Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Таежный мед и детская мебель: как развивается несырьевой экспорт России

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay
Несмотря на коронакризис и общий спад в экономике, российский бизнес наращивает несырьевой экспорт, отмечают участники конференции «СберВЭД. Сила возможностей». Главное с мероприятия — в материале РБК Трендов

Несырьевой экспорт растет даже в кризис

2020 год запомнился ростом рисков по всем направлениям, а общий экспорт из России упал до уровня 2015-го, рассказал вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Никита Гусаков на конференции. Мероприятие проводится ежегодно, на этот раз к онлайн-трансляции подключились более 50 тыс. человек. Участники обсуждали, прежде всего, влияние пандемии на рынок и экспортные возможности российского бизнеса.

Согласно статистике ВТО, мировой товарооборот в пандемийном 2020 году упал сразу на 9,2%. У России показатели несколько ниже. По официальным данным, внешнеторговый оборот страны по итогам прошлого года снизился на 15,3%.

Несмотря на серьезную просадку общих показателей, один из сегментов, а именно несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ), поставил рекорд. По информации РЭЦ, его объем в 2020 году преодолел отметку в $160 млрд. Это почти на $5 млрд больше, чем в 2019-м.

ННЭ вырос в том числе благодаря сельскому хозяйству, объясняет Гусаков. «Сельхозпродукция — один из перспективных сегментов, где мы можем наращивать объем экспорта из России, — говорит он. — И речь идет не только о зерне. Это и масложировая продукция и, что самое важное, это продукты питания, то есть готовый продукт с наиболее высокой добавленной стоимостью и с брендом».

Результаты опроса участников конференции «СберВЭД. Сила возможностей»

Какая отрасль может обеспечить наибольший рост внешнеторгового оборота России?

  • АПК — 32,7%
  • ИТ-технологии — 20%
  • Пищевая промышленность — 18,2%
  • ОПК и машиностроение — 10,9%
  • Легкая промышленность — 7,3%
  • Химическая промышленность — 7,3%
  • Туризм — 3,6%

Самые перспективные регионы для экспорта в ближайшие пять лет:

  • Юго-Восточная Азия — 50%
  • ЕС — 20,8%
  • СНГ — 16,7%
  • Ближний Восток — 4,2%
  • Африка — 4,2%
  • Центральная и Латинская Америка — 4,2%

Потенциал поставок пока не раскрыт

Больше всего несырьевых товаров, по подсчетам РЭЦ, российские экспортеры в прошлом году отправили в Китай ($16,4 млрд). Следом за рынком КНР идут ближайшие соседи России — Казахстан ($12,3 млрд) и Белоруссия ($9,4 млрд). Кроме того, значительная доля приходится на Турцию ($8,2 млрд) и Нидерланды ($6,2 млрд).

Но возможности для экспорта используются не в полной мере, признают участники конференции. К примеру, на китайской e-commerce платформе JD Worldwide представлено всего 24 российских бренда. По словам руководителя по развитию бизнеса JD Worldwide Люка Лю, доля россиян в общем количестве брендов ничтожно мала — всего 0,2%. Для сравнения: американских брендов на площадке более 3,2 тыс. (26%), японских — свыше 2,3 тыс. (19%), немецких — более 1,1 тыс. (9%).

Экономика инноваций Алексей Фурсин: «50% экспорта из России — высокотехнологичная продукция»

При этом расширять поставки российских товаров можно не только в Китай, но и, например, в Турцию. Объем турецкого рынка e-commerce в 2020 году достиг $25 млрд, сообщил президент Турецкой ассоциации электронной коммерции (ETID) Эмре Экмекчи.

Из этого объема около 10% приходится на поставки зарубежных компаний. Выйти на этот рынок просто, государство не препятствует прямой коммуникации между продавцом и потребителем, заверил президент ETID. А турецкий потребитель, в свою очередь, всеяден: игрушки, электроника, оборудование — все это можно доставить со складов в Москве в Стамбул за четыре-пять дней.

Переход в онлайн помог экспортерам

В период самоизоляции люди по всему миру распробовали онлайн-модель потребления, и из нишевой она превратилась в массовую, отметили на конференции. В итоге выиграли экспортеры. Они сумели быстро переформатировать свои каналы дистрибуции с учетом новых условий, понимания национальных рынков и организации логистики.

«Внешнеэкономическая деятельность сегодня — очень интересное направление для развития бизнеса. «Сбер» будет помогать состоявшимся предпринимателям расти и умножать свои возможности, но также он будет открывать новые перспективы тем, кто только выходит на это поле и делает первые шаги, объяснять особенности рынков, помогать организационно и предоставляя финансирование для расширения экспорта», — заявил на мероприятии первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис.

Фото:pinterest.ru
Экономика образования Чему учат экспортные акселераторы?

Чем российские бренды торгуют с иностранцами

На конференции «СберВЭД. Сила возможностей» представили несколько кейсов российских компаний, которые успешно осваивают зарубежные рынки.

Arsal

Поставляет цисты рачка артемии — корм для креветок и мальков ценных пород рыб. Производство расположено на соленых озерах в Алтайском крае.

22 года компания работала с монопокупателем — американской Inve Aquaculture. Сейчас география поставок расширена до 20 стран. Компания выходила на международные рынки через в основном через выставки.

Taiga Organica

Производит премиальный таежный мед и поставляет его в Китай, Тайвань, Корею, США. Ежегодный объем продаж — около 500 т.

В 2018 году на Восточном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин попробовали мед Taiga Organica, после чего продукт стали продвигать со слоганом «Президент сказал, что вкусно».

90% контрактов заключается благодаря различным выставкам. В качестве каналов продаж компания также использует eBay и Alibaba.

Topol Group

Выпускает детскую мебель и продает ее в страны ЕС, Израиль и США. Площадка Amazon обеспечивает компании 50% выручки.

Ранее Topol Group не работала на экспорт, в основном — из-за сильного рубля. Но в 2019 году за рубеж было продано 17% продукции, в 2021-м этот показатель вырос до 41%.

Synergetic

Производит и поставляет в Китай экологичную бытовую химию и товары для дома. Работа с брендом выстраивается на основе прямой коммуникации с конечным потребителем. Компания изучает предпочтения китайских покупателей в разных регионах страны, делает фокус на дизайн и контент о продукции и продвигает ее через собственный офис в Шанхае.

Ushatava

Производитель дизайнерской одежды организовал беспошлинную доставку своих товаров в 179 стран мира. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с DHL.

Компания также делает ставку на прямую коммуникацию с потребителями и старается фокусироваться на их опыте и эмоциях.

Экспортерам нужны инструменты

Представленные на конференции кейсы показывают, что российская продукция конкурентоспособна и востребована за рубежом, констатировали на конференции. Однако сейчас важно устранить барьеры на пути российских несырьевых экспортеров, предоставить им бесшовные и комплементарные онлайн-сервисы, экономящие деньги и время.

Внешнеэкономическую деятельность сегодня ведут более 240 тыс. клиентов «Сбера», отмечает зампред правления банка Анатолий Попов. По его словам, во время пандемии Сбербанк продолжал работу над улучшением существующих сервисов ВЭД и создавал новые. При этом работа с ВЭД была выделена в самостоятельное направление еще до начала пандемии.

Обновлено 02.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть