Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Общее будущее: как ретейл берет курс на устойчивое развитие

Фото: X5 Group
Фото: X5 Group
В последние годы российские компании взяли курс на устойчивое развитие. Рассказываем, как ретейл помогает экологии, почему выступает за ЗОЖ и инвестирует в социальные программы
Время на чтение: 9–11 минут

Материал подготовлен по итогам первой ESG-конференции X5 Group «Устойчивее вместе. Выбор в пользу будущего».

Что такое устойчивое развитие

В стратегиях крупных компаний все чаще стало появляться понятие «устойчивое развитие» (sustainable development). Но пока не всем до конца ясно, а что же это такое.

Первые упоминания «устойчивого развития» появились в 1970-80-е годы. Говоря простым языком, организации, которые следуют этой концепции, придерживаются главного принципа — их деятельность не должна наносить вред окружающей среде. Любые бизнес-процессы призваны разрешать социальные проблемы, находя баланс между экономическим, социальным и экологическим развитием. Каждая компания определяет свою стратегию для достижения поставленных целей.

Фото:Iva Rajovic / Unsplash
Зеленая экономика Что такое устойчивое развитие?

Ретейл на пути к устойчивости

Несмотря на то, что тема устойчивого развития не так давно пришла в Россию, отечественным компаниям уже есть, чем поделиться. Главный исполнительный директор X5 Group Игорь Шехтерман рассказал участникам конференции «Устойчивее вместе. Выбор в пользу будущего», что в стратегии компании, которая утверждена до 2030 года, определены четыре цели по устойчивому развитию.

  1. Поддержка местных сообществ через расширение социальных инвестиций благотворительных программ.
  2. Содействие ответственному потреблению и использованию ресурсов.
  3. Обеспечение достойных условий труда и равных возможностей для всех наших сотрудников.
  4. Содействие здоровому образу жизни и доступности полезных продуктов на полках магазинов.

Трансляция мероприятия

Помощь нуждающимся

В поддержке местных сообществ X5 Group фокусируется на увеличении числа семей, которые получают продуктовую помощь, и на развитие партнерских отношений с малым и средним бизнесом (с фермерами и локальными производителями).

К примеру, в 2015 году X5 Group совместно с Фондом продовольственной помощи «Русь», запустили программу под названием «Корзина доброты». Она поддерживает малоимущих граждан через сбор и доставку товаров первой необходимости. В прошлом году удалось передать 267 т продуктов, а помощь получили более 142 тыс. человек. В 2021 году уже 16 тыс. семей получили адресную продуктовую помощь из «Пятерочки».

В рамках магазинов сети действует еще одна социальная программа — это помощь потерявшимся людям. Проект удалось запустить в сотрудничестве с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт». Первые «Островки безопасности» появились в магазинах «Пятерочка» в 2019 году, только за прошлый год помощь получили 991 потерявшийся человек.

Скриншот из презентации Игоря Шехтермана
Скриншот из презентации Игоря Шехтермана

«Меня вдохновляют результаты нашей программы «Островок безопасности», которую мы запустили несколько лет назад в тесном сотрудничестве с «ЛизаАлерт». За это время более 1 800 человек смогли вернуться домой», — рассказал генеральный директор торговой сети «Пятерочка» Сергей Гончаров.

«Перекресток» присоединился к программе осенью прошлого года. Сейчас почти в каждом магазине «Пятерочка» и «Перекресток» есть «Островок безопасности». Обученные сотрудники помогают вернуться домой потерявшимся людям.

Фото:Нина Зотина / РИА Новости
Социальная экономика Как и зачем «Пятёрочка» помогает искать пропавших людей

Помощь во время пандемии

В 2020 году новая коронавирусная инфекция отразилась на жизни каждого человека вне зависимости от места проживания. X5 Group помогли более 70 тыс. врачей — им доставляли наборы и обеды во многие больницы. Во время карантина удалось трудоустроить и около 40 тыс. человек.

Что касается поддержки малого и среднего бизнеса, то доля субъектов МСП среди поставщиков X5 составила более 70%. 1313 российских поставщиков стали новыми партнерами ретейлера в минувшем году.

Конференция «Устойчивее вместе. Выбор в пользу будущего»
Конференция «Устойчивее вместе. Выбор в пользу будущего» (Фото: X5 Group)

Сохранение планеты

Содействовать ответственному потреблению и использованию ресурсов — еще один важнейший приоритет компании. В стратегии развития обозначены конкретные показатели. До 2030 года X5 Group планирует:

  • снизить выбросы парниковых газов на 30%;
  • снизить коэффициент образования отходов на 30%;
  • использовать 30% возобновляемой энергии в собственных операционных процессах.

До 2023 задачи стоят не менее масштабные:

  • снизить выбросы парниковых газов на 10%;
  • снизить коэффициент образования отходов на 10%;
  • увеличить до 95% долю перерабатываемых твердых отходов, образующихся в торговых сетях, с целью развития экономики замкнутого цикла;
  • увеличить до 40% долю передачи в переработку пищевых отходов, потерявших товарный вид до истечения сроков годности;
  • сделать половину товаров под нашей собственной маркой в более экологичной упаковке, пригодной для вторичной переработке и перерабатываемой.

Скриншот из презентации Игоря Шехтермана
Скриншот из презентации Игоря Шехтермана

«Вторая жизнь» упаковки

Упаковка — это важная составляющая деятельности крупного ретейла. Однако к ее использованию нужно относиться разумно. Помимо описанных целей X5 Group развивает и инфраструктуру сбора тары на переработку.

В прошлом году компания передала на переработку более 620 тыс. т материалов от собственных операций: картон, пленка и другие. Vprok.ru собрал на переработку более 240 тыс. пакетов.

В 11 магазинах «Перекресток» проводится эксперимент по розливу бытовой химии в разовую тару с брендом BioMio.

Все пакеты магазинов «Перекресток» теперь на треть сделаны из вторичного пластика.

Бейджи участников конференции
Бейджи участников конференции (Фото: X5 Group)

В X5 Group разработали рекомендации по ответственной упаковке для поставщиков. Более 100 партнеров приняли участие в этом процессе. Были созданы и опубликованы предложения для 13 видов продукции, учитывая специфику их свойств, сроки годности и наличие альтернатив на рынке.

Фото:РБК Тренды
Зеленая экономика Как «Перекресток» прививает полезные привычки своим покупателям

Переход на «зеленую» энергию

Многие страны и крупные корпорации делают ставку на «зеленую» энергию. Это должно помочь преодолеть углеводородную зависимость и приостановить глобальное потепление. Переход на возобновляемые источники энергии заметен и в X5 Group.

«Пятерочка» перевела пять распределительных центров на «зеленую» энергию, выработанную на гидроэлектростанциях. 97% магазинов «Пятерочка» начали предоставлять данные о потребляемой энергии в режиме реального времени.

Зеленая экономика Автоматизация и «зеленая» энергия: как «Пятёрочка» заботится об экологии

В 2020 году разработана климатическая стратегия и проведена оценка парниковых выбросов. Это помогло снизить парниковые газы на 9% за прошлый год.

Путь к здоровью

В ответ на пандемию COVID-19 российские потребители стали больше уделять внимания личному благополучию и заботиться о своем физическом и психическом здоровье. Такие изменения заметили эксперты компании PwC, проведя глобальное исследование потребительского поведения за 2020 год.

Заметил эти изменения и ретейл. Как рассказала директор по маркетингу торговой сети «Перекресток» Татьяна Степанова, каждый четвертый потребитель хочет покупать эко-продукты, каждый пятый покупатель делает выбор в пользу фермерских товаров, но только 23% довольны ассортиментом.

ЗОЖ — важное направление для развития. Так компания становится ближе к клиентам. Так, все магазины сети «Перекресток» оформлены корнерами с эко-товарами, чтобы потребителям было легче найти нужные продукты. На портале X5 Group каждый поставщик может выбрать признак, который есть в его товаре (gluten free, eco, organic, vegan), и предоставить подтверждающие документы. Согласно выбранной квалификации, он попадет на соответствующую полку.

Зеленая экономика Как и зачем «Пятёрочка» продвигает ЗОЖ среди своих гостей и сотрудников

«У нас есть великолепная «Зеленая линия». Это наша собственная торговая марка, которая была разработана в 2018 году. Она сделана из 100%-х натуральных продуктов с коротким сроком годности. Мы видим, как растет ее популярность.

В этом году продажи выросли на 30%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года», — объясняет Степанова.

В целом доля ЗОЖ-продуктов в чеках супермаркетов сети выросла на 17%. Фрукты, овощи и свежие продукты будут составлять не менее 50% от общего ассортимента.

Скриншот из презентации Игоря Шехтермана
Скриншот из презентации Игоря Шехтермана

Сотрудники — главный актив

Обеспечение достойных условий труда и равных возможностей для всех сотрудников — еще одна важная задача. В X5 Group признались, что планируют стать первым номером в рейтинге работодателей России и продуктовых ретейлеров. Для достижения этой цели сделано следующее:

  1. Изменилась система обучения и проведена оценка труда.
  2. Снизился процент текучести кадров на 11% в 2020 году.
  3. 74% сотрудников — это женщины. Разница оплаты работников по гендерному признаку минимальная.

Скриншот из презентации Игоря Шехтермана
Скриншот из презентации Игоря Шехтермана

Взгляд партнера

Работу X5 Group в развитии устойчивого развития уже оценили поставщики компании. Они готовы поддерживать и перенимать опыт. И в этом им нужно помочь, считает партнер и руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт СНГ» Иван Кухнин. По словам эксперта, сейчас в России развивается два основных тренда:

  • все, что связано с проблемами изменения климата;
  • проблема сохранения биоразнообразия.

В двух этих трендах у ретейла уникальная роль. Во-первых, на эти тренды нужно смотреть с перспективы стейкхолдеров: поставщики, покупатели и сотрудники. 70% поставщиков — это малый и средний бизнес.

Во-вторых, ретейл должен делиться с поставщиками собственными практиками устойчивого развития. Это должна быть комбинация расширяющихся рекомендаций, переходящих в регуляторику, и повышение уровня образования.

В-третьих, у покупателей есть набор привычек. Ретейлер своей полкой формирует потребительские предпочтения. И их привычки — это ответственность компании.

В-четвертых, важно создать правильную культуру и среду внутри самой организации. При развитии правильных ценностей внутри корпорации — экологичность неизбежна.

По данным компании Nielsen (американская фирма, которая проводит маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса, медиаизмерения и исследования потребителей. — РБК Тренды), доля россиян, которые выражают обеспокоенность проблемами экологии, составляет 2%. Такие цифры озвучила координатор проектов в сфере устойчивого развития Coca-Cola HBC Алиса Васильева.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Как менялось отношение к проблемам экологии в России за последние 20 лет

В ТОП-5 экологических проблем входят:

  • загрязнение воздуха — 54%;
  • загрязнение мирового океана — 41%;
  • истощение природных ресурсов — 29%;
  • глобальное потепление — 27%;
  • недостаток питьевой воды — 23%.

Проведя сравнения эко-инициатив ретейлеров и экологических практик среди потребителей, наблюдается некоторая несостыковка. Интересы клиентов не всегда совпадают с тем, на что в первую очередь обращают внимание организации в поисках точек соприкосновения.

Скриншот из презентации Алисы Васильевой
Скриншот из презентации Алисы Васильевой

К примеру, сейчас много говорится о сотрудничестве в сфере правильного обращения с отходами. Но если посмотреть интересы потребителей, то в тройке лидеров этой проблемы нет. Людей больше интересует экономия энергии, экономия воды и правильная утилизация опасных отходов. Поэтому главная задача ретейла сейчас — создать и разработать комплексный подход.

На одной стороне

Концепция устойчивого развития — это важнейшая часть стратегии крупной компании. Ее нужно внедрять не только в каждый бизнес-процесс, но и решение.

X5 Group призывает всех коллег к партнерству. Только вместе можно сделать индустрию устойчивой в долгосрочной перспективе в интересах нынешних и будущих поколений.

Любая успешная коммерческая организация, обладая такими ресурсами, должна взять курс к социальной ответственной.

Обновлено 25.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть