Что привело Китай к масштабному переходу на электромобили

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Китай переживает бум популярности электромобилей: тысячи граждан ежедневно приобретают новые машины. Разбираемся в факторах, которые к этому привели

Китай — крупнейшая страна мира по объему выбросов углекислого газа: в 2021 году его вклад в загрязнение атмосферы составил 33% от общемирового. На транспорт приходится около 10% всех вредных выбросов Китая. Но в отчете Международного энергетического агентства за 2023 год говорится, что более половины всех электромобилей в мире ездят по дорогам этой страны. В период с 2021 по 2022 год продажи таких машин там выросли с 1,3 млн до 6,8 млн.

По замыслу руководителей Коммунистической партии Китая (КПК), стране нужно достичь пика выбросов до 2030 года, чтобы потом их постепенно снижать. Этой цели будет способствовать план, по которому к 2030 году новые электромобили составят 40% транспорта на дорогах, после чего вред атмосфере от этой отрасли начнет уменьшаться.

В середине 2022 года в стране насчитывалось 312 млн гражданских автомобилей, из которых на электрокары приходилось около 3,2%. Самым популярной моделью была Tesla, но к ней близко подбирался местный бренд BYD. В 2024-м Tesla уже замыкает тройку лидеров, а первые два места занимает упомянутый BYD. Доля электрокаров на дорогах выросла до 7,2%.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Насколько часто загораются электромобили: новое исследование

Почему электромобили популярны в Китае

Китайская индустрия электромобилей начала расти благодаря многолетним государственным субсидиям и налоговым льготам, масштабному вмешательству правительства в развитие технологий и инфраструктуры, а также политике, направленной на поощрение покупателей — например, к ней относится бесплатная выдача номерных знаков владельцам электрических машин.

Из-за характера китайской экономики КПК обладает достаточной властью для регулярного вмешательства в рынок, чтобы помочь сократить выбросы и достичь своих целей в области возобновляемых источников энергии. В 2001 году партия включила исследование технологий электромобилей в свой пятилетний план и поставила цель, чтобы к 2027 году они составляли 45% всех продаж новых машин. В период с 2009 по 2022 год в рынок были влиты миллиарды юаней в виде субсидий и налоговых льгот, а в городах создана обширная придорожная инфраструктура.

Фото:BMW
Индустрия 4.0 Как устроен электромобиль с моментальной сменой окраски кузова

Бум отрасли

В 1862 году в Китае основали компанию Changan, которая в середине 20 века стала автомобильной. Сейчас она сотрудничает с Mazda и Ford, а ее глобальный центр исследований и разработок расположен в одном из крупнейших китайских городов Чунцине.

Сегодня Changan — восьмой по величине производитель электромобилей в Китае, а его шоурумы заполнены различными моделями — от миниатюрных городских хэтчбеков до роскошных спорткаров и больших внедорожников. Компания планирует прекратить производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2025 году, чтобы сосредоточиться исключительно на электрических и гибридных автомобилях.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Проблемные аккумуляторы: почему мир пока не перешел на электромобили

Экономика или экология

Реклама и маркетинг электромобилей в Китае редко фокусируются на экологических преимуществах. Большинство владельцев утверждают, что главным фактором покупки была низкая цена. Например, они могут сэкономить при покупке электрокара до $13 тыс. на бесплатном номерном знаке (их количество для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания строго нормируется государством).

Исследование, проведенное учеными из Массачусетского технологического института и Пекинского технологического института, показало «заметный эффект сокращения выбросов углерода, когда электромобили заменяют топливные на эквивалентных пробегах». Оно также прогнозирует для Китая значительное сокращение выбросов в течение следующего десятилетия.

Тинглон Дай, профессор бизнеса в Университете Джона Хопкинса, отмечает: «Цель в 45% [электрокаров на дорогах] достижима до тех пор, пока Си Цзиньпин решает, что стоит продолжать поддерживать индустрию. Электромобили — одна из редких областей, где Китай полноценно лидирует: высокое качество и низкая цена, не говоря уже о головокружительном разнообразии. Это одна из невероятных возможностей для страны занять доминирующее положение на очень уважаемом рынке. И это также соответствует широким экологическим целям Запада».

Обновлено 05.08.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть