Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Trashion: как объединить модную индустрию и переработку отходов

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Во всем мире дизайнеры и бизнесмены пытаются привести моду в соответствие с правилами устойчивой экономики, побуждая покупателей уйти от принципов «быстрого потребления». Одним из таких способов стала концепция trashion

Мир производит огромное количество отходов. Согласно отчету ООН, одного только пластикового мусора производится около 300 млн т в год. При этом лишь 5% пластика эффективно перерабатывается: большая часть просто сжигается или выбрасывается. Около трети мусора попадает в природу, отравляя океан и почву бензолом, метаном, сероводородом и другими вредными веществами. Разумный подход к тому, как мы используем пластик, помогает смягчить существующих экологический кризис. Один из способов дать мусору новую жизнь — модернизировать производство одежды.

Дизайнеры и предприниматели по всему миру перестали рассматривать мусор как просто отходы — они начали воспринимать его как ресурс, чтобы вывести переработку на новый уровень и сделать модную индустрию менее расточительной. Идея не безосновательна: производство одежды дает огромное количество отходов. В одной только Великобритании за 2017 год на свалку было отправлено 336 тыс. т одежды. Одежда из синтетики разлагается десятки лет, а полиэстер, который присутствует в 60% всей произведенный одежды, при разложении выделяет в три раза больше парниковых газов, чем хлопок.

Фото:Bloomberg
Зеленая экономика Сможет ли конопля заменить хлопок

При этом на создание одежды уходит огромное количество энергии и сырья, и производство вещей вредит экологии еще до того, как они становятся мусором. Газы, пестициды и химикаты, попадающие в воду при выращивании хлопка и окрашивании тканей серьезно вредят окружающей среде. Одним из путей сделать модную индустрию более экологичной, объединить ее с переработкой, и при этом создавать инновационные дизайны стала концепция trashion.

Что такое trashion?

Термин образован от двух слов — trash (англ. «мусор») и fashion (англ. «мода»). Это одежда, обувь или аксессуары, сделанные из отходов. При этом мусор может быть каким угодно — от старых джинсов до пластиковых бутылок. Главный принцип trashion — не выбрасывать вообще ничего, и делать повторное использование вещей не просто практичным, но и эстетичным.

Изначально концепция trashion использовалась защитниками природы в арт-акциях как форма протеста против культуры потребления. Позже этим заинтересовались авангардисты, и trashion превратился в модную субкультуру и целое направление искусства. На первых порах концепция была связана с высокой модой, поскольку во главу угла ставилась эстетическая составляющая, а не практическая польза. Но со временем вещи из мусора превратились из причудливых нарядов в удобные повседневные вещи.

Фото:Московский музей дизайна
Зеленая экономика «Фантастик Пластик»: 13 дизайнерских предметов из переработанных отходов

Почему trashion экологичен?

  1. Снижает потребление сырья: trashion-вещи изготавливают из уже созданных материалов.
  2. Сокращает количество отходов: мусор не отправляется на свалку, а используется для производства новых предметов одежды.
  3. Приводит к инновациям: мода на альтернативные варианты изготовления вещей побуждает искать более экологичные способы производства.
  4. Поддерживает тренд на «осознанность»: trashion побуждает покупателей по всему миру думать о том, как их покупки влияют на окружающую среду.

Чем trashion отличается от «ответственной моды»?

Производители, придерживающиеся принципов «ответственной моды», создают одежду из материалов, сделанных из сильно переработанного мусора. Например, пластиковые бутылки преобразуют в мелкий пластик, из которого позже изготавливают детали сумок. Trashion-вещи создают из мусора в том состоянии, в каком он есть, подвергая его минимальной обработке. Это экономит энергию и уменьшает количество вредных выбросов.

Как давно существует направление trashion?

Люди создавали одежду из мусора еще до того, как был придуман термин trashion. Племена Африки делали сумки из пакетов из-под сока, гаитяне изготавливали ювелирные украшения из консервных банок. Как направление моды и искусства концепция trashion стала развиваться с 1990-х годов. Тогда американская художница Энн Уайзер спроектировала ко Дню Земли серию костюмов, изготовленных из пластиковых отходов.

Костюм Button Boy дизайнера Энн Уайзер
Костюм Button Boy дизайнера Энн Уайзер

С 2004 годов trashion стал набирать популярность благодаря модным вечеринкам в Нью-Йорке: клуб Plan B начал проводить интерактивные художественные выставки, где экспонатами были произведения искусства, сделанные из мусора. Там же проходил ежемесячный конкурс Trashion Faceoff — два дизайнера соревновались за звание «Короля Трэш-моды». В 2006 году художница Джулия Дженатозио открыла дизайн-хаус Monsoon Vermont. Компания запустила производство зонтиков, штор для душа и рюкзаков из отходов, собранных по всей территории Индонезии. С этой фирмы начался коммерческий путь trashion.

Кто-то действительно придерживается концепции trashion или это просто идея?

Попытки превратить мусор в предметы высокой моды предпринимали многие знаменитые дизайнеры. Например, бельгиец Мартин Маржела использовал паруса, бейсбольные перчатки и даже дверные ручки для своего показа мод 2012 года. После этого дизайнер выпустил серию пуховиков из мусорных мешков. В том же году к trashion присоединился Кристиан Лубутен, создав коллекцию туфель из мусора «Trash Shoes».

Туфли Christian Louboutin
Туфли Christian Louboutin

Сегодня активисты и государственные комитеты по охране окружающей среды проводят конкурсы и показы мод, поддерживающие дизайнеров и местных жителей в желании сделать индустрию моды менее расточительной. В США ежегодно проводится конкурс Bainbridge Island Trashion Show, чья миссия — распространять информацию об осознанном потреблении, переработке и сокращению отходов. Организаторы учредили ежегодный показ мод и студенческую премию Trashion Awards.

Лауреат конкурса Trashion Awards 2019 в костюме «Буфетчица Апокалипсиса»
Лауреат конкурса Trashion Awards 2019 в костюме «Буфетчица Апокалипсиса»

Платье «Куб Рубика», победитель в номинации «готово к носке»
Платье «Куб Рубика», победитель в номинации «готово к носке»

Комитет по охране окружающей среды американского города Блумингтон создал ежегодное благотворительное шоу Trashion Refashion Runway. На нем местные жители любого возраста и профессии могут представить свои проекты дизайна из мусора. Средства, собранные на шоу, идут на помощь Центру в области устойчивого развития. Ежегодные конкурсы и показы проходят в Лондоне, Хельсинки, Гонконге и других городах мира.

Показ мод Trashion Refashion Runway 2020

Дизайнеры и производители по всему миру пытаются сделать моду выражением экосознания. Австралийская художница Марина ДеБрис превращает в одежду мусор, плавающий в океане или выброшенный на пляж. Дизайнер выступает против загрязнения океана и надеется, что своим искусством она может показать как «отходы, которые мы создаем, продолжают преследовать нас». Американский дизайнер Дэниэл Сильверстайн, работающий под псевдонимом Zero Waste Daniel, создает одежду из отходов швейной промышленности Нью-Йорка, придерживаясь принципа «ноль отходов».

Платье от Zero Waste Daniel
Платье от Zero Waste Daniel

Индонезийская компания XSProject платит деньги местным жителям за сбор мусора, а потом создает из этих отходов сумки и кошельки. Часть вырученных с продажи вещей средств фирма направляет на улучшение образования и жилья в стране. Компания Chilean Modulab Studio использует для производства сумок старые рекламные баннеры. То же сырье перерабатывает дизайнерская лаборатория из Гонконга KaCaMa для создания предметов интерьера. Фирма Элвис & Кресс дает вторую жизнь выброшенным пожарным шлангам, лодочным парусам и парашютам — из них изготавливают сумки и ремни.

Светильники KaCaMa из фрагментов рекламных баннеров
Светильники KaCaMa из фрагментов рекламных баннеров

Может ли trashion быть эффективной бизнес-моделью?

Способность концепции приносить доход хорошо проиллюстрирована кейсом компании Trashion, основанной домохозяйкой Янти Ардис из Джакарты. Прежде всего, фирма создает новые рабочие места для людей, не имеющих специализации или возможности другого трудоустройства. Для создания одежды из мусора не требуется особых навыков, поэтому на производство чаще всего устраиваются домохозяйки и молодые люди без образования. Кроме того, компания сотрудничает со сборщиками мусора: они собирают для фирмы подходящий пластик и получают за это дополнительный доход.

Для основателей бизнеса концепция тоже оказалась выгодной. Отходы со свалки бесплатные, за килограмм пластика, собранный мусорщиком, компания отдает 300 рупий. При этом цена конечного продукта Trashion — кошелька или сумки — варьируется от 15 тыс. до 400 тыс. рупий. С учетом незначительных затрат на обработку мусора при производстве, оборот компании достигает 50 млн рупий в месяц (около 260 тыс. руб.) с чистой прибылью около 30-50% от выручки. Trashion прошла контроль качества по программе Unilever, получила международное признание, и теперь получает заказы из Сингапура, Филиппин, Индии, Нидерландов, Англии и США.


Подпишитесь на наш «Зеленый» канал в Telegram. Публикуем свежие исследования, эко-новости и советы, которые помогут жить, не вредя природе.

Обновлено 01.10.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть