— В конце прошлого года Х5, одной из первых компаний среди ретейлеров, приняла стратегию устойчивого развития. Расскажите подробнее о ее целях, как вы их выбирали и почему решили сфокусироваться именно на них?
— Действительно, Х5 утвердила долгосрочную стратегию устойчивого развития компании в декабре прошлого года. До этого мы глубоко погрузились в изучение современных подходов к устойчивому развитию и к тому, что это означает для нас, как для российского ретейлера. В основу нашей стратегии легли 17 глобальных целей до 2030 года, которые были разработаны и приняты на уровне ООН в 2015 году. Эти цели затрагивают все аспекты актуальных проблем человечества — голод, бедность, образование, климат и т.д.
Хотя косвенно наша стратегия будет вносить вклад в целый ряд целей, фокус мы решили поставить на четырех целях из этого списка, потому что именно по ним наша компания может сделать наиболее значимый вклад и потому что они наиболее значимы для наших покупателей и сотрудников — мы опирались на их мнения, полученные через опросы и фокус-группы. Особое внимание они обращали на вопросы здоровья, и в частности, здорового питания, на вопросы экологии, где речь шла, в том числе, о теме экологической упаковки и продвижения полезных привычек, на вопросы поддержки нуждающихся групп населения.
Поэтому наш фокус, это, во-первых, вклад в глобальную цель по ликвидации голода через поддержку местных сообществ программами продовольственной помощи и социальными программами. Во-вторых, это содействие здоровому образу жизни через конкретные цели в области качества продуктов, доли свежих продуктов, фруктов и овощей на полках наших магазинов, через продвижение товаров для здорового образа жизни. В-третьих, мы сделаем свой вклад в обеспечение достойных условий труда и равных возможностей. И, в-четвертых, мы будем содействовать глобальной цели по ответственному потреблению и рациональному использованию ресурсов.
Работа над программами по достижению этих целей позволит Х5 внести вклад в реализацию Национальных целей развития России до 2030 года, а именно: сохранение населения, здоровье и благополучие людей, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, и комфортная и безопасная среда для жизни.
Мы установили для себя долгосрочные ориентиры в этих направлениях до 2030 года и детально разработали планы и метрики по ним до 2023 года, потому что именно на этот срок разработана бизнес-стратегия Х5. И в ней цели по устойчивому развитию встали в один ряд с целями по продажам, долям рынка, доходности для акционеров. Соответственно, по каждому из направлений ESG (environmental, social, governance. — РБК Тренды) в рамках общей стратегии компании мы разработали процессы, документы и метрики, по которым мы будем замерять наш прогресс. ESG-метрики, программы, объемы инвестиций по разным направлениям, будь то сокращение выбросов парниковых газов или продвижение здорового образа жизни, плотно интегрированы в общую стратегию компании.
Весной этого года Х5 стала первым российским ретейлером, присоединившимся к Глобальному договору ООН. Это крупнейшая инициатива в сфере корпоративной ответственности и устойчивого развития, миссия которой — способствовать мобилизации глобального движения устойчивых компаний. Присоединение к такой инициативе — еще одно подтверждение серьезности наших намерений по выполнению целей устойчивого развития, которые мы поставили перед собой. На прошлой неделе Наблюдательный совет поддержал наш подход и наши цели в области устойчивого развития, эта тема станет одним из фокусов в его работе.
— Вы сказали, что цели в этих направлениях интегрированы в стратегию компании. Это означает, что есть какие-то конкретные цифровые показатели, понимание того, как вы будете измерять результаты? Можете рассказать об этом подробнее?
— Да, как это обычно происходит в управлении процессами, мы поставили конкретные цели, определили показатели, на которые будут ориентироваться подразделения и бизнес-единицы компании. И мы говорим о них публично, потому что это часть нашего диалога с обществом, мы берем на себя таким образом определенные обязательства. И поэтому для их разработки мы, прежде всего, разговаривали с обществом, проводили специальные исследования среди покупателей, жителей регионов, в которых мы работаем, общались с представителями государства, общественных организаций, экспертами, нашими инвесторами. Мы хотели убедиться, что хорошо понимаем их запрос к нам, чтобы сфокусироваться на действительно важных для них вещах.
Кроме того, мы проделали масштабную работу по анализу процессов внутри наших торговых сетей. Мы уточняли понимание нашего текущего уровня, например, по переработке отходов или выбросам парниковых газов, что непосредственно влияет на экологию. Ведь целый комплекс решений в этих областях мы применяли и раньше. Как пример, мы давно устанавливаем энергоэффективное оборудование и переводим грузовики на более экологичное топливо. Но по целому ряду процессов у нас не было единого измерителя по компании, установленной цели на будущее и плана ее достижения. Теперь по многим направлениям мы понимаем наш текущий уровень, мы сравнили себя с лучшими практиками и мы наметили, в каких процессах нам можно улучшиться и какие конкретные действия мы можем для этого предпринять.
Если говорить про нашу первую цель по поддержке сообществ, в частности, в области ликвидации голода, к 2023 году мы планируем вдвое увеличить количество семей, которые будут получать продовольственную помощь в рамках нашего социального проекта «Корзина доброты», который мы реализуем совместно с Фондом продовольствия «Русь». С гордостью отмечу, что за время существования проекта с 2015 года в магазинах сетей Х5 было собрано 600 т еды, продовольственную помощь получили более 60 тыс. семей в 67 городах России, эта программа получает очень хороший отклик от жителей регионов, где мы работаем. Получатели помощи в регионах нашего присутствия — пожилые одинокие люди, многодетные семьи и другие нуждающиеся. Специальные проекты в рамках этой цели в течение 2020 года были реализованы в период самоизоляции для людей старше 65 лет и больниц, которые работали с COVID-19.
Мы также хотим, чтобы абсолютно все магазины «Пятерочка» (как существующие, так и вновь открывающиеся) к 2023 году были подключены к проекту «Островок безопасности» по помощи в поиске пропавших людей, который мы делаем совместно с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» и Центром поиска пропавших людей. Это очень эффективный и вдохновляющий нас проект. Только в этом году мы помогли вернуться домой 466 людям. Помимо этого, в рамках работы с сообществами, мы планируем продолжать развивать различные партнерские программы с малым и средним бизнесом, фермерами и локальными производителями.
Вторая наша цель связана со здоровьем и благополучием. Мы присутствуем в 66 регионах и наша задача — гарантировать доступность качественных товаров для полезного питания на полках во всех городах и населенных пунктах, где мы работаем. В рамках этой цели мы ставим перед собой задачу до 2023 года увеличить долю свежей продукции, фруктов и овощей до 50% в ассортименте наших торговых сетей, а также наращивать долю товаров для здорового образа жизни и продвигать его среди наших покупателей.
Наш вклад в достижение цели по обеспечению достойных условий труда и равных возможностей направлен на заботу о сотрудниках. В X5 работают свыше 300 тыс. человек. И мы будем работать над тем, чтобы к 2023 году вовлеченность наших сотрудников превышала 75%. Это показатель, который, в том числе, говорит о низком уровне текучести, о высокой мотивированности персонала выполнять свою работу наилучшим образом. Мы также будем создавать комфортное и безопасное рабочее пространство для каждого из них и стремиться к тому, чтобы Х5 была № 1 в рейтинге российских работодателей среди ретейлеров.
Четвертая цель — вклад в здоровье планеты — связана с ответственным потреблением и рациональным использованием ресурсов. В нее входит достаточно много направлений — это и работа по сокращению выбросов парниковых газов, эффективное использование энергоресурсов, сокращение отходов, отправляемых на полигон, развитие экономики замкнутого цикла, создание ответственной цепочки поставок и закупки ответственно произведенных товаров.
Здесь к 2023 году мы планируем еще на 10% сократить выбросы парниковых газов от текущего уровня. При этом наш анализ показал, что текущий объем выбросов наших торговых сетей уже на одном уровне с международным бенчмарком по доле удельных выбросов. Это говорит о том, что мы уже достаточно давно работаем над повышением энергоэффективности, и это дает такие результаты. Мы начнем использовать энергию из возобновляемых источников там, где это возможно. За три ближайших года мы намерены до 95% увеличить долю перерабатываемых твердых отходов в собственных операционных процессах и до 40% увеличить объем продуктов, потерявших товарный вид до истечения срока годности, которые мы будем направлять на полезное использование или переработку (речь идет о вынужденных пищевых отходах).
Также мы будем продолжать выстраивать ответственную цепочку поставок. Здесь мы подразумеваем как работу над собственными торговыми марками, так и совместную работу с поставщиками. Например, мы планируем наращивать долю собственных товаров в ответственной упаковке до 50%. Под ответственной упаковкой мы подразумеваем более экологичную упаковку, например, ту, которая подлежит вторичной переработке или сделана из переработанных материалов, многоразовую упаковку и так далее. Мы также будем стремиться к тому, чтобы значительная часть наших поставщиков поддерживала этот процесс. Мы уже сделали для них рекомендации в этой области и будем продолжать развивать в отношении отдельных категорий.
Как я уже говорил, мы поставили себе не только конкретные цели до 2023 года, но и долгосрочные ориентиры до 2030 года. Ставить перед собой такое долгосрочное видение — это принципиально важно, на наш взгляд, потому что именно это отличает отдельные инициативы, пусть даже хорошие, от системного подхода, который может обеспечить только по-настоящему устойчивое развитие.
До 2030 года мы ставим себе цели, которые внутри называем «30х30»: на 30% сократить выбросы парниковых газов, достичь 30% возобновляемой энергии в собственных операционных процессах, на 30% сократить коэффициент образования отходов, и на 30% в год увеличить прирост семей, получающих продуктовую помощь. Кроме того, мы, конечно, продолжим работу по всем остальным направлениям, и я не исключаю, что через какое-то время мы поставим себе новые амбициозные цели.
— А зачем, на ваш взгляд, бизнесу сегодня заботиться об устойчивом развитии в принципе? Почему это должно быть зафиксировано в стратегии?
— Михаил Фридман, один из создателей и крупнейших акционеров Х5, не раз говорил, что через систему диалога в области устойчивого развития и социальной ответственности, общество дает компании своего рода «лицензию» на право заниматься бизнесом. То есть в современном мире любая компания должна заслужить, подтвердить свое право заниматься бизнесом через диалог с обществом и вклад в решение важных для общества проблем.
Для X5 Retail Group понимание этого стало частью естественного процесса развития. Мы осознали, что фокусируясь только на вопросах бизнес-показателей, очень сложно выстроить успешный и устойчивый в долгосрочной перспективе бизнес. Важно слышать запрос тех групп, с которыми взаимодействует бизнес — покупателей, местных сообществ, общественных организаций, государства, сотрудников — и отвечать на этот запрос, делая свой вклад в решение важных для них задач. Наш бизнес затрагивает огромное число людей, ежедневно свыше 17 тыс. магазинов наших торговых сетей посещают более 14 млн человек по всей России. Диалог с обществом и ответ на его запросы обеспечивает долгосрочную устойчивость бизнеса.
На самом деле, проекты в области устойчивого развития уже давно стали неотъемлемой частью ежедневной деятельности всех подразделений Х5. А в сегодняшних реалиях мы особенно четко осознаем, что вопросы безопасности, здоровья, продовольственного обеспечения, поддержки социально незащищенных групп и в целом ответственного ведения бизнеса стали нашими стратегическими приоритетами. Поэтому мы естественным образом в прошлом году подошли к тому, чтобы структурировать наши многочисленные инициативы в области устойчивого развития в единую стратегию.
Будучи лидерами рынка, мы понимаем, что мы не только несем ответственность за нашу деятельность в обществе, с которым мы взаимодействуем, но и во многом задаем тон и планку для всей индустрии. И мы хотим, чтобы наша индустрия в целом становилась все более социально ответственной. Мы считаем своим долгом помогать нуждающимся, помогать нашим покупателям быть более экологичными и практиковать ответственное потребление и рациональное использование ресурсов, помогать им вести более здоровый образ жизни.
— Как вы работаете с вашими поставщиками в области устойчивого развития? Разделяют ли они ваши принципы?
— Мы понимаем, что достижение наших целей в области устойчивого развития для нас возможно только в том случае, если мы будем двигаться в этом направлении совместно с нашими партнерами. Как я уже сказал, одна из наших целей — это создание ответственной цепочки поставок, повышение доли товаров на полках, которые произведены (и сами товары, и их упаковка) ответственным способом. Поэтому мы налаживаем диалог с нашими поставщиками по вопросам сертификации, упаковки и т.д., и прорабатываем совместные программы в области устойчивого развития.
Конкретный пример: летом этого года мы разработали и опубликовали рекомендации в области устойчивого развития для поставщиков и обновили в соответствии с принципами устойчивого развития наши закупочные политики.
Это важный шаг для нас в рамках реализации одной из четырех целей по содействию ответственному потреблению и использованию ресурсов. Если мы ставим себе конкретные цели по доле ответственно произведенных товаров на нашей полке и сокращению отходов, отправляемых на мусорный полигон вместо переработки, то чтобы это получить, мы должны уже сегодня сориентировать наших поставщиков, дать понимание, какие именно товары, в какой упаковке мы будем приветствовать. И, поскольку мы не смогли опереться на какое-то готовое руководство, мы разработали собственные рекомендации, основываясь на анализе лучших практик в области ESG в секторе продуктового ретейла, на экспертизе экологов, а также на данных, полученных в результате опроса поставщиков Х5, в котором приняли участие наши крупнейшие партнеры.
В итоге документ включил в себя перечень добровольных экологических и социальных сертификаций, а также содержит видение в части устойчивой упаковки. Помимо этого, мы разработали для наших поставщиков специальный информационный материал по устойчивому развитию, его также можно найти в открытом доступе на нашем сайте. Он поможет нашим партнерам в погружении в тему устойчивого развития в целом, даст представление о стратегических целях Х5 в области устойчивого развития, программах и рекомендациях, а также содержит примеры возможных партнерств в рамках стратегии нашей компании.
Нам очень радостно видеть, что наши ключевые партнеры разделяют наши принципы устойчивого развития и уже многое делают для решения социальных и экологических проблем. Я уверен, что дальше — только больше.
— Как вы прививаете своим покупателям и сотрудникам принципы устойчивого развития? Через какие программы, проекты в области устойчивого развития вы работаете с этими аудиториями?
— Я уже упоминал, что при определении наших целей и программ мы опирались на мнение покупателей и сотрудников. И их мнение будет для нас основным индикатором при оценке прогресса в достижении наших целей в области устойчивого развития. Для этого мы создаем систему получения постоянной обратной связи, мы хотим понимать, какая повестка их волнует, и откликаться на нее. Кроме того, мы стимулируем ответственное потребление среди покупателей. Для этого мы разрабатываем сразу несколько программ «зеленого» маркетинга, например, стимулируем покупку многоразовых экосумок, многоразовых мешков для взвешивания фруктов и овощей. В прошлом году было продано 3 млн многоразовых сумок, а только за первое полугодие 2020 года мы продали 2 млн таких сумок.
И мы видим, что интерес покупателей к экологичным акциям и проектам, проводимым в наших сетях, постоянно растет, они с удовольствием принимают в них участие. Например, хороший отклик мы получаем на акции по сбору использованных зубных щеток и батареек в супермаркетах «Перекресток». Эти вещи отправляются из наших магазинов на специальные заводы, где они проходят вторичную переработку.
Совместно с нашими партнерами из FMCG-сектора мы пилотируем различные формы организации инфраструктуры сбора ценного вторичного сырья — пластиковой и алюминиевой тары — через фандоматы для последующей переработки. Онлайн-супермаркет «Перекресток Впрок» забирает у клиентов пакеты после доставки продуктов и также отправляет их на переработку.
Помимо этого, мы используем вторичное сырье и запускаем использованные материалы в повторный оборот там, где это возможно. Х5 стремится к тому, чтобы как можно большая доля использованных материалов стала сырьем для вторичной переработки, и как можно меньшая — мусором, отправляемым на свалку. Например, мы используем высокое содержание вторичного сырья (35%) в наших фирменных пакетах и покупательских корзинах, где Х5 стала заказчиком такого сырья. Сегодня это становится обязательным требованием для наших поставщиков пакетов и корзин, что, учитывая масштаб нашей деятельности — более 17 тыс. магазинов — способно серьезно простимулировать развитие экономики замкнутого цикла.
Если говорить про наших сотрудников, то для них недавно был разработан интерактивный онлайн-тренинг по устойчивому развитию. Весь персонал розницы и офисов торговых сетей, а также сотрудники корпоративного центра — в общей сложности это более 300 тыс. человек — пройдут обучение до конца этого года. Тренинг дает комплексное представление об устойчивом развитии, о глобальных целях ООН, о том, как компания применяет принципы устойчивого развития к собственным бизнес-процессам и подразделениям, а также какой вклад может внести каждый сотрудник в достижение целей устойчивого развития.
В центральных офисах торговых сетей установлены контейнеры для раздельного сбора использованной бумаги, а также пластиковых крышек от бутылок.
— Прошел почти год с момента принятия Х5 стратегии устойчивого развития. Какие уже есть итоги? Что было сделано за это время?
— Мы очень подробно описали наш прогресс в области устойчивого развития в отчете за первое полугодие 2020 года. Он находится в общем доступе на нашем сайте, его можно изучить подробнее. Если говорить вкратце, то за этот срок нами была проведена масштабная работа по внедрению стратегии устойчивого развития во все бизнес-процессы компании. Разработка конкретных метрик по каждой из цели стратегии, о которых я говорил ранее, это также огромная работа наших специалистов и команды по устойчивому развитию Х5, которая была проведена за полгода.
Приведу несколько цифр: в течение этого года мы отправили 400 тыс. т твердых отходов, образовавшихся в процессе операционной деятельности наших магазинов, на вторичную переработку — это на 35% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Мы в три раза увеличили объем продуктов, которые идут на переработку, в том числе, на корм животным вместо утилизации (речь про продукты, утратившие товарный вид до истечения срока годности). В тысяче «Пятерочек» появились корзины, на 100% изготовленные из переработанного пластика. Торговые сети Х5 собрали через фандоматы более 750 кг использованной тары для дальнейшей переработки в обмен на скидочные купоны от участвующих в проекте производителей.
«Перекресток» начал продвижение принципов здорового образа жизни среди покупателей. В частности, в восьми супермаркетах Москвы реализуется пилотный проект по организации ЗОЖ-корнеров, где представлено несколько сотен наименований полезных продуктов, входящих в собственную классификацию ЗОЖ Х5. Также сеть стартовала с информационными кампаниями для покупателей: «Корзина здорового питания» и «Маршрут полезных привычек», проложенный при помощи специальной навигации внутри торгового зала, который помогает покупателям выбирать продукты для здорового и сбалансированного питания, и одновременно с этим мотивирует их к ответственному потреблению и рациональному использованию ресурсов.
В первой половине этого года мы передали почти 145 т еды (это более 24 тыс. продуктовых наборов) нуждающимся в рамках проекта «Корзина доброты». А проект «Островок безопасности», ориентированный на помощь потерявшимся и дезориентированным людям, помог вернуться домой 466 людям.
И это всего лишь часть результатов, которых мы достигли в области устойчивого развития за первую половину этого года. Для меня лично самым главным результатом к этому моменту стало то, что в процессе обсуждения и формирования целей вся команда стала говорить про это на одном языке, разделять эти цели и осознавать их важность.
— На ваш взгляд, поменяла ли эпидемия COVID-19 подход, отношение к устойчивому развитию у крупных компаний? Если да, то в чем?
— Можно с уверенностью сказать, что кризис не повлиял радикально на поставленные нами цели в области устойчивого развития. Эти цели основаны на фундаментальном понимании глобальных проблем, и кризис только лишний раз подчеркнул плотную взаимосвязь разных сфер жизни, что и лежит в основе философии устойчивого развития.
Важное изменение, которое произошло за последние месяцы — это усиление вопросов безопасности, вопросов защищенности наших магазинов и продукции. Безопасность сотрудников и покупателей стала одним из наших главный приоритетов. Защищенность становится ключевым элементом клиентского опыта. Низкий риск инфицирования при посещении магазина или при контакте с курьером доставки — новый драйвер лояльности покупателей, который сохранится и далее.
Второй очевидный тренд — активное развитие онлайн-каналов продаж. Х5 инвестировала в создание инфраструктуры для работы своих онлайн-платформ с 2017 года. Онлайн супермаркет «Перекресток Впрок» начал работу в апреле 2017 года в Москве, в конце прошлого года в столице был запущен пилот экспресс-доставки из «Пятерочки», который был развернут с опережением графика в период пандемии, а в апреле этого года заработал сервис экспресс-доставки из «Перекрестков».
Также важно отметить, что пандемия заставила многих по-другому относиться к своему здоровью и заботиться об иммунитете. Это приводит к повышенному вниманию к ЗОЖ в целом и к росту потребления более здоровой пищи, поэтому мы увеличиваем ввод в ассортимент такой продукции.
Пандемия во многих областях поменяет привычки и поведение покупателя. Покупатели после взрывного роста сервисов доставки, который произошел в марте, привыкли к этому сервису, понимая, что это удобно и безопасно. Мы видим, что в наши онлайн-сервисы приходит много новых пользователей. И если раньше для многих потребителей существовал барьер заказов продуктов онлайн, то текущая ситуация помогла им эти барьеры преодолеть и сформировать новый покупательский опыт, который будет способствовать росту лояльной базы и развитию рынка.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.