Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как компании объединяются ради устойчивого развития

Фото:Lena Nester / Shutterstock
Фото: Lena Nester / Shutterstock
Потребители в России становятся все более ответственными и ожидают того же от бизнеса. В ответ на этот запрос ретейл и FMCG-компании объединяются для совместных проектов в сфере устойчивого развития

Партнерские тренды

Летом 2019 года Romir вместе с Московской школой управления СКОЛКОВО изучил отношение потребителей к теме устойчивого развития. Выяснилось, что 37% россиян с высокой вероятностью купят товары и услуги «ответственных производителей».

Важнее всего этот критерий для молодой аудитории. По данным опроса, 49% потребителей в возрасте 18-24 лет чаще отдают предпочтение «ответственным товарам и услугам».

По словам экспертов, общество обращает все больше внимания на такие категории как устойчивое развитие и деятельность компаний в этом направлении. «Пандемия не изменила ключевые требования к ответственному бизнесу, а только усилила тренды, которые начали формироваться раньше», — говорит Елизавета Устиловская, менеджер группы по оказанию услуг в области устойчивого развития в «Делойт», СНГ.

Она выделяет несколько ключевых трендов — изменение климата, права сотрудников, разнообразие ЗОЖ-продукции, ответственное производство и потребление ресурсов. «Все это невозможно сделать без эффективного и долгосрочного партнерства», — подчеркивает Устиловская.

Новые бизнесы часто пытаются конкурировать с другими компаниями на этом поле, добавляет руководитель Центра устойчивого развития бизнеса Московской школы управления СКОЛКОВО Наталья Зайцева. «Но повестка устойчивого развития — не про конкуренцию, а про коллаборацию. Это про совместное создание продуктов и проектов», — уверена эксперт.

Рекомендации и сертификации

В качестве успешного примера Зайцева приводит совместные проекты X5 Retail Group с партнерами. В декабре 2019 года компания одной из первых в продовольственном ретейле приняла долгосрочную стратегию устойчивого развития.

В основе документа — Глобальные цели устойчивого развития (ЦУР), принятые ООН в 2015 году. При этом X5 выделяет для себя несколько основных приоритетов — ответственное потребление и использование ресурсов, заботу о сотрудниках и сообществе, содействие здоровому образу жизни.

Что такое устойчивое развитие? Фото:Iva Rajovic / Unsplash

Компания, в частности, стала первым российским ретейлером, который выпустил рекомендации для поставщиков в области устойчивого развития. Они включают перечень добровольных экологических и социальных сертификаций, а также видение в части устойчивой упаковки. Рекомендации создавались на основе лучших практик в секторе продуктового ретейла, экспертизы экологов и результатов опроса поставщиков.

«Для нашей компании понимание важности устойчивого развития стало частью естественного процесса роста. Мы осознали, что фокусируясь только на вопросах бизнес-показателей, очень сложно выстроить успешный и устойчивый в долгосрочной перспективе бизнес, — объясняет директор по устойчивому развитию X5 Retail Group Яна Синесью. — Важно слышать запрос тех групп, с которыми взаимодействует компания — покупателей, местных сообществ, общественных организаций, государства, сотрудников — и отвечать на этот запрос, делая свой вклад в решение важных для них задач».

В качестве площадки для обсуждения «устойчивой» повестки с партнерами компания использовала ежегодную конференцию поставщиков Х5. На круглом столе «Устойчивое развитие: Совместное движение к глобальным целям в области устойчивого развития» ретейлер и крупнейшие FMCG-игроки говорили о возможностях для сотрудничества и делились лучшими совместными практиками.

В 2015 году ООН приняла глобальную повестку в области устойчивого развития. Она включает 17 целей для всего мира, среди которых ликвидация нищеты и голода, чистая вода и энергия, борьба с изменением климата. Для решения этих проблем ООН предлагает объединиться вместе государству, общественным организациям и бизнесу.

Ответственное потребление и снижение отходов

Один из самых актуальных для ретейла и производителей пунктов в списке ЦУР — ответственное потребление и производство. Эта цель подразумевает в том числе уменьшение количества отходов, их раздельный сбор и повторное использование.

У X5 есть несколько совместных проектов с поставщиками в этом направлении. Например, бренд Domestos (компания Unilever) первый в своем сегменте установил фандоматы для сбора пластиковых бутылок в магазинах «Перекресток» и «Карусель» в Москве и Московской области.

Покупатели могут сдать на переработку бутылки любых торговых марок, а взамен получить скидку на покупку бытовой химии от Domestos, Cif или Glorix. За год реализации проекта собрано и отправлено на вторичную переработку более 27 тыс. пластиковых бутылок.

«Когда мы приходим со своей сумасшедшей инициативой, другие FMCG-компании крутят у виска — считают, что мы слишком рано заходим с такими идеями. Поэтому мы благодарны Х5: они слышат нас, доверяют нам, и когда мы о чем-то договариваемся, в целом у нас все получается», — рассказывает о сотрудничестве вице-президент по устойчивому развитию Unilever Ирина Бахтина.

В свою очередь, компания Splat вместе с сетью «Перекресток» недавно запустили проект по сбору использованных зубных щеток. Специальные боксы для них установлены в 808 супермаркетах «Перекресток» во всех регионах присутствия торговой сети. Все собранные щетки переработают и отправят на производство тротуарной плитки.

Проект обучает потребителей правильной гигиене полости рта через своевременную замену зубной щетки и параллельно формирует у них экопривычки, объясняет руководитель направления по партнерскому маркетингу Splat Екатерина Петренко. «Сортировка отходов и их переработка позволяет сохранить ресурсы планеты и дать вторую жизнь ненужным вещам», — напоминает она.

Как чистить зубы экологично

В целом Х5 планирует к 2023 году довести до 95% долю перерабатываемых твердых отходов, которые образуются в торговых сетях. И до 40% — долю перерабатываемых продуктов, которые потеряли свой товарный вид до истечения срока годности, чтобы отправлять их на полезное использование.

ЗОЖ и обучение потребителей

Еще одно близкое продуктовому ретейлу направление, отвечающее целям ООН, — здоровый образ жизни.

По словам ведущего нутрициолога компании Nestle Россия Софии Брянцеовй, ЗОЖ подразумевает правильное, сбалансированное и разнообразное питание. «Нет полезных и вредных продуктов, речь идет про рацион. Рацион должен содержать все необходимые группы продуктов и питательные вещества. Так, овощи должны составлять половину рациона человека в день», — рекомендует специалист.

На фоне пандемии многие покупатели задумались о своем здоровье и вспомнили о ЗОЖ. В результате выросло потребление более здоровой еды, и X5 решила увеличить объем такой продукции на полках. К 2023 году долю свежей продукции, овощей и фруктов в ассортименте торговых сетей планируется повысить до 50%, следует из стратегии устойчивого развития компании.

Ретейлер развивает собственную торговую марку «Зеленая линия», размещает ЗОЖ-полки в «Перекрестках» и «Пятерочках». Для своих покупателей «Перекресток» также сформировал «Корзину здорового питания» — перечень продуктов для сбалансированного рациона. Он содержит набор продуктов, который позволяет ежедневно в течение месяца получать необходимое количество калорий, белков, жиров и углеводов.

В компании подчеркивают, что готовы продвигать принципы ЗОЖ и ответственного потребления среди своих покупателей. Недавно, к примеру, сеть супермаркетов «Перекресток» вместе с Danone создали онлайн-курс, который охватывает сразу два приоритета из стратегии X5. Из него можно узнать, как каждый человек способен уменьшить количество отходов и как правильно питаться. За успешное прохождение курса покупатели получают скидку в 30% на продукцию Danone во всех магазинах сети.

«Мы адаптировали курс для российского потребителя, и он пользовался достаточно большой популярностью. У нас получилась успешная коллаборация. Команда X5 — креативная и достаточно гибкая. Мне нравится, что оперативно выполняются задачи, при этом минимум бюрократии и задержек», — рассказывает менеджер по внешним коммуникациям Danone Россия Марина Шалак.

Благотворительный трек

Помимо FMCG-компаний, ретейлер реализует партнерские проекты с благотворительными и волонтерскими организациями. Эти совместные инициативы также направлены на достижение целей устойчивого развития.

Например, Х5 первой в российском ретейле начала создавать инфраструктуру для оказания продовольственной помощи по технологии food drive. Пять лет назад компания вместе с Фондом продовольствия «Русь» запустила проект «Корзина доброты». За это время в магазинах сетей Х5 собрали 600 т еды. Продовольственную помощь получили более 60 тыс. нуждающихся семей в 67 городах России. Ретейлер намерен вдвое увеличить количество таких семей к 2023 году.

Фудшеринг в России и мире: как решается проблема пищевых потерь Фото:Stock-Asso / Shutterstock

Вместе с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» и Центром поиска пропавших людей сеть «Пятерочка» запустила проект «Островок безопасности», который помогает потерявшимся и дезориентированным людям. Только в 2020 году благодаря проекту домой вернулись 466 человек. В течение трех лет ретейлер планирует подключить к проекту все магазины сети «Пятерочка».

По каждой из целей устойчивого развития ретейлер разработал долгосрочные планы и метрики, которые интегрированы в бизнес-стратегию компании. В Х5 уверены, что реализовать их можно только при условии активного партнерского сотрудничества и диалога с партнерами.

«Главное, что помогает нам двигаться к целям устойчивого развития — это наши партнеры, без которых у нас многое бы не получилось. X5 постоянно находится в диалоге: мы работаем над совместными проектами, постоянно узнаем о том, как лучше перерабатывать отходы, как работать с устойчивой упаковкой, — говорит директор по устойчивому развитию X5 Retail Group Яна Синесью. — Мы постоянно учимся у своих партнеров, развивая компетенции и экспертизу в области устойчивого развития. Диалог помогает нам находить лучшие решения и создавать проекты с лидерами в своих областях».


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: