Об эксперте: Юлия Грачева, кандидат биологических наук, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни».
В России позиционирование товара как экологичного является добровольным, а сам термин «экологичный товар» законодательно не закреплен. Это приводит к тому, что производители и потребители могут вкладывать в это понятие свой смысл. Однако в мировой практике существуют надежные ориентиры, которые помогают определить по-настоящему экологичный продукт. Это экомаркировки.
Маркировки максимальной экологичности
Они относятся к первому типу экомаркировок и оценивают экологические характеристики товара по всему жизненному циклу товара (сырье, производство, упаковка, транспортировка, хранение, эксплуатация, утилизация).
«Листок жизни» — единственная в России экомаркировка-член Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN). Всего в GEN входит 27 таких символов из разных стран. В российских магазинах помимо «Листка жизни» встречаются «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (Скандинавские страны), «Европейский цветок» (страны ЕС) и другие. Их можно увидеть на самых разных непродовольственных товарах и продуктах питания.
Прежде, чем получить такой знак, продукт должен доказать соответствие строгому экологическому стандарту. Он оценивает не только качество продукции, но и процесс производства. Минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, исключать вредные компоненты в составе продукции, перерабатывать отходы — это лишь часть критериев стандарта, которые должен выполнить производитель.
Соответствие требованиям проверяют эксперты-экологи независимого органа по сертификации, и только по итогам успешного прохождения экологического контроля принимается решение о выдаче сертификата. Экологические требования, предъявляемые к продукции, прозрачны и доступны на сайтах сертифицирующих организаций. Для экомаркировки «Листок жизни», например, это «Экологический союз».
Органик-маркировки
Ответственное отношение производителя к экосистеме подтверждают органик-маркировки. Продукция со знаками «ОРГАНИК» и EU Organic («Евролист») не содержит синтетических добавок. Для выращивания растений применяются только натуральные средства, а для животных — органические корма, соблюдаются правила гуманного обращения с животными. При этом органическая сертификация, в основном, не учитывает экологичность упаковки или производственных процессов переработки продуктов питания.
Отраслевые маркировки
Маркировки, оценивающие отдельные этапы жизненного цикла товара, наиболее экологически значимые именно для конкретного вида продукции, принято называть отраслевыми. К таким, например, относится FSC. Такая маркировка встречается на вещах или упаковке из бумаги или дерева и означает, что древесные ресурсы для продукции происходят из ответственно управляемых лесов, а не из незаконных источников. Маркировка Energy Star оценивает экологичность по критерию энергоэффективности, а Global Organic Textile Standard указывает на то, что в составе материала только органический хлопок.
Необоснованные экозаявления
На упаковках товаров наряду с подтвержденными сертификатами маркировками, встречаются и ложные экозаявления — гринвошинг (буквально — «зеленое отмывание»).
«Зеленое» позиционирование товаров без достаточных на то оснований используют недобросовестные компании в погоне за прибылью. По данным аналитических исследований, на экологические свойства продуктов обращают внимание 60-70% покупателей. Более того, люди готовы платить больше за такие продукты. Конечно, компании заинтересованы в использовании приставки «эко» на этикетке своего товара с целью повышения продаж.
Виды гринвошинга:
- Скрытый компромисс. В этом случае бренд выделяет одно или несколько экопреимуществ и заявляет об этом. При этом по другим критериям продукт может быть неэкологичен, но об этом умалчивается.
- Ложные ярлыки. Производитель использует знаки внешне похожие на настоящие экомаркировки.
- Отсутствие доказательств. В этом случае заявленная экологичность не подкреплена доказательствами.
- Неопределенность. Производители используют абстрактные термины, например, «фермерский продукт», «зеленый» или «экологически дружественный».
Тогда как одни компании действительно становятся экологичными, получают этому подтверждение в виде экосертификата и предоставляют своим покупателям прозрачную, честную информацию, другие просто используют «эко» как маркетинговый прием.
Введенный в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает спекулянта, а не экологически ответственного производителя.
В итоге место экологически ответственного бизнеса занимают предприятия, которые продолжают загрязнять воздух, водоемы, используют опасные для здоровья компоненты в составе своей продукции, и не предпринимают усилий, чтобы сократить свое ресурсопотребление и решить проблему отходов производства. Таким образом, распространение гринвошинга существенно тормозит развитие устойчивого производства и потребления.
Как проверить подлинность экозаявлений
Распознать «гринвошинг» обычному покупателю не просто. Для этого надо провести серьезное исследование, разобраться в декларациях производителя. Недобросовестный «зеленый» маркетинг, как правило, заметен тогда, когда компания тратит больше денег на экорекламу, чем на реальное изменение технологий производства для снижения нагрузки на окружающую среду.
Для того чтобы «зеленый» сертификат действительно гарантировал экологичность продукта, должны соблюдаться два условия. Стандарты, на соответствие которым проверяется продукт, должны быть в открытом доступе, научно обоснованы, измеримы и понятны каждому человеку, желающему в них разобраться. Проверка качества продукта должна осуществляться органом по сертификации в соответствии с четкими процедурами и беспристрастно.
К сожалению, в России множество примеров псевдосертификаторов, готовых за небольшую сумму напечатать любой документ. Естественно ни о какой экологичности продукции в этом случае речи идти не может.
Экологическое заявление может быть правдивым, если оно сформулировано четко, является обоснованным и проверяемым. Например, «перерабатываемая упаковка» или «в составе нет фосфатов». Надписям о натуральном составе и экологичности продукции можно верить, только убедившись в наличии надежной экомаркировки. Все они собраны в бесплатном мобильном приложении Ecolabel Guide. Скачать можно в App Store или Google Play. С помощью него легко проверить значение маркировки на товаре прямо в магазине. Для этого нужно навести камеру смартфона на незнакомый значок.
Бороться с гринвошингом потребитель может, выбирая товары с экомаркировкой, расспрашивая продавцов и производителей об экологических свойствах продукции, повышая собственную экологическую грамотность, а также транслируя свой опыт друзьям и близким.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.