Pepsi полностью разливается в бутылки из переработанного пластика. В России пока что широкое внедрение rPET сдерживают необходимость гармонизации законодательства и недостаточно развитая инфраструктура по сбору пластиковых бутылок. В России PepsiCo также использует переработанный полиэтилен в термоусадочных пленках.
Команда российского PepsiCo постоянно ищет и внедряет на первый взгляд небольшие инициативы, которые позволяют снизить использование пластика. Так, в России компания в 2020 году отказалась от использования пластиковых крышечек в упаковке напитка «Имунеле», что позволит ежегодно сокращать использование пластика на 150 т. Пластиковые крышки также «сняли» с некоторых упаковок сметаны «Домик в деревне». А бренд «Агуша» отказался от использования пластиковых трубочек при производстве соков, морсов и компотов в упаковках по 500 мл. Отказ от трубочек позволит использовать на 12,5 т меньше пластика ежегодно.
До конца 2021 года PepsiCo полностью откажется от неоново-зеленой бутылки Mountain Dew в России, заменив ее на прозрачно-зеленую. Причина такого решения — сложности в переработке из-за неонового пигмента в составе.
С середины марта 2020 года бренд Lay’s в России обновил архитектуру портфеля: объем маленьких и средних пачек Lay’s вырос на 10 г — с 40 до 50 г и с 80 до 90 г. Трансформация пачек позволяет PepsiCo сократить расход фольги для их производства. За счет изменения геометрии пачки сократился объем отходов на производстве.
Сегодняшние технологии позволяют переработать практически любую упаковку. ПЭТ-бутылки очень хорошо перерабатываются, из них получаются новые бутылки для напитков. Технология называется bottle-to-bottle («бутылка в бутылку») и обеспечивает получаемой продукции полную идентичность первичному ПЭТ-сырью пищевого назначения. Из различных переработанных упаковочных материалов можно сделать лавки, шпалы, скейтборды и даже новое футбольное поле.
Например, глобальный проект PepsiCo Lay’s RePlay — это инициатива бренда Lay’s по созданию футбольных полей по всему миру. Пустые пачки из-под чипсов перерабатывают, чтобы построить экологичные футбольные поля, объединить и вдохновить на позитивные изменения будущие поколения.
Помощь в сортировке
Бороться нужно не с упаковкой, а с теми проблемами, которые вызывают ее нерациональное использование и недостаточная утилизация, считают в PepsiCo. Чтобы упаковка не попадала на мусорные полигоны, а поступала во вторичный оборот, важно проводить работу с потребителями, развивать культуру ответственного обращения с отходами. В 2019 году «PepsiCo Россия» запустила проект «Утилизируй правильно». Цель проекта — вовлечь потребителей в сортировку отходов и научить их делать это правильно. На бутылках с напитками, а также на некоторых упаковках соков появился специальный QR-код, который ведет на интерактивную карту, где указаны пункты раздельного сбора отходов (более 18 000 точек по всей России). На сайте утилизируйправильно.рф разместили обучающую и справочную информацию: как правильно сортировать и утилизировать отходы, какой объем отходов ежегодно создает каждый человек и как можно его сократить. Там же развенчивают мифы, связанные с переработкой отходов.
«Сегодня мы видим, что с каждым днем все больше стейкхолдеров (потребителей, ретейлеров, представителей государственных органов и общественных организаций) включаются в этот процесс. Конечно, многие процессы должны быть отстроены и с точки зрения договоренностей с государством, и развития культуры бережного отношения к отходам. Но мы считаем, что крупный бизнес должен быть флагманом изменения процессов. Тогда и средний, и мелкий бизнес смогут постепенно внедрить принципы устойчивого развития в свою деятельность», — подытожил Александр Гришков, старший директор по устойчивому развитию «PepsiCo Россия, Белоруссия, Украина, Кавказ и Центральная Азия».