А в чем тренд?
Какао-бобы — основной ингредиент шоколада. При этом выращивание какао сопряжено с высокими экологическими рисками. Из-за возделывания этой сельскохозяйственной культуры вырубается лес, вследствие чего усиливается жара и учащаются штормы. Также ученые предупреждают, что треть какао-деревьев исчезнет к 2050 году, что приведет к глобальному дефициту шоколада.
Шоколад без какао
Немецкий стартап Planet A Foods создает шоколад под названием ChoViva без какао и какао-масла.
Основные ингредиенты кондитерского изделия — овес или семена подсолнечника. По словам создателей проекта, они были выбраны не случайно. Чтобы найти нужную альтернативу, создатели стартапа изучили сырые, ферментированные и жареные какао-бобы, а также готовый шоколад. Оказалось, что при обжарке бобов происходит процесс карамелизации, которая и придает шоколаду такой вкус.
Команда химиков изучила 300 ингредиентов, которые могли бы заменить какао. «Вкус и аромат шоколада исходят не от сырых какао-бобов, а от ферментации и обжарки. Обрабатывая овес и семена подсолнечника аналогично какао, ChoViva получает массу с шоколадным ароматом», — объяснила соучредитель компании, пищевой химик Сара Маркварт.
Как выглядит процесс производства:
- Семена овса и подсолнечника проходят процесс ферментации, основанный на древней технологии пивоварения. После этого семена обжариваются.
- Жареные ингредиенты измельчаются в концентрат, который по структуре близок к какао-порошку.
- Полученный концентрат смешивается с сахаром и растительными жирами, а потом перемалывается. В итоге получается «шоколадная» масса.
Главные преимущество овса и семян подсолнечника — стоимость и распространенность. Еще один плюс — экологичность: такой метод производства может сократить выбросы углекислого газа на 500 млн т ежегодно. «Мы не против шоколада и не отбираем его у вас. Мы стремимся к тому, чтобы шоколад использовался для создания таких кондитерских изделий, как M&Ms, Snickers, Mars, Bounty», — добавил генеральный директор Planet A Foods Максимилиан Маркварт.
Время для масштабирования
По словам представителей стартапа, экономические показатели делают ChoViva привлекательным вариантом для промышленной пищевой промышленности, поскольку продукт не подвержен колебаниям цен. Но для такого перехода стартап должен быть в состоянии производить свою альтернативу в тех объемах, которые требуются пищевой промышленности.
«Мы уже приобрели оборудование и находимся на стадии расширения производства. У нас есть несколько промышленных клиентов. Сейчас мы просто пытаемся удовлетворить спрос в Европе», — рассказал Максимилиан Маркварт. Среди брендов, купивших ChoViva, кондитерские компании Lambertz и Lindt, немецкая розничная группа Rewe Group и железнодорожный оператор Deutsche Bahn.
Технология Planet A Foods по превращению семян подсолнечника в экологически чистый шоколад уже заинтересовала инвесторов. В декабре 2024 года стартап получил $30 млн для реализации планов по масштабированию. Полученные средства направят на увеличение производственных мощностей примерно в 7,5 раза.
Сейчас стартап производит 2 тыс. т ChoViva в год. Компания планирует повысить этот показатель до более чем 15 тыс. т и начать международную экспансию. В планах — открытие первого производственного предприятия в США. ChoViva уже используется производителями Германии, Австрии и Швейцарии. Planet A Foods собирается запустить производство в Великобритании и Франции в первом квартале 2025 года.
Финансирование также позволит провести дополнительные исследования, поскольку команда работает над созданием альтернативы какао-масла. Еще одна цель — предложить замену пальмовому и кокосовому маслам, животному жиру.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.