Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как «Перекресток» прививает полезные привычки своим покупателям

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Крупнейшая сеть супермаркетов в России «Перекресток» в 2019 году встала на путь устойчивого развития. Рассказываем, какие задачи ставит перед собой «Перекресток» сейчас

Задача

Помочь покупателям выбирать продукты для здорового питания и мотивировать их к осознанному потреблению, рациональному использованию ресурсов и сокращению отходов.

Предпосылки и мотивация

Х5 Retail Group, куда входят магазины «Перекресток», в декабре 2019 года приняла долгосрочные цели и стратегию в области устойчивого развития. В основу стратегии легли 17 глобальных целей до 2030 года, которые были разработаны и приняты на уровне ООН в 2015 году.

Что такое устойчивое развитие? Фото:Iva Rajovic / Unsplash

Привычка правильно питаться, разумное потребление и сокращение отходов отражают глобальные цели устойчивого развития.

Чтобы лучше понять запросы и правильно поставить для себя задачи, сотрудники компании проводили опросы и общались со своими покупателями и партнерами.

Решения

  • Здоровый образ жизни

В октябре прошлого года «Перекресток» принял ЗОЖ-стратегию, а уже с декабря в магазинах начали появляться единые зоны с ЗОЖ-продукцией. Уже сейчас в ассортименте сети более 1,3 тыс. полезных продуктов.

«Чтобы помочь нашим покупателям более правильно питаться, мы разработали «Корзину здорового питания Перекрестка», в ней на 12 продуктов больше, чем в корзине Росстата. В нашей корзине содержится больше фруктов, овощей и меньше хлеба, красного мяса, сахара и быстрых углеводов», — рассказывает Татьяна Степанова, директор по маркетингу сети магазинов «Перекресток».

Задача состояла еще и в том, чтобы корзина здорового питания на месяц не сильно отличалась по цене от обычной потребительской корзины. В итоге для Москвы стоимость средней корзины «Перекрестка» — 7 339 рублей. Набор продуктов рассчитан так, чтобы один взрослый человек в день получал суточную норму калорий и съедал не менее 400 гр овощей и фруктов.

Чтобы не запутаться и легче собрать ЗОЖ-корзину, в «Перекрестке» разработали специальные маршруты полезных привычек. Это навигация, которая помогает покупателю выбрать полезный продукт. Путь начинается с отдела овощей и фруктов — корзина здорового питания должна наполовину состоять именно из свежих овощей и фруктов.

Найти информацию о правильном питании можно на сайте про мифы и легенды о здоровом питании: действительно ли надо отказываться от любимых продуктов, как питаться не только морковкой и другое. Этот проект «Перекресток» делает вместе с РБК, там же каждый квартал магазин публикует индекс корзины здорового питания.

У «Перекрестка» есть свой собственный здоровый бренд «Зеленая линия»: молочные товары, сыры, колбасы, детское питание и готовая еда. У этих продуктов 100% натуральный состав и короткий срок годности, чтобы передать всю пользу.

Со своими идеями к «Перекрестку» приходят партнеры. Например, вместе с компанией Danone был запущен интерактивный онлайн-курс по ответственному потреблению «Одна планета. Одно здоровье». Его идея состоит в том, чтобы рассказать людям об осознанном выборе продуктов, сбалансированном питании и как уменьшить отходы, направляемые на полигоны. После прохождения теста человек получает скидку в магазинах «Перекресток» на товары от Danone.

Глава Danone — о семи трендах глобального рынка продовольствия Фото:Johny Goerend / Unsplash

  • Сокращение отходов и переработка

Все магазины «Перекресток» отправляют на переработку 100% картона и пленки от поставщиков. Сдаются также б/у покупательские тележки. Часть корзин, куда люди складывают продукты, сделаны из переработанного пластика. Вскоре все корзины будут из вторсырья. Кроме того, в магазинах «Перекресток», где есть кафе, начинают внедрять раздельный сбор отходов.

Вторичное сырье есть и в фирменных пакетах «Перекрестка» — на 35% они состоят из переработанного пластика. Но еще магазины предлагают приобрести альтернативы одноразовым пакетам: многоразовые сумки для продуктов и мешки для взвешивания фруктов и овощей.

Есть вариант воспользоваться бумажными пакетами. В 50 магазинах «Перекресток» их стали предлагать вместо полиэтиленовых, чтобы взвесить овощи или фрукты. Бумагу также используют и в качестве обертки для нарезки.

В Москве в семи магазинах «Перекресток» можно сдать на переработку пластиковые бутылки и флаконы в специальные фандоматы. За это человек получает скидку на некоторые товары от компании Unilever.

«Перекресток» работает и с нестандартными отходами: например, это батарейки и зубные щетки. В 62 магазинах находятся боксы для использованных батареек, которые отвозят на специальные заводы для утилизации. Также в магазинах «Перекресток» по всей России можно сдать на переработку зубные щетки, которые потом превратятся в тротуарную плитку. Эта акция — еще один пример совместной работы с партнерами, в данном случае — с брендом Splat.

Игорь Шехтерман — РБК: «Кризис подчеркнул важность устойчивого развития» Фото:X5 Retail Group

Результаты

Проект «Корзина здорового питания» заработал во многих торговых точках сети, в 100% магазинов «Перекресток» появились специальные ЗОЖ-зоны и ЗОЖ-торцы, где уже заранее отобраны полезные продукты для покупателей. Портал о здоровом и правильном питании посетили более 37 тыс. уникальных пользователей. Онлайн-курс про ответственное потребление начали проходить около 1 тыс. человек.

Появился специальный портал для поставщиков, где они могут указать один из девяти ЗОЖ-признаков своей продукции — так товар попадает на стеллажи правильно питания, получая дополнительное продвижение от магазина.

В 2019 году X5 отправила на переработку более 590 млн кг отходов, причем объемы продолжают расти: в первой половине 2020 года количество отходов, которое ушло на переработку, было на 35% больше, чем за тот же период предыдущего года. В фандоматы по приему пластика люди сдали более 27 тыс. бутылок за один год.

Вышел удачным эи ксперимент по продаже многоразовых альтернатив вместо обычных пакетов. За прошлый год магазины продали около 3 млн многоразовых сумок, и только за первое полугодие 2020 года — 2 млн таких сумок.

«Перекресток» полностью ушел от ртутьсодержащих ламп в своих магазинах и перешел на энергосберегающие. Это позволило сократить потребление электроэнергии, также магазины больше не производят отходы 1 класса опасности.

Планы и перспективы

В части правильного питания «Перекресток» ставит задачу дальше расширять количество товаров для здорового образа жизни. Через пять лет ретейлер планирует сделать весь ассортимент на 15% из ЗОЖ-продуктов.

Магазины планируют продолжать сокращать количество отходов и к 2023 году снизить коэффициент по их образованию до 10%. Отходы покупателей можно сократить с помощью продуманной и экологичной упаковки, которую легко сдать в переработку или повторно использовать. «Перекресток» хочет увеличить до 50% долю собственных торговых марок в такой упаковке.

«В ближайшем будущем «Перекресток» будет уходить от бумажных чеков и переходить на электронные. В ряде магазинов мы уже используем электронные ценники, чтобы минимизировать использование бумаги», — говорит Татьяна Степанова.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: